mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Умер крупнейший математик-традиционалист А.Н. Паршин


Умер крупнейший математик-традиционалист А.Н. Паршин

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Алексей Николаевич Паршин (07.11.1942-18.06.2022)

Дорогие коллеги и друзья!

С глубоким прискорбием сообщаем, что 18 июня скончался выдающийся математик, философ, многогранная личность и замечательный человек, глубоко близкий сердцу многих из нас, —  Алексей Николаевич Паршин. В 2004 году Алексеем Николаевичем был основан семинар «Русская философия». Его уход — невосполнимая утрата.

Информация о прощании появятся на сайте Математического Института РАН.

Прощальные слова об Алексее Николаевиче можно направить Денису Васильевичу Осипову d_osipov@mi-ras.ru или Сергею Олеговичу Горчинскому gorchins@mi-ras.ru. Планируется организовать страницу памяти.

Дирекция МИАН с глубоким прискорбием извещает, что 18 июня 2022 года на 80-м году жизни скончался выдающийся математик, академик РАН, заведующий отделом алгебры МИАН

Алексей Николаевич Паршин.

Выражаем глубокие соболезнования его родным и близким.

0

2

Паршин творчески развивал философию математики А.Ф. Лосева. Его совместный с Петром Резвых труд по символизму православного храма достоин лучших образцов трактатов Генона и Буркхардта. Часть работ Паршина размещена на моем сайте "Махталкар".

0

3

Математический Институт РАН это случайно не ИПМ Келдыша где мой дед работал?

0

4

Это другой институт РАН. Математический институт им. Стеклова.

0

5

Стекловка В детстве слышал в семье это слово Учитывая что мой дед в ИПМ Келдыша работал

0

6

mahtalcar написал(а):

Паршин творчески развивал философию математики А.Ф. Лосева.

Не знал про это. Хотя его работы по теории чисел, я бы сказал, свидетельствует о пифагорейском мировоззрении.

0

7

В.Б. Кудрин

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ПАРШИНА

Виктор Кудрин

18 июня 2022 г. перешёл от жизни временной к Жизни Вечной Алексей Николаевич Паршин – профессиональный математик и самобытный мыслитель, создавший собственное мiровоззрение на основе органичного сочетания Веры и Знания. Огромное непреходящее значение имеет для всей русской мысли его осмысление теоремы Гёделя, высказанное им в его замечательной книге "Путь. Математика и другие миры" [Паршин, 2002], в которой он убедительно показал, что память имеет природу континуума, несмотря на то, что все до сих пор применяемые методы записи и хранения информации, пытаются представлять ее в виде счетного множества. Моделирование функций мозга методами математики дискретных величин – это попытка приравнять к дискретным величинам континуум, не преодолев фундаментального различия непрерывного и дискретного [Кудрин, 2013; 2020].
"Для того, чтобы мышление было возможным, – писал Паршин, – для того, чтобы существовала интуиция, вспышка озарения, необходимо, чтобы мысль могла двигаться по пространству, не просто бесконечному, но по пространству, имеющему структуру континуума" [Паршин, 2002, с.85].
По утверждению А.Н. Паршина, "если бы не было теоремы Гёделя, то жизнь не только не была бы приятнее, ее просто не было бы". "Теорема Гёделя показывает не просто ограниченность логических средств, она говорит о каком-то фундаментальном, глубинном свойстве мышления и, может быть, жизни вообще. Если мы что-то хотим понять в мышлении человека, то это возможно не вопреки теореме Гёделя, а благодаря ей" [Ibid., 2002, с.71]; "рассматривая теорему Гёделя не как вынужденное ограничение, а как фундаментальный философский факт, можно прийти к намного более глубокому развитию психологии, логики и многих других наук, которые изучают человека, чем используя ту ограниченную точку зрения, которая доминирует до сих пор в научном сообществе [Ibid., 2002, с.88], и далее: "Должна существовать теорема Гёделя в биологии, показывающая невозможность полного описания живых организмов в чисто генетических терминах"[Ibid.,c. 101].
Согласно Алексею Николаевичу, из теоремы Гёделя вытекает тщетность попыток создания так называемого "искусственного интеллекта", которым нынешние "цифровизаторы" до сих пор пытаются заменить и подменить интеллект естественный:
"Памятные моему поколению прогнозы построения интеллектуальных автоматов, делавшиеся у нас в 60-х годах, по существу могли бы быть сразу же опровергнуты именно теоремой Гёделя, полученной за тридцать лет до того и дружно проигнорированной этой частью научного сообщества. Будущим историкам науки придётся долго разбираться, почему запрет существования вечного двигателя – это естественная максима нынешней науки, а попытки сформулировать запрет «думающей машины» считаются тормозом на пути прогресса" [Ibid., c. 117].
В главе "Поворот в физике" цитируемого издания А.Н. Паршин показывает, как понятия умозрительного мiра в XX столетии неожиданно проникли в так называемую "научную картину мiра":
"Говоря о физике, стоит остановиться подробнее на том, что принципиально нового внесла квантовая теория в научное мiровоззрение. Поворот в точном естествознании происходил в нашем веке в то самое время, когда в науки, считавшиеся традиционно гуманитарными, стали проникать идеи и методы точных наук. Принцип точности, объективности теоретических построений и обязательности эксперимента, как замена «отживших свое» традиционных методов в психологии, а затем и в языкознании и даже литературоведении, изгнание из этих наук личностного начала, стали рассматриваться как синонимы прогресса в науке.
И вот в то время, когда из научной психологии, казалось бы, навсегда были изгнаны «душа», «сознание» и многое другое, именно физики заговорили о «свободе воли» у электрона, о роли сознания наблюдателя в физическом эксперименте. Попытки понять ни на что не похожую реальность, открывшуюся перед физиками, вынуждали их на поистине отчаянные действия. Таким был и ничего не давший отказ от закона сохранения энергии. В 1919 г. английский физик Ч.Г. Дарвин, внук знаменитого натуралиста, пришел к мысли, что, может быть, придется «в качестве последней возможности приписать электрону свободу воли». Зная теперь дальнейшее развитие квантовой теории, устоявшейся в своих основах к концу 20-х годов, можно интерпретировать эту идею следующим разумным образом.
Предсказания в квантовой теории носят существенно вероятностный характер. Говоря о распаде атома в результате какого-либо процесса, мы можем найти лишь вероятность этого события, которая подтверждается на большой совокупности распадающихся атомов. Предсказать, когда данный, конкретный атом распадется, квантовая теория не может. Более того: она не допускает, что в будущем появится более полная теория, которая ответит на этот вопрос. Этим вероятностный мiр квантовой теории принципиально отличается от обычных представлений о вероятности (бросание монет, лотерея), когда считают, что вероятностный исход объясняется нашим незнанием подлинной ситуации.
Разумеется, этот основополагающий принцип квантовой теории тоже основан на каких-то допущениях, и формально можно пытаться его обойти. Что неоднократно – и безуспешно, поскольку опровергалось экспериментом, – и делалось. В этих «неудачах» и есть, если угодно, своеволие электрона, его свобода.
Психологическая подоплека всех попыток опровергнуть квантовую теорию – в том, что революционный характер новой философии является революционным не в расхожем, а в буквальном смысле этого слова. Она возвращает (или, скажем помягче, намекает на возможность возвращения) к тем представлениям о мiре (прежде всего, о его одушевленности), с которыми наука упорно боролась столетиями.
И неудивительно, что психологам – приверженцам точных методов – не пришло в голову воспользоваться в качестве модели поведением электрона, когда они оказались полностью неспособными понять феномен свободы воли. Проще было подчиниться духу времени и признать свободу воли чем-то вроде артефакта.
Намного большую известность получила введенная Нильсом Бором концепция дополнительности. Как в одной и той же непротиворечивой теории соединить две явно противоречащие друг другу картины мiра: корпускулярную (когда реальность выступает в виде частиц) и волновую (когда та же самая реальность воспринимается как волны)? Бор постоянно подчеркивал, что эта ситуация встречается не только в физике, но и в других науках и вообще в жизни" [Ibid, 118 – 119].
"Допустим, что мы хотим найти физический прибор, который бы решал, что же изображено на картине? Квантовая теория утверждает, что какое бы устройство мы ни ставили между собой и картиной, оно всегда будет воспринимать распределение красок на полотне, но никогда не смысл изображения" [Ibid., c. 120].
В заключение приведём сохраняющее актуальность замечание Алексея Николаевича, сделанное им как бы "мимоходом", но очень важное для понимания интеллектуального контекста эпохи:
"Та обстановка, в которой творили русские религиозные философы начиная с середины прошлого века и кончая началом нынешнего века, это обстановка мужественного противостояния тому, что без всяких преувеличений, совершенно справедливо может быть названо либеральным террором" [Ibid., c. 186].
Верность памяти Алексея Николаевича Паршина должна мобилизовать нас на противостояние натиску "трансгуманистов", пытающихся превратить науку в инструмент электронного закабаления человечества. Алексей Николаевич не ушёл от нас, он продолжает битву с Силами Тьмы за торжество Света и Разума, во главе наших рядов!

Литература:
Кудрин В.Б. Бытийный статус числа и вселенская информационная сеть – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013:
http://lit.lib.ru/editors/k/kudrin_w_b/dsch.shtml
Кудрин В.Б. Мотивы подмены понятия цифровизации термином «искусственный интеллект» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.26484, 18.06.2020:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164418.htm
Паршин А.Н. Путь. Математика и другие миры. М.: Добросвет, 2002.

Публикация на канале "Другое Измерение": https://zen.yandex.ru/media/id/5c396b56 … 7aaa?&

0

8

Сказанное выше Кудриным почти полностью соответствует моим личным соображениям насчет математики, что довольно удивительно, поскольку я ни малейшего понятия не имею о философских воззрениях ни Паршина, ни Кудрина. В ближайшие дни попробую подробно прокомментировать. С проблематикой дискретности и континуума прямо связано мое исследование "Between Enlightenment and Romanticism: Computational Kabbalah of Rabbi Pinchas Elijah Hurwitz" (2011).

Однако, по ряду причин, которые подробно укажу позже, для меня ключевые понятия в данном случае вечность и актуальная бесконечность, из которых вытекает континуум и непрерывность. Континуальные множества могут быть и полностью дискретными, а мощности и кардинальные числа только начинаются с континуума (алеф-1, если принять континуум-гипотезу). Мои личные исследования клеточных автоматов, формальных систем и теоретических вычислительных систем прямо связаны со схожими соображениями о теореме Гёделя, хотя мне ближе эквивалентая теорема Чёрча-Тьюринга.

Что касается искусственного интеллекта, я думаю, что создать его в принципе можно, если он будет не вполне цифровым и должен включать достаточно сложные аналоговые устройства (как я давно уже думаю, плазменные или электрохимические), способные вместить демоническую или ангельскую сущность. В частных случаях исследования в этой области я считаю очень полезными и плодотворными, но почти никто, кроме убежденных трансгуманистов, не пытается создать искусственный интеллект в полном смысле слова. Программисты и математики этим вообще, как правило, не занимаются и цели такой не ставят. Исследования ведутся лишь для частных технических задач, которые компьютер решает лучше и быстрее человека.

0

9

Ключевая книга Паршина - "Путь. Математика и другие миры". Но я пока что нигде не нашел ее в электронном виде.

0

10

Нашел, скачал с Twirpx.

Также из работ Паршина известна "Лестница отражений" о неоплатонической математике Флоренского.

0

11

Pohjolainen написал(а):

Что касается искусственного интеллекта, я думаю, что создать его в принципе можно, если он будет не вполне цифровым и должен включать достаточно сложные аналоговые устройства (как я давно уже думаю, плазменные или электрохимические), способные вместить демоническую или ангельскую сущность. В частных случаях исследования в этой области я считаю очень полезными и плодотворными, но почти никто, кроме убежденных трансгуманистов, не пытается создать искусственный интеллект в полном смысле слова. Программисты и математики этим вообще, как правило, не занимаются и цели такой не ставят. Исследования ведутся лишь для частных технических задач, которые компьютер решает лучше и быстрее человека.

А как поместить демоническую или ангельскую сущность в устройство?

0

12

Заклинаниями.

0

13

ИИ не человек, если человек может быть одержим демоном, то при создании ИИ на подобии человеческого мозга, душу всё равно не получится создать. Сущность прежде входит в душу, а ум ей управляет.

0

14

А зачем тут душа? Речь о том, что демон управляет машиной, в которую он подселился.

0

15

Ну это тогда не искусственный интеллект, а просто интеллект ангелической сущности.

0

16

Владимир Снарский написал(а):

Ну это тогда не искусственный интеллект, а просто интеллект ангелической сущности.

Не совсем так все просто. Искусственный интеллект может обладать огромной оперативной памятью, нейросетями для обработки больших объемом информации и прочими материальными алгоритмическими атрибутами того, что в информатике обычно именуется ИИ, но благодаря связи с заведомо непредсказуемыми аналоговыми устройствами быть связанным с ангельской или демонической сущностью. Это в принципе может быть что угодно, хоть барометр или камера, снимающая в небе облака. Но такая связь должна обеспечивать интерфейс с объектами, которые традиционно используются для установления связи с духовными мирами. Речь не идет непременно о магии. Например, когда на Руси строили церкви, звонари ходили по полям со специальными колокольчиками и искали место, где звук получается особый. Это практика сродни магия, но ангельская, а не демоническая.

В принципе и у каждой песчинки, и у фотона или электрона, есть некая духовная форма, но чем она выше в структурной иерархии мироздания, тем более высокая (по ангельскому и обратному демоническому чину) сущность может быть к ней привязана. То есть в итоге это все-таки искусственный интеллект, но частично обусловленный заклинанием демона или ангела, что тоже процесс искусственный (латинское слово ars в традиционном понимании включает и духовно-магические искусства).

0

17

На другую тему. Разбирался в устройстве советских программируемых калькуляторов Б3-34 и МК-61 (собираюсь написать для них эмулятор качественно нового типа) и заметил в них наличие довольно необычной числовой схематики. В блоке синхропрограмм процессоров серии ИК13 используется частично троичная логика (три подгруппы из трех микрокоманд по шесть битов, 3*3*6), ключевой элемент алгоритмов там цикл в 42 такта (необычное для двоичной электроники число), память микрокоманд 28-битная, а память команд более высокого уровня 23-битная. В сдвиговых регистрах при этом 252 ячеек (а не 256, как обычно в микроконтроллерах), то есть 3*3*28. Точная схематика этих микросхем неизвестна, но мне трудно себе представить чисто инженерные, а не нумерологические, причины именно такого выбора. Архитектура обращения ко всем этим регистрах тоже отдает нумерологией или попыткой ввести троичную логику: повсюду триады чисел и числа, кратные трем. В каждом ИК13 стоит довольно необычный 4-битный сумматор с тремя входами "альфа, бета и гамма" и выходом "сигма" (так они обозначены греческими буквами в доступной советской документации).

А пока с этим разбирался, выяснилось, что в истории Линукса, американского хакерского движения и ИИ (здоровых исследованиях в области робототехники, а не нынешнем трансгуманизме) есть еще один советский элемент. Основатель исследований ИИ Джон Маккарти, который и ввел этит термин, вырос в коммунистической семье и свободно говорил по-русски. Его отец был ирландец, а мать - еврейка из Литвы. В 1968 году он то ли действительно обиделся на коммунистов из-за ситуации в Чехословакии, или на него надавили, но после этого он стал консервативным республиканцем, в отличие от его друга и коллеги Ноама Хомского, который был прямо связан с теми же исследованиями. Но до 1968 года Маккарти регулярно посещал СССР, где читал лекции по-русски, или встречался с советскими кибернетиками в других странах. Как и Брусенцова в СССР, Маккарти интересовало применение философии в информатике, но с другой стороны. Знаком он был с уже давно популярной в Штатах аналитической философией, однако вывернул ее наизнанку методами, напоминающими каббалистическую герменевтику. Упрощенно говоря, поскольку он исходит из лямбда-исчисления, у Маккарти вместо чисел как базовых частиц информации символы, к которым привязаны потенциально бесконечные, сложные и динамические системы других символов. То есть, единица, например, - это комплекс всего, что ассоциируется с единицей и при этом динамически переосмысливается. В некотором смысле при этом используется троичная логика, но очень своеобразная. Если найду его конкретные заметки по философии, позже еще напишу.

Отредактировано Pohjolainen (2023-05-16 08:16:54)

0

18

Надо же, когда я учился, мы ничего не знали о таких особенностях этих калькуляторов, хотя тогда, в 80-е, Б3-34 был очень популярен(и более доступен, чем МК-61), в рамках какого-то курса по программированию у нас уделялось немало времени программированию на нем, помню, считал на нем свой проект по теории автоматического управления, в журнале "Наука и Жизнь" был раздел, где публиковались программы для этих калькуляторов.

Отредактировано А.Голдаев (2024-03-13 18:24:22)

0

19

Сейчас все калькуляторы на смартфонах

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Умер крупнейший математик-традиционалист А.Н. Паршин


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно