mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » О пророчествах еллинских мудрецов.


О пророчествах еллинских мудрецов.

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

В связи с темой недавно поднятой Денисом публикую довольно известный религиозный текст. Влияние этого текста на русскую культуру XVI—XVII вв. действительно велико, хотя и содержание в нём небольшое. Следы этого влияния можно обнаружить даже в Благовещенском соборе Кремля, на дверях Успенского собора, в Троицкой церкви в Останкине и во многих других храмах и монастырях. Про эти изображения эллинских пророков даже писал Фомин, когда посещал Ипатьевский монастырь Костромы( -- ). Думаю, что для русских традиционалистов этот текст тоже представляет немалое значение, особенно в контексте обсуждения языческой традиции.

Первая редакция

"Тем же и Еллины преже пророк пророчествоваху, подвигше бо ся человеческиа вещи изобрести, таже въздоушна и вышшаа,тем же и Бога прославляше сим отчасти коснутися истинне. 1. Рече бо Фукидид: "едино три и три едино, бесплотно", образно есть Троица. 2. Аристотель же рече: "Неусыпно естество Божия бытия, не имуща начала, от негоже все крепкое соуществиться слово". 3. Еремий же тревеликий рече: "Заклинаю тя небо, великого Бога дело, заклинаю тя гласом отчим, иже провеща преже, егда весь мир оутвердити, заклинаю тя ве единородного его Слова и Духа". 4. И стоикъ рече: "Почтем Марием, яко добре скрывшую таинство, от неа бо хощет родиться Христос". 5. Фулидос рече: "Преже Бог,таже Слово и Дух с ним". 6. Аполон рече: "И не хотяща мя иже дома отгонять от чюднейшаго Бога и дыханиа, елма земен мя нудит небесный свет и пострадавый Бог есть и Божество пострада само". 7. И паки Еремей рече: "Бога разоумети неоудобно, есть бо трисъставен и несказанен, соущество и естество, неимущее в человецех оуподобление. 8. Платон рече: "Бог, понеже благ есть, благословению оубо есть виновен , злым же никакоже" 9. Сей же философъ безоимененъ, имя его не написано, но точию се написано гробе его: "Христу родитися от девы и верую в него, въ дни же Коньнстянтина и Ирины, паки мя оузриши". 10. Дионис же рече Пропию жрецу: "Отъяться от нас честь, ибо от небытия в бытие вся приведшее Слово Божие прииде, ново творя всяческаа". 11. Волхвы Пресийстии: Елимелехъ принесе злато. 12. Елисуръ принес ливанъ. 13. Елиавъ же змурну, и прийдоша и поклонишася Христу и реша: "Тебе твоа принесохомъ небесныя силы, Исусе, никтоже бы инъ исправилъ неисправленаа, аще не бы ты пришелъ, смесилъ горняа с нижними, лецо се твоей всепремудростной хитрости супротивника сице победити и низложити."

Вторая редакция.

Неци и реша ; и от елинскых мудрець пророчествоваху про христово пришествие , еже от девы
Реша бо неции. Аристотель, елинскый философ, глаголеть: Аполон несть бог, но жрець. Но есть бог на небесех, ему же снити на землю и воплотитися от девы чисты. В него же и аз верую. А по моей смерти тыcяща и осмьсот лет снити ему на землю, а четыреста лет по божественом его рожестве мои кости осиает солнце.
Яко же что о Платоне елине в отеческых носится повестех. Досажен бысть он, умрый древле," || от некоего христианина, яко безбожен и лукав
укаряем бе. В сне же представ досажающему: А з бо, рече, грешна убо себе быти не отмещуся, Христу же в ад сходящу ни един преж мене верова в него.
Ермий убо Тревеликий, египтянин быв человек еллин, беседует своя словеса и свое богословие сказует: Бога убо разумети неудобно, сказати же невъзможно, есть бо трисъставен и несказанен, существо и естество неимущее в человецех уподоблениа.
Менанд[р]. Неиследованно и неизреченно и неразрушено божество в три лица, съставляемо и прославляемо, от человек внемлемо и прослав
ляемо. Богу родитися от девица чистыя Мария , в него же и аз верую.
[О]мирос. Светило земным въсияет в языцех Христос, ходити начнет странно и съвокупити хотя земная с небесными.
[В]алам. Мъзды ради велия въсхоте прокляти Израиля и став на камыце и рече: Благословение Израилю, яко добри домове твои Иякове и
селениа твоя Израилю, яко страны осеняюща, яко сади при водах, яко скиниа яже въдрузи бог, яко кедры при водах, въсияет звезда от Иякова и
въстанет человек от Израиля , и сътрет князя Моавскыя, и пленит вся сыны сифовы, и будет едем, наследие его, и Исаав, враг его, Израиль
сътворил есть крепость.
Фриги[я]. В руци неверьных последи приидет, дадут же господу заушение, рукама скверными биение въсприимши, умолчит.
Сиви[лла]. Егда знамя земля потом възмокнет, от небесе царь приидет в векы будущий.
Исус Си[ра]хов. Един есть премудр и страшен, зело седяй на престоле своем господь, всяка премудрость от господа и с ним есть в векы.
Солл[о]нос. Непостижима и богоначалная заря снидет с высоты и просветит седящая в тме и сени съмертнеи.
Еури[дит]. А з чаю неприкосновенному родитися от девы и въскресити мертвыя и пакы судити им.
Плутарх. Исус муж мудр; аще мужа того нарицати подобает, превышнего вина пребывает.
[А]наскорид. Прииде низ сущий препростый существом от всечистыя девица и благообразныя невесты, общее въскресение всем даруя.
[Д]иоген. Начало родным губитель благочестней девици вселитися в утробу, начало родному отцу сын.
[0]лор. Первее бог, потом слово и дух святый, с ним единовъзрастна вся.
[Си]вилла. От безневестныя и всечистыя девы богу явитися, низ в аде сущу, его же трепещут аггели и человечестии мысли.
Афроди[тиан]. Христу родитися от девица чистыя святыя Мариа, в него же и аз верую.
Хел[он]. Несъделанна естества божественаго рожениа неимущи начала.
Лиси[мах]. Древний нов. а новый древний, безначален по отци, рожен по матери от девы чистыя.
* В квадратных скобках указаны восстановленные символы

0

2

Это-то понятно. Как называется текст?

0

3

Это-то понятно. Как называется текст?

Пророчества еллинских мудрецов или о еллинских мудрецах. Текст первой редакции взят из "Полное Собрание Русских Летописей. Том 22. Русский хронограф. Часть 1. Хронограф редакции 1512 года". Текст второй редакции из этой статьи https://vk.com/doc497812533_603964090 .

Отредактировано Владимир Снарский (2021-11-19 22:22:57)

0

4

Наибольшее значение имеет тут прославление Гермеса Трисмегиста.

0

5

Гермес к Тату "Кратер, или Монада".

Гермес. Строитель мир построил не рукотворно, но словом Своим. Нужно Его представлять себе как везде и всегда сущего, как начинателя всего, как одного и единого, тварей создавшего волей Своею. Тело Его ни ощутимо, ни зримо, ни измеримо, ни протяженно, ни подобно какому-либо иному телу. Он – ни огонь, ни вода, ни воздух, ни дух, но все от Него исходит. Будучи благ, Он хотел создать мир для себя и украсить землю. Украшением божественного тела поставил Он человека, душу бессмертную и смертную. Человек преобладает над животными рассудком и разумом; он рожден для созерцания деяний Бога, восхищения ими и познания Творца. Бог распределил всем людям рассудок, но не разум, не потому, что иным позавидовал, ибо чужда Ему зависть, она рождается в душах людей неразумных.

Тат. Почему же, о отец, не распределил Бог разума всем?

Г. Он хотел, о сын мой, поставить его среди душ, как цель для достижения.

Т. И где Он поставил его?

Г. Он наполнил им великий кратер и вручил его посланцу, повелевая ему так взывать к сердцам людей: «Креститесь, если можете, в кратере, вы, верующие в возвращение свое к Пославшему его, вы, знающие, зачем вы родились». И те, что ответили на призыв и крещены были в Разум, обрели Ведение и стали посвященными Разума, людьми совершенными. Те, что не поняли Его, обладают рассудком, но не разумом и не знают, для чего и кем они образованы. Ощущения их подобны ощущениям безрассудных животных. Состоя лишь из страстей и желаний, они не восторгаются достойным созерцания, они предаются удовольствиям и влечениям тела: и мнят в этом цель человека. Но получившие дар Божий, те, о Тат, судя по деяниям их, бессмертны и не смертны более. Разумом объемлют они все, что на земле и на небе, и то, что может быть превыше неба. На достигнутой ими высоте они созерцают благо, и это зрелище заставляет их считать невзгодою их земное пребывание. Презирая все плотское и бесплотное, стремятся они к Одному и Единому. Таково, о Тат, наущение разума: созерцать божественное и постигать Бога. Таково благодействие божественного кратера.

Т. Я также хочу креститься в нем, о отец.

Г. Если не станешь ненавидеть тела своего, о сын мой, не можешь ты возлюбить самого себя. Возлюбив самого себя, обретешь разум и тогда получишь знание.

Т. Что хочешь ты сказать, о отец?

Г. Невозможно, о сын мой, быть приверженным вкупе к смертному и к божественному. Естества бывают телесными или бесплотными; тем и отличается смертное от божественного; нужно избрать то или другое, ибо нельзя примкнуть к обоим купно. Когда выбор сделан, отвергнутое являет силу другого; избрав лучшее, сперва получают прекрасную награду и к тому же являют свое благочестие к Богу. Дурной выбор гибель для человека, но без вины Бога; лишь подобно праздногуляющим на дорогах проходят миром, влекомые наслаждениями тела.

А потому, о Тат, благо, от Бога исходящее, в нашей воле, да примем мы его без замедления. Зло идет не от Бога, оно исходит от нас самих, предпочитающих его добру. Ты видишь, о сын мой, сколько тел нам нужно пройти, сколько демонских хоров и звездных обращений, чтобы прийти к Богу Одному и Единому. Благо недоступно, бесконечно и беспредельно; само по себе оно не имеет начала, но для нас оно как бы имеет его в Ведении. Ведение не есть, в сущности, начало блага, но чрез него мы приходим к току. Примем же его руководителем – мы пройдем чрез все преграды. Трудно покинуть настоящее и привычное, чтобы вернуться на старые пути. Призраки обольщают нас, [мы] отказываемся верить в незримое: дурные вещи явны, благо – незримо очам, ибо не имеет ни вида, ни облика: оно подобно лишь себе самому и от всего прочего отлично. Бесплотное не может проявиться телу. Вот в чем самоподобное отличается от разновидного и чем разновидное ниже самоподобного.

Единство, начало и корень всех вещей существуют во всем, как начало и корень. Нет ничего безначального; начало ни от чего не происходит, как только от самого себя, ибо все от него происходит. Оно самоначально, ибо не имеет начала иного. Единица, она же есть начало, содержит все числа и ни в одном не содержима; она порождает их всех и не порождаема ничем иным. Все рожденное несовершенно, разделимо, подвержено приросту и убыванью. Совершенное вовсе не имеет этих свойств. Все возрастающее возрастает через единицу и гибнет от собственной немощи, если не может больше принять единицы.

Вот, о Тат, образ Божий, поскольку можно его представить себе. Если ты вглядишься в него внимательно и постигнешь его очами сердца, верь мне, сын мой, ты найдешь тропу восхождения, или, скорее, сам этот образ тебя поведет; ибо таково свойство созерцания: оно пленит и привлекает, как магнит привлекает железо.

Отредактировано Денис Левыченков (2021-11-20 00:25:16)

0

6

Это явно гностический апокриф, раз здесь осуждается тело как таковое.

0

7

Ну некоторые вкрапления гностицизма сопровождают герметицизм на всей истории.

Отредактировано Денис Левыченков (2021-11-20 14:11:26)

0

8

О том, что благо существует только в Боге одном, и нигде более.

Речь Гермеса Триждывеличайшего.

1) Благо, о Асклепий, есть только в Боге одном, и нигде более, или, скорее, Благо есть всегда Сам Бог. Если так, то Благо должно быть сущностью (Менар: нерушимой, несотворенной, вездесущей, имеющей в себе самой постоянную деятельность, совершенной, полной и неисчерпаемой), из которой берет свое начало всякое движение и всякое рождение (Скотт: лишенной всякого движения и всякого рождения), ибо нет существа, которому не было бы присуще движение и рождение. Эта сущность имеет сосредоточенную в себе самой энергию, пребывающую в состоянии покоя, она ни в чем не нуждается и не подвергается волнениям, в избытке обеспечена (Скотт: …всем, чего можно было бы желать), высшая сокровищница, источник всех вещей. (Менар: Единство есть начало всего, Благо есть источник всего.) Когда я говорю, что то, что все всем обеспечивает, благое, – я подразумеваю, что оно есть полностью и всегда благое.

Оно принадлежит только Богу, ибо нет ничего, чего бы Ему недоставало и желание чего могло бы сделать Его плохим (какоc); нет ничего среди вещей, что Он мог бы потерять и потеря чего могла бы Его удручить; ибо печаль есть форма зла. Нет ничего более сильного, чем Он, и что могло бы подвигнуть Его к раздору и вражде (Менар: что могло бы победить Его; Фестюжьер: что могло бы считать Его врагом, ибо обижаться на что-либо не согласовалось бы с Его природой). Нет ничего более прекрасного, что могло бы разжечь в нем пламя любви; и нет ничего, что отказалось бы подчиниться ему и вызвало бы этим его гнев; и нет ничего более мудрого, что могло бы вызвать его зависть.

2) И если из всех этих страстей ни одна не принадлежит к Его сущности, что же ему остается, если не Благость. И как у этой сущности нет никаких иных свойств (Скотт: зла), так Благости нет ни в каком ином существе. Разнообразие свойств (Скотт: зло) существует во всех отдельных вещах, маленьких и больших, и даже в самом большом и самом сильном из существ. Все рожденное полно страданий, поскольку само рождение уже есть страдание (патос). Ибо там, где есть страдание, нет места для Благости; и там, где есть Благость, нет страдания, так же как там, где есть день, нет ночи, и там, где есть ночь, нет дня. Вот почему Благость не может существовать в рожденном, но есть только в нерожденном. Однако материя получила в дар участие во всех прообразах и тем самым получила причастность Благости. Таким образом, мир благ, поскольку он сам также все творит и в связи со своим производящим назначением. Во всем же остальном он не благ, ибо он способен страдать, подвижен и порождает творения, способные страдать.

3) В человеке, когда речь идет о благе, то лишь в сравнении со злом; в подлунном мире все, что не слишком плохое, считается благим, и благо, получается, не что иное, как наименьшее зло. Но благо здесь не может быть полностью чистым от зла, оно ухудшается, смешиваясь со злом, и тогда оно перестает быть благом и становится злом. Таким образом, Благо существует только в Боге одном, или Бог есть Благой Среди людей, о Асклепий, благо существует только на словах, отнюдь не в делах – это действительно невозможно. Благо несовместимо с материальным телом [6], со всех сторон окруженным злом, болью и страданиями, вожделением, гневом, заблуждениями, наваждениями. Но самое худшее, о Асклепий, что на земле за Благо принимают зло, причем чем хуже зло, тем большим Благом оно считается, например, чревоугодие – заблуждение, порождающее зло и удаляющее нас от Блага [текст испорчен; Скотт: заблуждение влечет за собой зло; Фестюжьер: чревоугодие – наихудшее из зол… заблуждение есть отсутствие Блага].

4) Что касается меня, я благодарю Бога, который вселил в мой ум Знание Блага, Знание того, что Благо само по себе не может существовать в мире; ведь мир полон (плерома) зла, в то время как Бог преисполнен Благости, или Благость преисполнена Бога. "…" Прекрасное излучается во все стороны из божественной сущности, возможно, именно в нем она проявляется в наиболее прозрачной, наиболее чистой и наиболее достоверной форме [предложение, вероятно, искажено]. Не побоимся сказать, о Асклепий, что сущность Бога, если Он имеет сущность, это Прекрасное, и невозможно Прекрасное-и-Благо приписать чему-либо иному в мире; все видимые объекты суть только образы или нечто вроде очертаний. Сущность Прекрасного и Блага следует искать в том, что невидимо для очей, "…" и око не может это увидеть, как оно не может узреть Бога; это составные части Бога, совершенные, достояние только Его, неотделимые от Его сущности, которые Он любит или которые Его любят.

5) Если ты способен постигнуть Бога, ты постигнешь Прекрасное-и-Благо, высшее чистое излучение Бога, несравненную и неподдельную красоту, Благо, не имеющее равных, как Сам Бог. С этого момента насколько ты постигаешь Бога, настолько же ты постигаешь Прекрасное-и-Благо; они не могут быть переданы иным существам, ибо они неотъемлемы от Бога. Когда ты ищешь Бога, ты ищешь также Прекрасное. Единственный путь к этому набожность в соединении со Знанием.

6) Поэтому те, кто не имеет Знания и кто не идет по пути благочестия, осмеливаются человека называть прекрасным и благим – человека, который не видел, даже во сне, ничего благого, человека, со всех сторон окруженного всяческим злом, который рассматривает зло как Благо, кормясь им ненасытно, страшится его потерять и изо всех сил старается его не только сохранить, но и приумножить. Таковы суть вещи, которые человек считает благими и прекрасными, о Асклепий, и мы не можем ни избежать, ни ненавидеть, ибо, что досаднее всего, это то, что мы в них нуждаемся и что мы не можем без них жить.

0

9

Максим, ты заметил в тексте о Кратере гностицизм, но здесь также присутствует упоминание Софии. Привожу для наглядности исследование Фестюжера.
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t970190.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t903231.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t900681.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t685085.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t346244.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t802107.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t768163.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t365139.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t137321.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t110194.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t898845.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t236407.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t999190.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/2a/2e/77/t859079.jpg

Отредактировано Денис Левыченков (2021-11-20 16:54:20)

0

10

Так ни для кого не секрет, что гностики много писали о Софии. Весь вопрос в том, как ее понимать. У гностиков София - всегда падшая, что является кощунством.

0

11

Так о каком же герметизме идёт речь, если не о сочинениях Герметического корпуса?

0

12

mahtalcar написал(а):

Наибольшее значение имеет тут прославление Гермеса Трисмегиста.

Который вообще-то библейский пророк Енох.

0

13

Денис Левыченков написал(а):

О том, что благо существует только в Боге одном, и нигде более.

Так оно в абсолютном смысле и есть. Однако, все пребывает в Боге, в точнее в божественных энергиях. Гностики правы в том, что мир и тело "по умолчанию", без должного очищения - тьма и зло. Неправы те, кто считает это состояние принциально неисправимым.

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-21 13:39:19)

0

14

mahtalcar написал(а):

У гностиков София - всегда падшая, что является кощунством.

Это если воспринимать гностицизм очень поверхностно. У Валентина и его учеников, а особенно в школе "Пистис Софии", есть известное учение о спасени Софии и возвращении ее в Плерому. Поскольку Плерома вне земного времени, то и все события, касающиеся Плеромы, происходят перманентно. Поэтому София представляется падшей гилику, но для пневматика она падшая на внешнем уровне, но перманентно возвращающаяся в Плерому на более глубинном (и вернувшаяся, и никогда не покидавшая). Тем более это верно для таких разновидностей гнозиса, как выраженный в Деяниях Фомы, где София никуда и не падала. Гностицизм вообще разнообразен. Откровенно кощунственные формы тоже безусловно известны.

0

15

Pohjolainen написал(а):

Валентина и его учеников, а особенно в школе "Пистис Софии", есть известное учение о спасени Софии и возвращении ее в Плерому. Поскольку Плерома вне земного времени, то и все события, касающиеся Плеромы, происходят перманентно.

Понятное дело, тот же Карсавин в основном в своей софиологии шел за Валентином. Даже создавал сам апокрифические гностические рукописи, только переделывая их в более православную сторону.

Но я исхожу тут не только из Валентина и Карсавина, а из всей русской софиологии. Микушевич говорит: "София - творение Творца, но не тварь". Первое и непадшее, считает он. Падшей София кажется лишь в определенной перспективе.

Карпец в своих романах однозначно описывал падшую Пистис Софию по Валентину и Василиду, не особо скрывая это.

0

16

mahtalcar написал(а):

Микушевич говорит: "София - творение Творца, но не тварь".

Тут и понятие "творения" может быть использовано только с оговорками. Персонализация совокупности божественных энергий, обращенная к творению, в некотором смысле, в корне, идентичная при этом Святому Духу.

mahtalcar написал(а):

Падшей София кажется лишь в определенной перспективе.

Я же именно это и сказал.

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-22 06:27:16)

0

17

По поводу инкорпорирования  группы "еллинских пророков" в круг христианского учения  стоит обратить внимание на позицию  флорентийца   М. Фичино  (периода "Платоновской академии"), выводившего генеалогию древнего богословия с Гермеса Трисмегиста, Орфея, Аглаофема, Пифагора, Филолая и Платона ( позже добавился Зороастр). Причем заранее объяснялось, что это не "паганизация"  христианства, а христианизация язычества (если угодно - миссионерство "назад в будущее) в т.ч и через  конкордат pax christiana &  pax philosophica. Впрочем, у подобной позиции были "заклятые оппоненты" из обоих лагерей. Не все были готовы вглядываться в платоновские зеркала и  признавать, что  una veritas in variis signis varia respendest ("единая истина  по-разному отражается в различных знаках"). Экспликация августиновского "познав себя, я познал Тебя" в умах "всесторонне образованных" (полиматов)  людей XVв. уже не удовлетворялась  только чувственно-образным  проникновением  в смысл знаков, в которых прозревалась духовная структура универсума, но требовала от самих знаков, чтобы они представляли собой систему, целостно-ориентированную взаимосвязь. Далее вовсю пошла математика, двойная бухгалтерия, вексель на предъявителя, изобретение механических часов и печатного станка ("дьявол поселился в типографской краске"). Угрюмо маячивший на горизонте механицизм (кстати, в греческой трагедии был deus ex machina - фигура бога, поднимаемая в конце действа с помощью особого механизма над сценой) априори соглашался со всем: и с фичиновской мыслью, что человек может поменять покровительство той или иной звезды и с бруновским "изгнанием торжествующего зверя"со звездного небосклона ("очистим небеса от Медведицы грубости, Стрельца зависти..")  и мн. др. Рождалось нахрапистое  Царство Количества. 

По поводу гностицизма небольшое терминологическое замечание из Ж. Борелля ("Реставрация священной науки") : "Различие гнозиса и гностицизма, которого Генон придерживался, становится правилом. Участники международного Коллоквиума в Мессине об истоках гностицизма(1967)  условились  определять этот термин как обозначающий "определенную группу систем II в. н. э., которую все соглашаются так называть", тогда как гнозис означает "знание божественных мистерий, хранимое в опыте".

0

18

Ключарь написал(а):

Причем заранее объяснялось, что это не "паганизация"  христианства, а христианизация язычества

Есть и примечательный пример каббализации: работы Авраама Эрреры (первая половина XVII) века. Он был из семьи марранов, получил блестящее католическое образование во Флоренции, затем отправился в Амстердам, где обратился к иудаизму и стал крупным каббалистом, учеником Израиля Сарука. При этом католический неоплатонизм Эррера не отрицает, но прочно интегрирует, прежде всего Фичино и Пико делла Мирандолу. Школа Сарука вообще отличалась универсализмом и интегральным синтезом. Это далеко не единственный пример синтеза Каббалы и неоплатонизма, их очень много, но единственный известный мне пример применения методологии именно Фичино ортодоксальным каббалистом. Однако, механические часы в мусульманском мире были известны задолго до Фичино. Данте их уже упоминает.

Бруно вообще фигура необычайно интересная: благодаря влиянию Луллия на Бруно, и через Бруно вместе в Луллием на Лейбница, идеи Бруно оказали впоследствии значительное влияние на современную дискретную математику, вычислительную технику и даже квантовые представления о мире. Именно Луллий, Бруно и Лейбниц, на мой взгляд, могут служить основой для восприятия компьютера как замечательного пифагорейского инструмента для хакинга бытия (путем автоматизации сложных нумерологических исчислений, например), то-есть именно гнозиса, что прямо противоположно механистическим тенденциям и означает deus ex machina в самом что ни есть буквальном смысле, машину как инструмент богопознания, развитие схем Луллия и Лейбница. Лейбниц, кстати, мечтал о создании компьютера как своего рода голема в хорошем смысле слова, действующей модели разумного существа, призванной служить инструментом познания тайного, а на практике создал один из первых механических калькуляторов. Вообще-то вовсе не ради механицизма создал.

Шиитский ирфан, кстати, англоязычные и франкоязычные шииты практически всегда называют гнозисом. Это в значительно мере вслед за Корбеном, а Корбен совершенно точно перевел слово ирфан. Буквально это "знание", но знание инициатическое и эзотерическое, радикально трансформирующее познающего. Иначе это по определению не настоящий ирфан и не тавиль ("извлечение" сокрытого).

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-29 10:37:21)

0

19

Это уже в тему гилетического компьютера и корреляционного счисления по В.Б. Кудрину.

0

20

mahtalcar написал(а):

Это уже в тему гилетического компьютера и корреляционного счисления по В.Б. Кудрину.

Про идеи Кудрина я толком ничего не знаю. У меня на этот счет свои представления, которые я как-нибудь попробую систематически изложить. Кудрин пишет, что у компьютеров позиционная память, а у живого существа ассоциативная. Но ведь ассоциативная память широко применяется в обычных компьютерах, в принципе еще с 1950-х, хотя на уровне школьной информатики таким вещам не учат. Прочно связана с рекурсией, лямбда-исчислением и вообще исследованиям искусственного интеллекта, который без глубинных ассоциативных алгоритмов немыслим. Отсюда старая байка, не совсем шутка, что Бог написал мир на языке Лисп. В СССР Брусенцов и Малиновский занимались функциональным программированием на основе того же лямбда-исчисления, комбинаторов и Лиспа. Я давно ищу старые советские программы для троичных компьютеров, где могут оказаться интересные вещи, однако Малиновский признал, что на Лиспе (изобретенном Джоном Маккарти еще в 1958 году) "можно сделать всё". Возможно, что-то принципиально новое тут возможно, если совместить квантовые вычисления со смешанными аналого-цифровыми схемами и тем же Лиспом или похожей средой программирования.

У меня когда-то были две научные работы на тему каббалистической нумерологии, клеточных автоматов и рекурсивных алгоритмов, которые близко связаны с тем, как мне кажется, что писал Карсавин, хотя он использует другие термины.

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-29 17:53:05)

0

21

Так Кудрин и ссылается на Брусенцова как на предшественника. Но хочет большего - создания голограммы памяти, которая позволила бы материализовать то, что человек помнит. Например, восстановить фотографию, которую человек когда-то видел и запомнил.

0

22

mahtalcar написал(а):

Но хочет большего - создания голограммы памяти, которая позволила бы материализовать то, что человек помнит.

Мечтать-то можно, но на данный момент не существует элементной базы и неизвестны физические процессы, которые могли бы что-то подобное осуществить. Можно эмулировать голографическую память, насколько хватает ресурсов обычного компьютера. В апокалиптическом рассказике, который я Вам прислал, упоминаются нейроморфные чипы, которые по замыслу разработчиков могут в принципе работать как-то так, "гилетически". Однако, как я заметил в этом рассказе, на практике у них пока мозгов как у улитки. Что-либо большее - пока фантазия.

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-29 17:58:18)

0

23

mahtalcar написал(а):

Так Кудрин и ссылается на Брусенцова как на предшественника.

Интересно, что создание троичного компьютера "Сетунь" в СССР точно совпало с изобретением Лиспа в США. Обе разработки были на тему "философского" программирования и впоследствии пересекались. Мало кто задумавается, наверное, но базы данных работают сегодня на троичной логике. Вот этот форум, например. В 1950-х годах было актуально создавать условно троичный компьютер в "железе", хотя внутри он вообще-то был двоичный, триты там эмулировались двумя битами. Сегодня ресурсов даже в чипе микроволновки больше на два порядка, чем в той "Сетуни", поэтому труда не составляет эмулировать троичную, нечёткую или иную логику на обычном компьютере.

Кудрин мечтает о континууме памяти, а не дискретных ячейках. Проблема тут в том, что на данный момент не существует даже в теории никаких методов обработки настоящих вещественных чисел, а не приближенных с какой-то достаточно высокой точностью. Предлагаются квантовые компьютеры в комбинации с вышеупомянутыми нейроморфными. Когда-то у меня была идея аналоговых ячеек с нетривиальными обратными связями и я паял такие устройства. Они ведут себя порой загадочно и даже поют какую-то таинственную непредсказуемую музыку, однако на практике непонятно, как такое использовать и идет ли речь о реальном континууме. То, что у живого существа континуальная память - вовсе не факт, но одно из возможных предположений. Я тоже склонен так считать, но пока это никак не доказано. И роль квантовых процессов в памяти человека не доказана. Почти все нейрофизиологи считают, что никакой заметной роли они не играют. Да и вообще это материалистический подход к человеку, с континуумом или без.

Это все очень интересные темы, но важнее, мне кажется, другое: смена парадигмы механистического отношения к компьютерам на прямо противоположную, пифагорейско-луллианскую: относиться к исследованиям в теории алгоритмов как к теургии, подобно стихам и музыке. То-есть не человека считать машиной, но компьютер магическим големом.

Отредактировано Pohjolainen (2021-11-29 18:34:50)

0

24

Малиновский писал в статье, посвященной Брусенцову:

Но ЛИСП с его функциональным программированием и списковыми структурами программ и данных — это магия, доступная немногим.

Это он преувеличил, что немногим, но насчет магии верно подметил.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » О пророчествах еллинских мудрецов.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно