mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Натэлла Сперанская: ТРЕТЬЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ


Натэлла Сперанская: ТРЕТЬЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Натэлла Сперанская: Третье Возрождение античности неизбежно

Опубликовано пн, 03/16/2015 - 02:25 пользователем Acephale

- Проект, который Вы представляете, носит название «Бронзовый век». В чем для Вас суть этой концепции?

- В «Метаморфозах» Овидия говорится о четырех веках человечества: Золотом, Серебряном, Бронзовом и Железном. В отличие от Овидия, Гесиод в поэме «Труды и дни» называет не четыре, а пять веков, добавляя Героический век, который, по его представлениям, предшествует Железному. Эта модель применима и к культурно-историческим процессам. XIX столетие в истории русской культуры отмечено рождением подлинных гениев, оставивших свой вклад во всех областях: от литературы и живописи до философии и науки (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский и др.). Этот период принято считать «золотым веком» русской культуры. Серебряный век пришелся на период между 1890-х гг. по начало 1920-х. гг. и, на мой взгляд, это было время Проторенессанса. После Серебряного века должен был наступить век Бронзовый. Именно этот период я склонна связывать с грядущим и неизбежным культурно-философским Ренессансом. Сегодня мы можем назвать его предтеч и учителей, но назвать имена его представителей нам будет намного сложнее. В России о Бронзовом веке впервые заговорил философ и мой учитель Александр Дугин. Он представил и обосновал эту концепцию в гесиодовском ключе применительно к русской культуре. Я продолжаю эту традицию.

- То есть Вы обращаетесь к античным представлениям и используете учение Гесиода о пяти веках? Как я успела заметить, Гесиод в целом оказал большое влияние на Ваши философские воззрения?

- «Теогония» Гесиода  (наравне с эпопеями Гомера) была в некотором роде священной книгой культа эллинов и неопровержимым авторитетом в делах их религии; именно на сказаниях и мифах Гесиода было построено все здание греческой мифологии. Конечно, Гесиод фундаментальный для меня автор, его поэма является фактически единственным дошедшим до нас произведением, в котором отражена Τιτανομαχία, на структуре которой я основываю все главные положения моей книги «Дионис преследуемый». Думаю, что с «Теогонии» начался инициатический путь и другого уважаемого мной мыслителя, Фридриха Георга Юнгера.

- Вы имеете в виду его «Греческие мифы»?

- Да, именно так.

- Хорошо, вернемся все-таки к русскому Ренессансу. В чем Вы видите основное отличие Серебряного века от наступающего Бронзового?

-  Если позволите, я буду рассуждать как метафизик. Многие поспешат со мной не согласиться, но я вижу Серебряный век как время предчувствия, предчувствия возвращения бога Диониса. Вячеслав Иванов, Фаддей Зелинский, Иннокентий Анненский, Марина Цветаева, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Александр Скрябин, Михаил Врубель подготовили культурное пространство для дионисийской эпифании, но события 1917 года роковым образом изменили исторический процесс, это было разрушение невероятных масштабов, диалог русской культуры с Античностью оказался безжалостно прерван. Вместо Диониса явились титаны. За Проторенессансом последовал длительный период изматывающей пустоты, в которой терялся каждый жест, обессмысливалось каждое слово, умалялось каждое движение мысли. Мы, к моему глубокому сожалению, так и не сумели заполнить образовавшуюся пустоту. Пустота пожирает плоды, не давая им поспеть. Если в европейской культуре всегда доминировало Аполлоническое начало, то в культуре русской найти следы Аполлона почти невозможно. Лосев говорил, что Дионис не может существовать без Аполлона. Вы понимаете, почему мы столь часто констатируем, с одной стороны, кризис европейской культуры, конец философии, закат Западного мира, а с другой – находим признаки упадка в своей собственной культуре?

На одном фронтоне храма в Дельфах был изображен Дионис со своим фиасом, на другом – Аполлон в окружении своей свиты. Bronze age, Бронзовый век будет отличаться от Серебряного, прежде всего, союзом двух божеств. Меня приводит в восхищение вспыхнувший вновь интерес к Дионисийскому началу: греческий театральный режиссер Теодорос Терзопулос (театр «Аттис») и его поистине опасные дионисийские мистерии, еще один грек Димитрис Лигнадис, явивший Диониса в своих «Вакханках», Ромео Кастеллуччи, познавший обнаженную структуру трагического, итальянский художник Агостино Арривабене, российский художник Денис Форкас-Костромитин, британский режиссер Питер Гринуэй, в чьих фильмах я нахожу элементы Дионисийского…Я хотела бы надеяться, что Бронзовый век запомнится возрождением не только русской культуры…

- Вы имеете в виду, что этот культурный процесс примет мировой масштаб?

- Не могу этого исключить. Как человек, неустанно ищущий Дионисийское, я тонко чувствую изменения культурной парадигмы уже довольно долгое время. Вспомните, какой взрыв произвели «Русские сезоны» Дягилева в Европе. Это был настоящий триумф! Русский стиль господствовал в мировой эстетике. В настоящий момент мы, к сожалению, не можем мечтать о подобной культурной экспансии русского искусства.

- Выходит, нам нужен новый Дягилев?

- Боюсь, что сегодня нам нужно сразу пять «новых Дягилевых». Людей, способных дерзновенно взять на себя высокую миссию. Для этого нужно быть одержимым идеей. Современный человек находится во власти абулии. Его первый долг – проснуться, нащупать свой внутренний стержень и не сломаться под натиском преград и навязанных правил. Блейк говорил: «Гений не подчиняется правилам, он создает их». Те, кто их создаёт, уже знают, что Третье Возрождение античности неизбежно.

- Что из прочитанного, увиденного за последнее время произвело на Вас впечатление?

- Из увиденного, пожалуй, выставка «Бумажная архитектура. Конец истории» в ГМИИ им.А.С.Пушкина, где я имела удовольствие созерцать работы Пиранези. Из прочитанного…непростой вопрос, потому что читаю я много и постоянно, кроме того, люблю перечитывать. Возвращалась к «Ренессансу» Уолтера Пейтера, «Джордано Бруно и герметической традиции» Ф.Йейтс, «Истории античной драмы» Анненского. Огромное впечатление на меня произвели миры Сара Пеладана, о котором я как раз пишу. Сегодня на одном дыхании прочитала «Возвращение Диониса» Теодороса Терзопулоса. Как говорил Джон Рескин: «Поскольку жизнь очень коротка, а свободных часов очень мало, мы не должны тратить ни одного из них на чтение малоценных книг».

Беседовала Алена Демидович

Специально для сайта IMAGINAIRE

http://www.imaginaire.ru/content/natell … neizbezhno

0

2

mahtalcar написал(а):

В России о Бронзовом веке впервые заговорил философ и мой учитель Александр Дугин.

:dontknow: А как же Олег Фомин, который издавал журнал "Бронзовый Век":rolleyes:

А вот воплощение Бронзового Века в Консервативном Авангарде: http://endkampf.lenin.ru/allers1.htm + http://endkampf.lenin.ru/allers2.htm

Мои давние тексты, писавшиеся ещё для "Арктогея-Воронеж" в начале 2000-х годов.  :flag:

0

3

mahtalcar написал(а):

Вместо Диониса явились титаны.

"Новые левые", по всей видимости, были "дионисийцами"?  :rolleyes: У Герберта Маркузе, правда, есть отсылки не к Дионису, но к Орфею. И что такое "грядущее дионисийство" "по Натэлле Сперанской"? Она, помнится, вдохновлялась Третьим Рейхом, где был развит культ "арийской эротики".  :cool:

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6EI.jpg

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6EJ.jpg

:flag:  :flag:  :flag:

Что же касается «синтеза» титанизма и дионисийства, то, например, у Александра Блока это обнаружить можно. Блоковские «Скифы» разве не являются Манифестом «титанодионисийства», когда «варвар» Скиф овладевает «цивилизованной» Машиной, в которой «дышит интеграл»?  :flag:  :rolleyes:  :cool:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2015-03-20 17:51:11)

0

4

Да, рухнула утончённая культура богемных салонов в «прекраснострашном» веке XX-м. А на смену ей пришло грубое «скифское» варварство. И скифские женщины, крепкие и сильные, ведь куда здоровее, нежели анемичные салонные красотки.  :rolleyes:  :flag:  :cool:

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!  :flag:

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6EM.jpg

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6EK.jpg

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6EL.jpg

http://f6.s.qip.ru/bDPkO6EN.jpg

http://f6.s.qip.ru/bDPkO6EO.jpg

http://f6.s.qip.ru/bDPkO6EP.jpg

:flag:  :flag:  :flag:  :cool:  :cool:  :cool:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2015-03-20 17:54:49)

0

5

Скажу совсем ГРУБО... Макс, прости за пошлость. Что такое «практическое дионисийство»? Смотрел тут на днях иллюстрации художницы Аны Мираллес (Ana Miralles), которая создала серию комиксов, в сюжете которых присутствует европейка, оказавшаяся в восточном гареме или в африканском племени и которая там познаёт все сексуальные «экзотические» таинства, о которых она даже не подозревала.  :flag:

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6ES.jpg

http://f6.s.qip.ru/bDPkO6ER.jpg

http://f5.s.qip.ru/bDPkO6ET.jpg

:flag:  :flag:  :flag:  :cool:  :cool:  :cool:

Возрождение здорового, фактически первобытного, ЭРОСА, способного из бледной салонной красавицы сделать БОГИНЮ, раскрыть в ней её первозданную КРАСОТУ — это тоже ДИОНИС:cool:  :flag:  :rolleyes:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2015-03-20 18:08:06)

0

6

Леша, ну хватит постить пошлые картинки. Натэлла совершенно верно понимает дионисийство в духе Вяч. Иванова, братьев Юнгеров и АГД.

0

7

Максим, да в том то всё и дело, что «пошлость» эта есть никто иной, как... Освальд Шпенглер, который, как мы тут все знаем, противопоставлял «ЦИВИЛИЗАЦИЮ» и «КУЛЬТУРУ». А в советские годы молодые смотрел я в кинотеатре фильм «Шина — королева джунглей»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шина_—_королева_джунглей_(фильм) Сюжет как раз про это — про противостояние «Традиции» и «АнтиТрадиции».
Сюжет же комиксов Аны Мираллес основывается именно на этом, но только «популярно».  :rolleyes:  :cool:
Античный Эрос ведь тоже был РАЗНЫМ, Максим. Эрос в античных полисах и в привольных скифских степях, эрос сарматских воительниц-цариц и накрашенных проституток в публичных домах Рима или Помпеях.  :flag:
Ещё немного «пошлости» — трейлер новейшего индийского фильма «Камасутра» (2014 г.), снятого в формате 3D: http://www.youtube.com/watch?v=rFBX-a58LVg   :rolleyes:  :flag:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2015-03-20 19:29:22)

0

8

Шпенглер-то тут при чем? Какое он имеет касательство до современной порнушки, которую ты здесь выставил? То у нас Лев Маркович айлурофилическими темами заполняет целые ветки форума, то вот опять... Ладно, пусть висит, но заявленные Натэллой темы надо обсуждать серьезно! Бронзовый Век - идея Фомина, хотя я затрудняюсь сказать, кто первый бросил это словосочетание в народ. И Натэлла обозначает одну из культурных задач, которая стоит перед нашим поколением: адаптация античных начал в свете современной России.

0

9

Максим, прости, что публикую, но было время, когда наш "туманный пиит" "кое-чего понимал"...  :rolleyes:

Антон Заньковский

*Бронзовый век – золото Евразии*

В «Закате Европы» Освальд Шпенглер констатирует факт: искусство более не принадлежит внутренним возможностям эпохи – и советует направить энергию (тем, у кого она имеется) на техническое усовершенствование  цивилизации, на военное дело и политику. Культура Западного мира исчерпала свои ресурсы – таков диагноз великого мыслителя. Согласятся ли с ним современные художники, писатели, драматурги, поэты, выявляющие суть бытия эпохи с помощью художественных средств? И могут ли они возникнуть – подлинные Творцы – в мире, вдохновляющем на разрушение, а не на созидание? Наиболее прозорливые и честные замечают нотку лжи, исходящую из собственных уст, когда дело касается претенциозного высказывания, когда речь идёт к Богу и от Бога сообщается, когда в дело вступает Посредник, коего так сложно заставить внимать, – daimon. Не оскверняется ли он, родитель всякой поэтической речи, когда о своих сыновних правах заявляют выродки языка: названия технических устройств, всевозможные коммуникативные изыски или глагольные производные от оных, что в своём онтологическом регрессе от Единого в сторону prima materia побили все рекорды дробления? Что же делать, если отравлен сам воздух искусства: если структуру речи пронизали миазмы утилитаризма, если одеяния и лица людей полностью соответствуют их зоологическому самосознанию? Большой любитель созидающих душ, Старый запальщик, метавший молнии в сторону ветхих идолов, предсказывал ситуацию сегодняшнего дня:

Силы, например, которыми обусловлено искусство, могут прямо-таки вымереть; любовь ко лжи, к неточному, символическому, к упоению и экстазу может стать предметом презрения. И вообще, поскольку жизнь упорядочена в современном государстве, постольку из современности нельзя извлечь никакого мотива для поэтического творчества, и только отсталые люди будут ещё нуждаться в художественном смысле. Во всяком случае, последние будут тогда с тоской обращаться назад, к временам несовершенного государства, полуварварского общества, – к нашим временам.

Современная культура Запада выделила экстазу комнатку в нидерландской кофейне, где грошовое упоение сублимирует всё иррациональное, поэтическое. – Это мир беспрерывно трансгрессирующих обывателей, исходящих наркотической слюной в жалкий уик-энд, мечущихся от оргии к оргии в поисках дионисийского забвения, о коем они, разумеется, читали; эти жители «Страны культуры», чья тупость открывается в отсутствии когнитивного диссонанса при виде собственного отражения в барочных зеркалах дворцовых зал!  Имеет ли Россия иммунитет к этому? – вот вопрос, как сказал бы князь Мышкин. Вопрос разрешается методом географического рассмотрения: Россия имеет счастье занимать промежуточное положение между европейским dekadence и восточной немотой. Как европейцы – мы индивидуалисты, предающиеся рефлексии; как азиаты –  целое мы ставим выше его частей. Россия, ориентированная на Запад, не успев начаться, была отравлена упадничеством в культуре и марксизмом в политике: из каждого отравления мы произвели шедевр. Не говорит ли это о том, что мы являемся иным, не западным образованием? На этом настаивал и Шпенглер, не относя русскую культуру к европейской. Мы питались европейской эстетикой, традицией европейской мысли, как Япония и Китай питались индийским буддизмом, производя совершенно новую форму религиозности. Наше «упадничество» было каким-то слишком здоровым, воинственным, скифским; наше политическое упадничество – марксизм – переродилось в имперский проект. Даже феномен перестройки, крах имперской политики, можно частью списать на желание причаститься скрытой занавесом высокой культуре капиталистических врагов. Только потом выяснилось, что советская интеллигенция со своим комплексом гадкого утёнка во многом превосходила европейских и американских коллег,  но утраченного уже было не вернуть, а на смену просвещённым диссидентам пришло поколение наркоманов, проституток и тупиц, вполне соответствующих «высоким» образцам Запада.

Walter Benjamin сделал прекрасное замечание:

Маркс сказал, что революции – это локомотивы истории. Однако, может быть, всё совершенно не так. Может быть, революция – это, скорее, попытка едущих в поезде сорвать стоп-кран.

Такая позиция позволяет совершенно иначе рассмотреть роль таких личностей, как Александр Блок:  суть не в том, что поэт был представителем отмирающей дворянской культуры и совершил акт духовного самосожжения во имя «здоровой» молодой популяции молотильщиков и жниц; напротив: здоровая, пассионарная личность задохнулась в чаду политического упадничества. Блок был исполнен сил, всей душой ненавидел буржуазную, бутафорскую монархию Николая II, что подтолкнуло его к вознесению (надо сказать, не без сатанинского отчаянного задора) красного знамени, которое и являлось на тот момент квинтэссенцией западного упадничества. Вообще-то, в отношениях России с западом присутствует забавная диалектика, ведь именно «русские мальчики» являются родителями европейского нигилизма. Мы не будем выяснять, кто кого инфицировал, ведь перед нами стоит другая задача: обосновать возможность нового витка русской культуры – Бронзового века. Именно для этого мы рассмотрели генетическую независимость России от Запада. Всё, что мы считаем недостойным наших daimon-ов, является чуждым евразийскому, органическому сознанию. От этого такие писатели, как Юрий Мамлеев, склоняются к своеобычному почвенничеству и к иррациональной метафизике восточного типа.

Называя новый эон русской культуры Бронзовым веком, мы автоматически ставим его ниже предшествующих эонов – Серебряного и Золотого веков, что соответствует традиционному представлению о регрессе мирового порядка. Но, в связи с выявленными особенностями российского геополитического и культурного положения, мы имеем право и на совершенно иной взгляд: в своё время Византия не мыслила себя принципиально новым образованием, но только восточной частью Римской империи – так и Россия пока что не имеет ясного представления о масштабах своей евразийской миссии. Божественная игра, Лила (санскр.), не имеет раз и навсегда установленных правил: то, что сейчас называют культурой Возрождения, было следствием увлечения группы талантливых людей античностью. После многовекового молчания пробудились целые пласты культуры, чему споспешествовала благоприятная политическая среда при династии Медичи. Золотой и Серебряный века русской культуры были гениальным подражанием западным образцам; порой русские гении превосходили своих учителей: так Достоевский превзошел Бальзака, Пушкин – Байрона. Бронзовый век, если ему суждено состояться, не может быть рефлексией на образцы классической западной культуры. Скорее он будет черпать вдохновение на Востоке, но не так, как это делали романтики и символисты: Восток более не представляется нам экзотикой, шкатулкой с секретом; Восток – это зеркало в спальне, в котором мы должны различить своё истинное лицо. Кто знает: может быть, Бронзовый век русской культуры станет Золотым веком евразийской?

:flag:  :flag:  :flag:

ВОТ НАШ "БРОНЗОВЫЙ ВЕК"... ПРИЧЁМ "АУТЕНТИЧНЫЙ": http://falangeurasia.blogspot.ru/2015/0 … st_74.html

:cool:

Отредактировано АЛЕКСЕЙ ИЛЬИНОВ (2015-03-30 18:33:24)

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Натэлла Сперанская: ТРЕТЬЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно