mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » О новой книге Ассмана. Политическая теология Древнего Египта и Израиля


О новой книге Ассмана. Политическая теология Древнего Египта и Израиля

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Для Яна Ассмана два древних народа — египтяне и евреи — символизируют два противоположных подхода к вопросу о том, как связаны между собой земная власть и загробное спасение. Один подход, «консервативный», исходит из представлений о совершенном правителе и его несовершенных подданных, другой — «либеральный» — строится на большем доверии к человеческой природе, нежели к государству. Подробнее об этих идеях, изложенных в книге «Политическая теология между Египтом и Израилем», читайте в материале Николая Родосского.

Ян Ассман. Политическая теология между Египтом и Израилем. СПб.: Владимир Даль, 2022. Перевод с немецкого А. Лагурева. Содержание

Ян Ассман — крупнейший египтолог ХХ века, историк религии и один из ключевых авторов, исследующих феномен культурной памяти. Его эссе о политической теологии Древнего Египта, которое вот-вот выйдет во «Владимире Дале», выросло из доклада, прочитанного в 1991 году. В нем Ассман пытается применить к государствам древнего мира концепцию политической теологии, разработанную Карлом Шмиттом, а также рассуждает о том, что первично — религия или политика. Рассуждая об этих предметах, Ассман потихоньку ставит перед нами вопрос, который снимает возможные разговоры о том, насколько актуальной может быть книга о политической культуре Древнего Египта: почему мы до сих пор грезим тиранией?

Говоря о политической теологии, Ассман обращается к концепции Карла Шмитта. Ее корни можно найти уже у Бакунина. Русский анархист называет «политической теологией» представления итальянского католического философа Джузеппе Мадзини, уверенного, что без Бога на небе не было бы ни государства, ни вообще никакого порядка на земле. Бакунин делает из этого простой вывод: раз преходящая земная власть держится на идее вечной божественной власти, то, чтобы отменить государство, надо отменить Бога. И Бакунин, и Мадзини остаются внутри координатной сетки, оси которой задаются Богом и государством, то есть в поле политической теологии. Только у Мадзини она «позитивная», а у Бакунина — «негативная». Шмитт, видящий в Бакунине «подлинного врага» всей западной культуры, переворачивает его тезис. Он утверждает, что только государство, основанное на вере в высший авторитет, явленный в Откровении, устоит против «скифской силы» большевизма, отрицающего всякие авторитеты. Политическая теология, таким образом, — это рамка, которую можно наполнить разным идеологическим содержанием. Ее суть — в осознании фундаментальной спайки религиозных и политических структур. Как говорит сам Ассман, политическая теология появляется там, где проблематизируются отношения между политическим господством и спасением.

В Древнем Египте, пишет Ассман, мы наблюдаем единство господства и спасения: верховный правитель и есть бог. Важно отличать египетского царя от богоподобного диктатора ХХ века, который не был носителем религиозной истины, но утверждал свою власть на фундаменте профанной идеологии. Египетский же царь есть бог — один из многих. Тот факт, что он не просто агент божественного, как, например, церковь, но один из богов, обеспечивает однослойность египетского мира. Да, боги удалились, разгневавшись на людей, но они не трансцендированы в иное измерение. Правитель находится с ними в близких отношениях, как бы стягивая их присутствие в «физический» мир Египта.

Будучи богом, царь абсолютно всевластен. Однако именно это всевластие удивительным образом гарантирует его добродетельность.

«И хотя о царе говорят: „Как пожелал он, так и поступил он”, то есть он делает то, что хочет, его воля, однако, скована Маат — истиной, порядком, справедливостью. Пространство для его „свободы воли” значительным образом ограничено. Поскольку „хотеть” и „любить” в египетском языке обозначаются одним и тем же словом и поскольку кажется немыслимым, что правитель может любить зло, воля = любовь царя связывается с добром».

Упомянутое здесь понятие «Маат» является ключевым в религиозной (а следовательно, и политической) системе Древнего Египта. Маат — это справедливый порядок, который был задан миру в момент творения, но от которого мир ежесекундно стремится сползти в хаос — Исфет. Как огород, который зарастает сорняками, как только вы перестаете их выпалывать. В постоянном поддержании Маат и заключается основная функция царя, которую он исполняет, осуществляя управление, организуя большие стройки и применяя насилие от лица богов и государства. Земля за пределами Египта отдана во власть Исфет, ведь там нет царя, способного навести Маат.

На примере Древнего Египта Ассман напоминает: в основе существования всемогущего государства лежит представление о том, что без него люди неспособны поддерживать справедливость. Государство — единственный проводник божественного порядка в мире, и вне его все живут по «закону рыб», когда сильные и хищные пожирают слабых. Отсюда проистекает легитимация государственного — политического — насилия, которое только и может защитить «вдов и сирот» от притязаний сильных мира сего.

«Неотъемлемая амбивалентность, с одной стороны, оберегающей, с другой — угнетающей государственной власти „снимается” проведением различия между политическим господством и физическим угнетением... Политическое насилие обосновывается тем, что неполитическое, в известной степени „первобытное” насилие демонизируется. В этом смысле египтянин целиком и полностью согласился бы с положением Якоба Буркхардта о том, что „власть в самой себе есть зло”. Однако, в отличие от Буркхардта, под этой властью он понимал бы власть сильных подавлять, угнетать и убивать слабых. Такой власти противостоит правление, богом „созданное, дабы укрепить спины слабых”».

Всякая позитивная политическая теология, пишет Ассман, предполагает негативную антропологию — представление о неисправимой ущербности человека. Иными словами, святость царя существует только в соотнесенности с греховностью подданных. Под властью божественного правителя египтяне действительно были счастливы — во всяком случае по меркам своих современников. Ассман показывает, что в Египте не было политической оппозиции, подобной той, что мы встретим в истории Месопотамии или Израиля. Египетские боги изображались гораздо более доброжелательными, чем месопотамские или семитские, что тоже можно считать знаком общественной гармонии. Кажется, что единство господства и спасения, явленное египтянам в лице царя, давало им ощущение, что они живут в благословенном месте — в богатой «Черной земле», отличающейся от окружающих ее бесплодных «красных земель» и управляемой по божественным законам Маат.

Совсем другую картину дает нам древний Израиль. Бог евреев трансцендентен — и он же выступает их правителем, не имея земного наместника. «Господь да владеет вами», — говорит Гедеон, отрекаясь от предложенной ему царской власти, которую он считал несовместимой с заветом. Для древних евреев, какими их видит Ассман, субъектом истории, политическим субъектом может быть или Яхве, или сам избранный народ. В Египте государственная власть защищала слабых от сильных, в Израиле же любое господство человека над человеком бросало вызов божественной трансцендентности. Исход из Египта — символ «Моисеева различения», решительного разрыва между господством и спасением. Ассман полагает, что эта традиция в полной мере сохранилась в некоторых ультраортодоксальных иудейских общинах, отрицающих легитимность современного государства Израиль в качестве «чуждого господства», а ее принципы так или иначе лежат в основе идеи любого правового государства.

«Кто полюбит Бога всем сердцем, больше не сможет столь же сильно возлюбить никакое государство».

При этом перед нами все еще политическая теология, только вывернутая наизнанку, негативная. Бог остается именно политическим субъектом, и для Ассмана — прежде всего политическим: автор берется доказать, что теологические концепции вырастают из юридических, а не наоборот, как считал тот же Шмитт. Как один из примеров Ассман рассматривает гнев ветхозаветного Бога. Слово qetsep, означающее Божий гнев, появляется в библейском тексте только после заключения на горе Синай завета — фактически вассального договора. И этот гнев отчетливо выступает как «политический аффект», — не «иррациональная бурность» пустынного демона, а ярость владыки, обрушивающаяся на вассала, изменившего присяге. Вместе с тем негативная политическая теология, надо думать, предполагает позитивную антропологию, несмотря на описанное в Библии грехопадение. И действительно, именно в целом благожелательный взгляд на человека, который дает политическая теология Израиля, позволяет рассматривать еврейский народ как самостоятельный политический субъект, свободный от господства царя.

Говоря об исторических культурах древнего мира, Ассман на самом деле говорит о двух основных подходах к политической теологии — позитивном и негативном, Египта и Израиля, Шмитта и Бакунина. В изложении Ассмана Египет и Израиль приобретают метаисторическое измерение, причем ясно, что за Израилем с его антигосударственным пафосом и принципом трансцендирования божества можно закрепить условно «либеральный» подход, тогда как «символический Египет является тайным объектом желания многих консервативных мыслителей, видящих в единстве господства и спасения фундамент политического порядка». Слегка перефразировав Михаила Елизарова, можно было бы сказать:

«Ад и Израиль, Египет и рай,
Что тебе нравится — то выбирай».

И в такой перспективе лучше видны корни нашей любви к тирании. Так приятно было бы думать, что Маат — благодать и справедливость — уже здесь. Поэтому мы и ждем себе тирана, претендующего на то, чтобы своим правлением утвердить божественный порядок. Того, кто убедит нас, что за пределами родины — хаос, Исфет, и что только он сможет защитить нас от произвола местных князьков и олигархов.

«Согласно египетским представлениям, правление является продолжением творения в условиях сотворенного мира и получает свою легитимность из этой аналогии... Идея эта обладает такой притягательностью, что никакое [Моисеево] различение и никакой перенос не способны окончательно изгнать ее из этого мира».

0

2

Автора этой статьи я знаю лично. Знаком и с предыдущими книгами Ассмана - исследователя так себе, средненького. И вот что скажу.

Изъян Древнего Египта, который в упор не видит Ассман, был как раз в отсутствии представления о греховности, испорченности людей как таковых. Это факт, что египтяне об этом не знали. А у Ассмана получается, что знали. И это ложный вывод.

Напротив, изначально у Моисея и Давида эта покаянная традиция была. И у пророков. Но уже со времен Моисея иудеи норовили отречься от негативного восприятия самих себя и заняться самообожествлением. Что в итоге и произошло в позднейшем иудаизме в его наиболее распространенных ветвях.

0

3

Книжка издана в феврале ещё. Достаточно интересный обзор на неё встретил в этой статье

Отредактировано Денис Левыченков (2022-05-28 17:42:42)

0

4

Кстати, Максим. У меня предчувствие, что к концу этого года у тебя тоже будет сюрприз для евразийцев.
Признайся, будет новый перевод классиков?
Честно, мне кажется, что уже настала пора, чтобы ты издал чисто свою книжку, где бы изложил своё видение традиционализма.
Ты же столько материала уже перелопатил, изучая подробно эти темы.
Пусть это будет хотя бы обзор всех работ традиционалистов с погружением в нюансы и тонкости мировоззрения.
Дугин же говорил, что широкие мазки Ноомахии надо будет ещё дополнять 200-ми томами. Шутка вроде бы, но потребность ведь всё равно есть. Потому что по такой узконаправленной теме, как отличия взглядов русских и европейских традиционалистов, книг я не видел, а если и видел, но там было изложено всё общими фразами.

Отредактировано Денис Левыченков (2022-05-28 20:42:01)

0

5

Уже в июне выйдет мой перевод книги Шпенглера "Ранняя эпоха всемирной истории". С осени сяду за книгу по теме будущей докторской диссертации - о "Русском обозрении".

0

6

Меня лично устраивает защита слабых от сильных
За то Хабад и не любим Хотя "Эмет" "Истина" и на иврите тоже

0

7

Переводы, конечно, это всё хорошо.
Но всё-таки, как насчёт собственной книги?

0

8

mahtalcar написал(а):

С осени сяду за книгу по теме будущей докторской диссертации - о "Русском обозрении".

Вот. Моя книга "Национал-монархист, национал-демократ, национал-большевик Алексей Фролович Филиппов" тоже часть моего докторского проекта. Дальше буду писать по "Русскому обозрению". В перерывах - переводить и издавать иностранные книги. Но пока не защищу докторскую, на иные темы, кроме "Русского обозрения", я писать книги просто не смогу.

0

9

Каждан2018 написал(а):

Меня лично устраивает защита слабых от сильных

Это идеал как египетской, так и вавилонской цивилизации. В этом они совпадают, хотя противоположны во всем остальном.

