У шахтеров Донбасса очень популярен образ Шубина. Алексей Ионов, активно собиравший рабочий фольклор в Донбассе в 1930-е гг., пришел к выводу, что фольклорная традиция на этой территории формировалась независимо от устного народного творчества рабочих Урала и Сибири. Но мы наблюдаем здесь типологически сходный образ горного духа. Он оформляется по тем же принципам коллективного метафорического мышления, что и персонажи других рабочих регионов. Шубин известен всем шахтерам Донбасса: подобный персонаж встречается в шахтерских рассказах Краснодона, Горловки, Грушевки, Макеевки, Кадиевки [23, с. 195]. Он не обладает зооморфными чертами – облик максимально приближен к человеку. В одном из вариантов преданий Шубин – старик, работающий под землей дежурным в рудничном дворе. В другом – бывший шахтер, который поссорился с хозяином и из-за мести взорвал шахту. Дух предстает в виде знакомого («шахтовладельца Кошкина»), седого старика с ярко горящими глазами (отличительная черта многих горных), «человека-невидимки» [23, с. 195], незнакомца в шахтерской спецовке с обушком на плече [42, с. 61]. Его отличительными чертами выступает нервная ухмылка и глаза-угли – «как у кошки в темноте светятся» [42, с. 69]. Когда подобное существо здоровается с горняком в забое, следует ответить на приветствие этикетным «твоими молитвами» [42, с. 61]. Появление Шубина может означать скорую гибель – «кому встретится – тому, значит, скоро амба: завалит» [23, с. 195] – или
конец разработок – «как только выйдет последняя клеть с народом, он седым стариком садится в клеть и спускается в шахту, после этого шахта обязательно окажется затопленной» [15, с. 34]. С другой стороны, Шубин способен предсказать катастрофу и спасти горняка. «Дернуло его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход, и в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало, вырвались столбы угольной пыли» [23, с.197]. Однако не стоит испытывать судьбу. По поверью, горный дух только три раза «милует» [206, с. 1].
Шубин рубит руду, причем нередко – вместе с человеком. Предпочитает дух пользоваться по старинке обушком, а не отбойным молотком, потому что «от трескотни голова болит» – неприятие сверхъестественным существом резких звуков фиксировалось уже не раз. Однажды он помогает шахтеру, прокутившему все деньги и вынужденному работать в праздник. Парень нагружал вагонетки, а демон откатывал их. Когда шахтер вышел наружу, он стал полностью седым. Мотив изменения внешности человека в результате контакта со сверхъестественными силами уже наблюдался в немецком
материале (сюжет об омоложении Якоба Иллинга). Подвергает Шубин горняков и испытанию на физическую силу и смекалку. К примеру, он соревнуется с забойщиком Изотовым, кто больше и ценнее урок выполнит [42, с. 61-69]. Хитрый горный властелин стремится «озадачить, унизить рабочего» [42, с. 65], однако не тут-то было. Одураченный смекалистым Изотовым, дух вынужден бежать от громкого человеческого смеха, который противостоит его инфернальной сути. «Такой хохот загремел на рудничном дворе, что Шубин испугался, бросил вагонетку и скрылся в дальних выработках» [42, с. 69].