Теперь уже не один, а два источника из спецслужб утверждают, что Сталин (и Берия! - что требует отдельного критического рассмотрения) входили в исихастский "орден".
"Некоторые бывшие сотрудники НКВД и ГРУ упоминали, что еще в юношестве Сталин и Берия вступили в глубоко законспирированный Исихастский Орден Безмолвия на Кавказе. Своеобразный аналог иезуитского, но гораздо более тайный. Девиз Ордена Безмолвия – «Не ищи показывать себя превосходящим других, подвиги во имя Веры совершай втайне»" (http://buro.belarusforum.net/t3-topic)
У Карпца было независимое свидетельство о том же: http://karpets.livejournal.com/503627.h … #t10565963
Если это правда, то речь идёт не просто о какой-то корректировке портрета Сталина, но к тому, чтобы вообще взглянуть на ВСЁ другими глазами.
Каждану: никакой ГПЦ до 1917 г. не было, был грузинский экзархат РПЦ. С 1909 г. массовое движение монахов-имяславцев-исихастов возникло в Абхазии, в Кодорском ущелье, заселённом сванами. Монахи здесь, видимо, были со всего православного мира. Именно книга монаха Илариона "На горах Кавказа" стала толчком к "имяславческой смуте": http://st-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr5.htm
Наш главый либерал и модернист владыченька Иларион Алфеев, стоит отдать ему должное, собрал в своей книге немало информации об исихастском движении. В частности, он пишет:
"В начале восьмидесятых годов XX века нам довелось присутствовать на беседе, происходившей в доме одного весьма уважаемого протоиерея города Сухуми. Дом этот был отрезан от внешнего мира двойным заслоном: высокая железная ограда составляла первый непреодолимый рубеж; другой рубеж — сплошная стена кипарисов, окружавшая дом с четырех сторон. Необходимость такой необыкновенной конспирации была вызвана тем, что протоиерея нередко посещали пустынники из окрестных кавказских гор: жили они там в течение многих лет нелегально, и всякий их визит в Сухуми был чреват как для них, так и для протоиерея многочисленными опасностями и неприятностями со стороны местных советских властей.
Один из таких пустынников присутствовал на беседе, проходившей за чашкой чая. Это был человек средних лет, высокого роста, крепкого телосложения, с густой окладистой бородой, в серой косоворотке и тяжелых кирзовых сапогах. Содержание беседы его с протоиереем стерлось из нашей памяти: запомнились только необыкновенные серые глаза, в которых отражался глубокий покой и которые глядели словно бы из иного мира.
Кавказские пустынники, продолжавшие, несмотря на десятилетия гонений со стороны советской власти, обитать в абхазских горах в начале восьмидесятых годов (по некоторым сведениям, в этих местах и сейчас еще живут небольшие группы отшельников), были духовными наследниками некогда весьма многочисленного сонма иноков, подвизавшихся в тех местах в начале XX столетия".
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr00.htm
"После конца 1930-х годов мы имеем лишь спорадические сведения об имяславцах. Если "лучшие" имяславцы (используя терминологию митрополита Сергия) к началу войны с Германией воссоединились с Церковью, то "худшие" продолжали жить маленькими общинами, все более утрачивая связь с внешним миром и постепенно превращаясь в секту. В 1941 году уполномоченный Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Орджоникидзевскому краю в докладной записке о деятельности различных нелегальных церковных групп на юге России говорит о Буденновском районе как "центре контрреволюционного тихоновско-имяславского подполья" со своими подпольными храмами и монастырями139. К 1948 году относятся сведения о деятельности в Майкопе соляновцев, "выродившихся из секты имяславцев" 140. В 1985 году (три или четыре года спустя после описанной нами в предисловии к настоящей книге встречи с кавказским пустынником в доме сухумского протоиерея) о существовании "секты имяславцев" упоминает "Атеистический словарь"141.
Небольшие группы пустынников продолжали жить в горах Кавказа вплоть до середины 90-х годов XX столетия 142, когда война между Грузией и Абхазией заставила многих из них покинуть свои убежища. Кто-то из отшельников, по-видимому, все же остается в горах и поныне. Современные кавказские пустынники продолжают читать книгу схимонаха Илариона "На горах Кавказа"143, однако вряд ли помнят об имяславских спорах. По имеющимся в нашем распоряжении свидетельствам лиц, посещавших горы Кавказа в середине 90-х годов, живущие там ныне пустынники и пустынницы никак не отождествляют себя с имяславцами начала XX века".
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr11.htm
После войны 2008 года, во всяком случае, в Кодорском ущелье не осталось даже "обычных" монахов.
Тем не менее, встают вопросы:
- был ли Сталин сознательным проводником позиции Ордена Безмолвия в политике?
- как это совместить с версией о его посвящении в культ Ящера в ссылке в Сольвычегодске (версии, которую разработал лично Олег Фомин)?
- как быть с неувязками в биографии Берия, который в 1953 г. ликвидировал Сталина и стал проводить явно подрывную политику?
С другой стороны, если Сталин принадлежал к Ордену Безмолвия, то у нас наконец-то появляются ответы на три других вопроса:
- зачем в декабре 1937 г. Ежов расстрелял вдохновителя абхазских исихастов Флоренского, после чего убрали самого Ежова?
- почему главного теоретика исихазма 20-х годов Лосева выпустили из лагеря в 1933 г. и дали возможность съездить на Кавказ и написать там "гностические" стихотворения?
- случайно ли Лосев познакомился с Тахо-Годи - дочерью репрессированного главы Института этнографии? Ведь её прислали с другого конца страны по распределению именно к Лосеву.