Игра в мифе и в ритуале заканчивается убийством игроков у мирового дерева в Pucbal Chah, "Месте жертвоприношений при игре в мяч", - на игровой площадке. Летучие мыши обезглавливают героев. Ягуары расчленяют их тела с помощью когтейи клыков. Пролитие крови (еще один универсальный инициационный мотив) было неотъемлемой частью ритуала игры в мяч. Пять ночей испытаний мифа киче Ю.В. Кнорозов сопоставил с архаичным пятидневным ритуалом, поздним вариантом инициационных испытаний, который разворачивался на Юкатане в XVI в. на празднике Па-кум Чак, когда знатные мужчины и жрецы в течение пятиночей в храме бога-покровителя воинов совершали обряд нанизывания всех его участников на одну веревку, протянутую через проколы в пенисах; на рисунке в рукописи (М196) боги от обеих мифических фратрий совершают этот же обряд, стоя у храма, крышей уходящего к созвездию Черепахи. Подобным же образом боги-родоначальники от обеих "половин", в том числе двое близнецов, стоя над чашами, прокалывают себе пенисы в сцене на сосуде.
Обряд восходил к чрезвычайно архаическим генитальным операциям, призванным маркировать переход в новый разряд "культурно доделанного", "культурно маркированного". Действо должно было "подпитать" пуповину мира кровью участников, укрепить кровное единство общины, способствовать порождению новой жизни. Так бог Кецалькоатль пролил кровь из своего пениса над сосудом с костями предков, чтобы породить людей нового "творения".