ГИБЕЛЬ АТЛАНТИДЫ В ЗАПАДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА
Одно из наиболее перспективных исследований в плане литературоведения - поиск параллелей к атлантической теме у Толкиена в творчестве других писателей, особенно ХХ века, зачастую обращавшихся к тем же источникам вдохновения, а то и личного опыта. Методологически следует приветствовать то, как подобные сравнения представлены в книге С.В. Алексеева о Толкиене, но, конечно, их число нужно пополнять.
Начнем с цитаты из воспоминаний Мигеля Серрано, очень похожей на строки о Нуменоре: "Когда я открыл врата памяти, воспоминания нахлынули на меня огромной волной, подобной той, которой, как говорят, накрыло Первородную Родину..." (когда я проводил опрос по поводу узнаваемости данной фразы, треть проголосовавших подписчиков вообще приняла ее за цитату из Толкиена: https://vk.com/wall-6516_1500489).
Сегодня хотелось бы обратить внимание на такого плодовитого американского писателя из круга Лавкрафта, как Абрахам Меррит. Его роман "Ползи, тень!" был вдохновлен бретонской легендой о затоплении города Ис - разумеется, прекрасно известной и Толкиену, использовавшему другой бретонский сюжет, к примеру, в своей "Балладе об Аотру и Итрун". Однако в оригинальном бретонском тексте из сборника "Барзаз Брейз" ничего не сказано о сатанинских жертвоприношениях на мегалитах Карнака, предшествовавших затоплению водами Атлантики священного города. Такой мотив появляется только в ХХ веке, в "Акаллабет", "Утраченном пути", "Записках клуба Наитие" и проч. у Толкиена применительно к Нуменору и - независимо, но тоже в конце 30-х годов, т.е. строго одновременно - у Меррита в "Ползи, тень!".
Но и этого мало! Еще одно разительное сходство между Мерритом и Толкиеном - одинаковый мотив генетической памяти (не реинкарнации!), когда архетипические события из жизни предков буквально повторяются снова и снова спустя десятки поколений у их потомков. В случае с Толкиеном ("Утраченный путь") это история с именами, которые переводятся одинаково: сначала Амандиль и Элендиль в Нуменоре, потом Аудойн и Альбойн в Лангобардском королевстве, затем Эадвине и Эльфине в Англии Х века, наконец, Эдвин и Элвин в ХХ веке снова и снова повторяют одни и те же поступки: отец наставляет сына, уплывает в Атлантику и пропадает без вести, сын должен спасти остатки Традиции. В случае с Мерритом, избравшим местом действия своего романа самый крупный в мире (!) комплекс из 3 тысяч мегалитов в бретонском Карнаке, речь идет о треугольнике персонажей из колдуньи Дахут, ее отца сатаниста Кераделя и ее возлюбленного Алана де Карнака, в руках которого - затопление и гибель всего Иса; спустя полторы тысячи лет их действия повторяются их потомками уже в ХХ веке.
Не буду цитировать ужастики, но вот описание волны из финала романа Мерритта, слишком похожее на падение Нуменора:
"Мне не нравятся эти шутки, Рикори. Они... ужасны. И Существу в Пирамиде они не нравятся... хотя де Керадель смеется. Существо высовывается из Пирамиды... оно тянется к чану и камню жертвоприношений... Оно пьет... растет... Боже! Дахут! Дахут!
Как будто услышав, сияющая фигура подняла руку... протянула ко мне... я почувствовал прикосновение ее пальцев к своим глазам и ушам, губы ее коснулись моих. Она посмотрела на море и широко развела руки.
Выкрикнула Имя, негромко... ветер на море стих... Снова, как будто имела право вызывать... волны стихли... и в третий раз - торжествующе.
Крик волн, гром прибоя, рев ветра, весь шум моря и воздуха смешались в могучем диапазоне. Все смешалось в хаотическом вопле, первобытном, страшном. Неожиданно все море покрылось гривами белых морских коней... армией белых морских коней... белых коней Посейдона... ряд за рядом эти кони устремлялись из глубины океана и обрушивались на берег.
Над более низкими возвышенностями, между скалой, на которой стояла Дахут, и вершиной, на которой стоял я, выросла стена воды, она поднималась, быстро и целеустремленно. Поднимаясь, она меняла форму... набирала силу. Все выше и выше, на сто футов, двести футов над скалами. Остановилась, вершина ее стала плоской. Ее вершина превратилась в гигантский молот...
А за ней показалась гигантская туманная фигура, голова ее скрывалась в облаках и была увенчана молниями.
Молот обрушился, ударил на Существо в Пирамиде, на де Кераделя и одетых в красное людей с пустыми глазами, на монолиты.
Пирамиду и монолиты скрыла вода, кипящая, бьющая струями, разбивающая камни. Она переворачивала эти камни, бросала их.
На мгновение послышался нечеловеческий вопль их глубины Пирамиды, и я увидел, как Чернота, укутанная алыми огоньками, извивается под ударом молота воды. Мириадами рук бьется она в воде. И исчезает".
Сходство с гибелью Нуменора - Аталантэ за грех принесения сатанинских жертвоприношений и богоборчество очевидно. Как очевидна и та тоска по погибшей родине-под-волнами, Мар-ну-Фалмар, которая снедала не только Толкиена, Меррита и Серрано, но, если верить "Утраченному пути", и вообще всех жителей североатлантического региона, вплоть до португальцев.
А теперь вспомним строки из "Властелина Колец":
"Прежде чем сесть за трапезу, Фарамир и все его воины встали, обернулись лицами к западу и на минуту смолкли. Фарамир дал Фродо и Сэму знак, что они должны поступить так же.
- Таков наш обычай, - сказал он, когда все сели. - Мы обращаем взор в сторону исчезнувшего Нуменора, в сторону отчизны эльфов, которая пребывает, и к той стране, которая пребудет вечно. Вы тоже так поступаете?
- Нет, - ответил Фродо, вдруг почувствовав себя неотёсанным невежей и деревенщиной".
Нам, жителям континентальных евразийских просторов, следует лучше понимать эту фаустовскую страсть европейцев к бесконечно родной сокрытой под волнами стране, которая столь ярко и столь одинаково прорывалась в разобранных нами здесь строках Толкиена, Мерритта, Серрано (даром что чилийца!). Ибо символизм Традиции, пусть в данном случае относящийся к ее вторичному центру (вторичность коего никто и не скрывал, ср. "Место Атлантиды в нашей манвантаре" Рене Генона), является универсальным и всепоглощающим.
Прикрепляю сюда музыкальную композицию "Atlantis" (https://www.youtube.com/watch?v=XKsXJ9U4V6U) ультраправой группы "Legionarii" (изначальный клип отовсюду удален из Сети) и три великолепные картины Теда Несмита о гибели Нуменора, а также фото из бретонского Карнака.