0

10

Каждан2018 написал(а):

За то Хабад и не любим

Про Хабад я могу очень много рассказать, поскольку много лет был связан с небольшим движением "Малохим" или "Малухим" (досл. "ангелы"), сочетающем антисионизм Нетурей-Карта и Хабад XIX века, с оговорками до конца 1920-х. Мой покойный учитель в ешиве, р. Меер Веберман, был автором антиизраильских воззваний в New York Times, пока там антисионизм был вообще возможен, а его сын участвовал в иранских делегациях и знаком с Ахмадинеджадом. Движение небольшое, от силы человек 100, современный Хабад отвергает из консервативных соображений и считает еретическим извращением оригинала. При сравнении собственно хабадской литературы, документов по истории хасидов в Белоруссии и моему личному опыту общения со старыми хабадниками, продолжавшими практиковать иудейские традиции в СССР, полностью согласен с этой оценкой. Я написал на эту тему ряд статей, в том числе "Кропоткин и Хабад", а также в альманахе Изи Шамира "На святой земле".

Представьте себе разновидность "Свидетелей Иеговы", внешне живущих по реформированному православному уставу и считающих себя православными. Примерно вот так современный нео-Хабад соотносится с оригиналом, даже если не говорить о сионизме. Если интересно, могу разобрать подробно и со ссылками на первоисточники, как именно современные псевдохабадники извращают старый русско-белорусский хасидизм.

0

11

mahtalcar написал(а):

Изъян Древнего Египта, который в упор не видит Ассман, был как раз в отсутствии представления о греховности, испорченности людей как таковых. Это факт, что египтяне об этом не знали. А у Ассмана получается, что знали. И это ложный вывод.

Я в целом согласен с представлением Михаила Астура и Нормана Готвальда о древнем Израиле как революционном консервативно-социалистическом обществе, если пользоваться современной терминологией, возникшем на основе альянса беглых египетских рабов и повстанцев, известных из разных источников под именем "хабиру" или "апиру", против ханаанских царьков, подчинявшихся Египту и собиравших день с ханаанских земледельцев. Готвальд не отождествляет прямо хабиру с древним Израилем, но считает эти социальные группы тесно связанными. К либерализму ближе как раз Египет, где власть и богатство считались дарами богов, а представление о греховности людей отсутствовало, как Вы верно заметили.

Описанный в Книге Иисуса Навина разгром ханаанских городов был в целом джихадом тех ханаанеев, кто примкнул к Израилю и стал основой этого нового религиозного сообщества, против местных вассалов Египта. Согласно иудейскому талмудическому преданию, это был именно джихад. Жителям каждого города перед походом давали выбор принять религию Израиля и присоединиться к евреям, просто принять единого Бога и стать типа дхимми, или бежать из города. Это как раз соответствует данным современных историков и филологов. Вполне очевидно, что древние евреи отличались от прочих жителей Ханаана именно верой и жизненным укладом, а не происхождением или бытовой культурой. "Народы" Ханаана, т.е. правящие городские кланы,  уничтожались большей частью виртуально, путем обращения в новую веру и отказа от наиболее вредных культов типа человеческих жертвоприношений или насильственной храмовой проституции. Очевидно же из самой Библии, что после походов Навина никуда ханаанеи не исчезли, но подверглись глубоким культурным изменениям. Египетскому культу иерархической власти, символом которого являлась пирамида, была противопоставлена горизонтальная и мобильная Скиния Завета, а вслед за ней тоже в целом горизонтальный Храм в Иерусалиме.

В таком левом (или левоконсервативном) прочтении, на мой взгляд, становится понятным и Библия, и иудейское предание, и данные археологии. То есть, получается Бакунин наоборот, с Богом как первоначальным источником свободы и справедливости. К либеральному же пониманию свободы, мне кажется, ближе тот же Египет. Будь рабом, но в личном плане делай что хошь - это египетская парадигма. Будь рабом Божиим, равным среди прочих рабов Божиих, но не рабом людей и денег, это именно идея древнего Израиля.

Покаяние, разумеется, одно из центральных понятий и современного иудаизма. В отличие от саддукеев и некоторых других групп иудеев 1 века, у фарисеев оно было, а в Талмуде отразились представления фарисейских и частично ессейских течений, которые были гораздо ближе к христианству, чем описанные в Новом Завете фарисеи. Известно же, что со значительной частью новозаветных нападок на фарисеев согласны и все или отдельные мудрецы Талмуда.

Что касается понятия греховности людей, она лучше всего сохранилась в каббалистической традиции, где все люди считаются пораженными "змеиной мерзостью". В Талмуде, конечно, тоже очень развито понятие греха, однако понимание изначальной греховности, восходящей к Адаму, значительно редуцировано. Каббалисты, как я предполагаю, сохранили более-менее ессейское представление. Условно ессейское, поскольку античный "иудаизм" был весьма разнообразным. Апостольское христианство до восстания Бар-Кохбы было тоже частью этого культурного континуума, как и всевозможные гностические или герметические течения, процветавшие у александрийских иудеев. Многие забывают, что в 1 веке большинство иудеев жило в Римской империи, прежде всего Александрии, и Персии, а не в Палестине. По свидетельству Филона, в Александрии были свои течения, напоминавшие палестинских ессеев, которые могли позже передать свои традиции каббалистам. Прочные связи с герметической традицией и прямые заимствования из греческого в средневековой Каббале тому свидетельство. Так или иначе, в древнем Израиле представление об ущербности человека и преодолении его пророческим обожением было.

При этом интересно, были ли в древнем Египте религиозные течения, созвучные пророческим традициям древнему Израиля? Думаю, что были. Ведь орфиков, пифагорейцев и герметиков нельзя считать чисто греческими явлениями. Древнейшие пласты там не только месопотамские, но и египетские. Орфическая и пифагорейская модель общества как духовного братства тоже по сути консервативный социализм.

0

12

Я Вам высылал страницы из Шпенглера о хабиру и древнем Израиле. Было бы интересно услышать комментарии.

0

13

mahtalcar написал(а):

Я Вам высылал страницы из Шпенглера о хабиру и древнем Израиле. Было бы интересно услышать комментарии.

Был в последние две недели сильно занят, не было времени отвечать. К сожалению, Шпенглер повторяет типичную просвещенческую библейскую критику, поэтому данные отрывки на меня впечатления не произвели. Как всегда, у него множество весьма интересных филологических и культурологических интуиций, каждая из которые стоят тщательного анализа, но отношение к Библии типичное для атеистов. Пара примеров:

У израильтян I тысячелетия до н. э. не было веры в бессмертие, то есть они обладали вавилонским мировосприятием.

Это, конечно, противоречит как иудейскому, так и христианскому или мульманскому, преданию.

{Рассказ о Ное в Быт. 9:20 сл. — это} шванк о пьяном виноградаре, изначальная суть которого, предположительно ссора наследников, сегодня заменена богословским толкованием, куда было вставлено «благословение» в измененном смысле.

Без комментариев, нетрадиционность очевидна. В иудаизме и исламе Ной считается пророком, а в христианстве святым (и пророком). А не мифическим героем байки о пьянице.

В горах между Иорданом и морем был основан племенной союз «Израиль», чтобы отнять землю у вождей небольших городов (Альбрехт Альт)

С традиционной точки зрения, союз этот был основан по воле Божией и по указаниям пророков, а не для каких-то материальных целей. Выше я уже отметил, что согласен с мнением протестанта-марксиста Готтвальда: сами же земледельцы присоединились к Израилю и стали основой этого союза, чтобы свергнуть власть вассалов Египта, которая была как раз сконцентрирована в этих небольших городах. Там жили правящие ханаанские кланы, которые собирали с местного населения дань для Египта. Так или иначе, точка зрения Шпенглера отдает атеистической тенденциозностью.

Доханаанское население Палестины {было} частично хамитским (мегалитическая культура)

Тут интересно, что по современным данным археологии многие жители Ханаана, включая значительную часть самих евреев, были чернокожими, африканского происхождения. Талмудическое предание это подтверждает, хотя о ханаанской культуре этот факт сам по себе ничего не говорит.

Маккавеи — не герои, а религиозные фанатики.

Так герои могут быть религиозными фанатиками. В истории Ближнего Востока это часто так и было.

Иеремия чувствует лишь родство по вере.

Так евреи по изначальной идее и есть умма, объединенная лишь верой. Родоплеменные элементы вторичны по отношению к религии. Современный народный иудаизм часто бывает, бесспорно, националистическим, но библейский посыл - прежде всего именно вера. Что христиане именуют ветхозаветной церковью.

Саул и Давид... предательство Давида и его ватаги мародеров... И те, и другие были закоренелыми варварами, суеверными, стесненными множеством религиозных предрассудков.

Отражение резко антирелигиозных взглядов эпохи Просвещения.

Израильские «пророки» {—} не мистики или экстатики, а восторженные народные полиМасштабная атака филистимлян привела к тому, что израильтяне восприняли их форму: царь, войско, двор, сказания о героях!тики, диктовавшие свои притчи и речи посредством распространенной, устоявшейся на Юге схемы прорицания.

Почему же пророк не может быть политиком? Мухаммад как историческая личность нам известен гораздо лучше библейских пророков, а он был одновременно экстатиком, мистиком (по традиции шиитов и суфиев), политиком и полководцем.

Масштабная атака филистимлян привела к тому, что израильтяне восприняли их форму: царь, войско, двор, сказания о героях!

Вот это весьма похоже на правду. Хотя источник этих чужих форм может быть не только филистимлянским.

Девора — это Жанна д’Арк.

Весьма интересное сравнение!

Лишь «второй моисеизм» Ездры создал Мекку.

С этой мыслью можно согласиться. Иерусалим стал прототипом Мекки уже после вавилонского изгнания. До этого он вряд ли был значительным центром, а храм Соломона был же гораздо позже переосмыслен как единый центр ежегодного паломничества, в котором вавилонские евреи, как и египетские, так и не стали массово участвовать. Хотя сами церемонии регулярных всеобщих жертвоприношений зафиксированы уже в Пятикнижии.

Отредактировано Pohjolainen (2022-06-08 12:54:45)

0

14

Pohjolainen написал(а):

У израильтян I тысячелетия до н. э. не было веры в бессмертие, то есть они обладали вавилонским мировосприятием.
Это, конечно, противоречит как иудейскому, так и христианскому или мусульманскому, преданию.

Но ведь вера в шеол и смутное существование душ - это ветхозаветный факт. Христианство признаёт, что в ветхозаветное время представления о загробной жизни в шеоле были крайне расплывчатыми, отсюда и вызывание души Самуила Саулом в виде тени.

Pohjolainen написал(а):

Тут интересно, что по современным данным археологии многие жители Ханаана, включая значительную часть самих евреев, были чернокожими, африканского происхождения.

А как чернокожие туда попали вообще? До Палестины им путь неблизкий.

Pohjolainen написал(а):

Почему же пророк не может быть политиком? Мухаммад как историческая личность нам известен гораздо лучше библейских пророков, а он был одновременно экстатиком, мистиком (по традиции шиитов и суфиев), политиком и полководцем.

В "Закате Европы" Шпенглер как раз это признаёт в главе "Пифагор, Мухаммед, Кромвель".

Pohjolainen написал(а):

Иерусалим стал прототипом Мекки уже после вавилонского изгнания.

И отделились самаритяне с культом горы Гаризим.

0

15

mahtalcar написал(а):

Но ведь вера в шеол и смутное существование душ - это ветхозаветный факт. Христианство признаёт, что в ветхозаветное время представления о загробной жизни в шеоле были крайне расплывчатыми, отсюда и вызывание души Самуила Саулом в виде тени.

Так я про то и говорю. Хотя иудейская традиция считает, что в представления о загробной жизни были и в ветхозаветные времена вполне четкими, но передавались устно, а в Библии в отражены довольно смутно. Но Шпенглер опирается на популярное в его время и по сей день мнение атеистов, что евреи, якобы, только в вавилонском плену познакомились с зороастрийским представлением о загробной жизни.

mahtalcar написал(а):

А как чернокожие туда попали вообще? До Палестины им путь неблизкий.

Да запросто. В Египте и на Аравийском полуострове было полно чернокожих. И не такой уж далекий путь из Нубии, например.

mahtalcar написал(а):

И отделились самаритяне с культом горы Гаризим.

Да. Кстати, культ до сих пор вполне существует в удивительно хорошо сохранившемся виде, хотя сегодня самаритян не больше 2 тысяч и в Израиле они подвергаются дискриминации как еретики.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » О новой книге Ассмана. Политическая теология Древнего Египта и Израиля


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно