mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Аристотель говорит о Традиции.


Аристотель говорит о Традиции.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"От древних  из  глубокой старины дошло  до потомков предание о том, что эти [светила]  суть боги  и  что божественное объемлет  всю  природу.  А все остальное [в  предании] уже добавлено в виде  мифа для внушения толпе,  для соблюдения  законов  и  для  выгоды,  ибо  в   нем  утверждается,  что  боги человекоподобны и  похожи на некоторые другие живые существа, утверждается и другое, вытекающее  из сказанного  и сходное  с  ним. Если  бы, отделив  эти добавления, принять лишь главное - что первые сущности  они  считали богами, можно  было бы признать это  божественным  изречением; и так  как, по  всей вероятности, каждое искусство и каждое учение  изобретались неоднократно и в меру возможности  и снова погибали,  то можно было  бы подумать,  что и  эти взгляды  суть как бы сохранившиеся до наших дней обломки тех. Таким образом, мнение предков  и  наших  ранних  предшественников  ясно нам лишь  до  такой степени".

Аристотель. Метафизика. Книга 12

Аристотель считает, что современные философские представления о небе тождественны представлениям древних и являются во многом их наследием. Аристотель полагает, что различные искусства и науки возникали многократно, а от того в древности и имелось представление об подлинной астрономии. Но как традиционалисты мы можем сказать, что подлинное учение о небесах и богах было доступно уже первым людям. Заключается оно в том, что у каждого небесного тела есть свойственный ему дух(ангел). И точно также, как небесные объекты(боги) Аристотеля стремятся к Перводвигателю в своём круговом движении, так и ангелы стремятся к Богу в их движении.

Про круговое движение ангелов говорит и псевдо-Дионий Ареопагит: "Можно и в другом таинственном смысле принять изображение духовных колес. Им дано название, как говорит Богослов: «гел, гел» (Иезек. X, 13), что на Еврейском языке означает «вращание и откровение». Огненным и Божественным колесам принадлежит вращание, поколику они непрестанно обращаются вокруг одного и того же блага; откровения, поколику они раскрывают тайны, возводят низших и низводят долу высшее освещение"

Отредактировано Владимир Снарский (2022-08-02 08:17:58)

0

2

По Льюису, звёзды - это и есть ангелы. Их тела состоят из газа, как тело человека из воды, но по сути человек - это его душа, а звезда - это ангел.

0

3

Взгляд Льюиса похож на лютый материалистический еретический пантеизм. Планеты могут быть символами ангелов, но только символами, а не конкретным воплощением. Мы прекрасно знаем из иконографии как выглядят Архангелы, Господства и Престолы. Ничего там от звезд и в помине нет.

Насчёт вращающих колес по псевдо-Дионисию. В иконографии колесами изображают Престолы. Но эти Престолы составляют трон Бога, а не планеты. Я предполагаю, что Престолы играют роль глаз Бога.

Касаемо Аристотеля верно, что в древней астрологии каждой планете нашей системы приписывали духа-покровителя. Но эти планеты и их движение суть обычные стрелки часов, из которых можно выявить определенные закономерности в судьбах, но точно не соотнести их с богами. Камень - не ангел. Духовная сущность не имеет материальной основы в том смысле, что под материей понимает современный человек. Средневековые оккультисты приписывали планетам ангелов и видимо от них Льюис сформировал такой взгляд.

0

4

А разве кто-то говорит, что звезды - это именно Архангелы, Престолы или Власти? Нет, это другие виды ангелов. И это достаточно распространенная в средневековой книжности мысль. Монах Нестор в ПВЛ приписывает ангелов народам и планетам, но еще больше в западной книжности это есть.

Разумеется, ангелы могут менять облик. У Льюиса ангел-звезда может предстать перед людьми и в образе человека, запросто.

Ангелы звезд и планет относятся к категории genius loci, гения места, аналогично тому как есть домовые, лешие, русалки - тоже гении мест. О чем много писал Флоренский и пишет Дугин в новой книге "Антикейменос" в главе Genius loci.

0

5

К этой же категории относятся и элементалы - духи стихий: саламандры, ундины, сильфы, гномы-цверги.

0

6

То что планеты могут управляться ангелами не отрицалось в христианском богословии(но представления о том, что их тела не было). Что касается псевдо-Дионисия Ареопагита, то в комментарии Максима Исповедника имеется отсылка именно к аристотелевскому пониманию.

0

7

Думаю, что не стоит прямо отождествлять круговое движение в этом мире(например движение планет и звёзд вокруг центра галактики) с круговым движением в умопостигаемом мире. Но это образы сходные(Точнее движение там есть образец для движения тут). Аристотель видел в умопостигаемом только Перводвигатель, а у неоплатоников и христиан там целая реальная иерархия хороводов.

К слову, в связи с этим нужно снова обратиться к словам Дугина про хороводы. Ведь в тех словах была лишь доля шутки.

Приведу гениальный пассаж Максима Исповедника, у которого и можно найти синтез это платонического и аристотельянского взгляда:

"Поскольку он говорит, что эти первые чиноначалия и стоят, и ведут непосредственно вокруг Бога хоровод, надо пояснить, каким образом они и стоят и движутся, словно в хороводе, вокруг Бога. Сначала он взял за основу слова Исаии, который говорит: «И серафимы стояли вокруг Него, шесть крыл у одного» и так далее; и добавляет: «И двумя летали» (Ис.6:2). Как же, стоя, они летали кругом? А понимать надо так. Всякий ум, воссияв от Виновника всего, Бога, поскольку он воссиял от Сотворившего, движется, говорят, около Него как вокруг центра, и движение это не какое-то пространственное, но умственное и жизненное. Круговое же движение ума таково. Все мыслящее мыслит, или будучи умом, или как причастное уму. Являющийся умом мыслит первично, а причастное уму мыслит вторично. Потому именно, что он, будучи умом, мыслит, и говорится, что он движется. Круговым же это движение представляется потому, что оно возвратное и совершается около Него. Так, мышлением самого себя и Того, Кто прежде него, от Кого он воссиял, поскольку Богом ведь, захотевшим это, он был произведен, он будет вращаться вокруг Него, чтобы не сказать вокруг стремления и любви к Богу, словно около центра. Не соединяются ведь вторые с теми, кто перед ними, и происходящее уподобляется некоему хороводу. Ведь рождаемое, посылаемое существовать на своем месте, внимательно смотрит на Родившего. Обращение же мыслью к ему предшествующему привносит представление о круговом движении. Поскольку же Бог везде, то везде следующие за Ним в вечном желании Его уразуметь радуются Ему и окружают Его, будто веселясь, хороводом. Говорят ведь, что ум в себе пребывает и к себе спешит. А кто пребывает в себе и обнаруживает бессмертие, имеет состояние покоя. Применительно к бытию быть бессмертным понимается ведь как пребывать в покое. А к самому себе спеша, движется тот, кто нё желет как-либо рассеиваться мыслями о внешнем для него материальном. Совершая одно и то же движение, он не стоит, а движется; оставаясь же по существу всегда тем же, пребывает в покое, а не в движении. Итак, существует и в природе каждого из умов двоякое движение – стремление к Богу и круговой около Него, как около центра, хоровод, – как бы по окружности вокруг точки, то есть центра, от которого она образовалась. И по природной ведь необходимости каждый из сущих водит вокруг Бога хоровод, бытием влекомый к Бытию. Так все и существует вокруг всеобщего Царя, и благодаря Нему – все, и Он – причина всего прекрасного. А что он сказал, что первые небесные силы хороводят непосредственно вокруг Бога, как не имеющие перед собой ничего иного, показывает, что вторые и третьи, то есть воспринимаемые чувствами, водят хороводы, как сказано, по своей мере, имея посредниками тех, кто перед ними около Бога."

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Аристотель говорит о Традиции.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно