mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » *Мартин Хайдеггер о коммунизме, большевизме и марксизме*


*Мартин Хайдеггер о коммунизме, большевизме и марксизме*

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Конечная форма марксизма, которая сущностно не имеет никакого отношения ни к еврейству, ни тем более к русским; если где-либо таится еще неразвернутый спиритуализм, так это в русском народе; большевизм изначально нечто западное, некая европейская возможность: выдвижение масс, индустрия, техника, отмирание христианства; но поскольку господство разума как уравнивание всего и вся есть лишь следствие христианства, а оно в основе своей иудейского происхождения (ср. мысли Ницше о восстании рабской морали), то и большевизм на самом деле нечто иудейское; но тогда и христианство в своей основе большевистично! И какие же решения становятся отсюда необходимыми?

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР "К философии (О событии)"

Вот уже столетие русские весьма хорошо осведомлены о немцах, об их метафизике и поэзии. Но немцы не имеют никакого представления о России. До всякого практически-политического вопроса о том, как мы должны поставить себя в отношениях с Россией, возникает единственный — кто же такие, собственно говоря, эти русские. И коммунизм (воспринятый как безусловный марксизм), и современная техника являются всецело европейскими и западными. И тот и другая оказываются лишь инструментами в руках русских, а не самой русскостью.
Поскольку техника и коммунизм штурмуют Запад с Востока, то в действительности Запад штурмует Запад, в колоссальном самоуничтожении своих собственных сил и целей. История помимо своего открытого лица всегда имеет и сокрытое.
В русскости завершенная метафизика обретает подобающее место для своего возрождения. Отсюда придет она в свое время как бросок (Gegenwurf) навстречу началу.

******

Россия — не Азия и не азиатская страна, но и к Европе ее не отнесешь. Что же это такое? И, конечно, большевизм не является русскостью — причем тут возникает смутная опасность, что обновленное и радикальное укрепление большевизма (т. е. авторитарного государственного капитализма, ничего общего не имеющего с социализмом чувств), обусловившее относительную деспотию технической и промышленной интеллигенции, надолго замедлит пробуждение русскости и только приведет к разграблению выдаваемой за западную и используемой страны — во всем и важном <большевизм> мыслит неисторично и рассчитывает только «историографически». «Запад» (а немцы не меньше) уже вовсе не находится в пределах Исторического осмысления, которое было бы достаточно сильным и творческим для высвобождения сущности русскости. Предварительным условием является то, что мы забудем многое — возможно, Все, что сейчас владеет «жизнью». Вероятно, этому забвению поспособствует необычайное разрушение нововременной Европы.

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР "Чёрные тетради (1939 - 1941)"

0

2

Помнишь статью Хайдеггера 1945 года о русской философии/софиологии? Ее две недели назад цитировал и разбирал сам А.П. Козырев в Доме Лосева!

0

3

Макс, что ты думаешь о «левом хайдеггерианстве» и «хайдеггерианском марксизме», так как именно Хайдеггер оказал колоссальное влияние на мировоззрение «новых левых»? И самый знаменитый «левый хайдеггерианец» — Герберт Маркузе;)

0

4

Маркузе - ублюдок и бешеный пёс либерал-глобализма. Тут и обсуждать нечего. Сразу в топку.

0

5

Макс, я имел в виду, конечно, «раннего» Маркузе и всю Франкфуртскую Школу, на которую немалое влияние оказал и Хайдеггер. Меня в своё время поразило, что он уважительно относился к Марксу и марксизму, ценил марксистскую «практическую философию». Причём есть гигантская тема — хайдеггерианский анализ марксизма. Написаны и полноценные книги, и множество статей.

Как ты думаешь, имеет ли право на существование именно «хайдеггерианский марксизм» и может ли он как-то помочь современным левым как на Западе, так и в России?

0

6

Макс, прости, я всё-таки выставлю аннотацию к одной из статей о Маркузе и Хайдеггере. Просто для понимания, а не для "рекламы" Маркузе.

Деисторизация в философии Маркузе, согласно моему предварительному определению, – это такое преобразование творческих, отрицающих наличную действительность, социальных сил и способностей человека, которое делает их элементами механизма производства и воспроизводства наличной действительности, а, тем самым, способом подавления стремления человечества к свободе и счастью и увековечения господства. Деисторизация, по Маркузе, есть основная форма производства и воспроизводства ложной тотальности. Идея деисторизации является сквозным и определяющим критическим понятием философии Маркузе в целом. Основой формирования понятия деисторизации являются его критика и интерпретация хайдеггеровской концепции историчности, осуществленные им еще в период «хайдеггерианского марксизма» (1928–1933). Эта хайдеггеровская концепция, по Маркузе, является вершиной и предельным достижением современной немарксистской философии. Это качество ему придает, по мнению Маркузе, то, что оно трактует историю с точки зрения бытия, в противоположность гегелевской идеалистической диалектике и немецкому историзму XIX века, трактовавшим ее с точки зрения сознания или духа. Можно выделить четыре основных момента критики и трансформации Гербертом Маркузе хайдеггеровского понимания историчности. 1. Деформализация хайдеггеровской трактовки историчности Dasein. Экспликация материального содержания историчности, т.е. определяющего для нее характера условий существования Dasein. 2. Конкретизация Dasein, его трактовка не как отдельного человека, а как класса, ввиду содержательных различий окружающего мира, материальных условий существования. 3. Вытекающая из деформализации историчности и конкретизации Dasein реабилитация сферы бытия-с-другими, публичности, а тем самым и пространства политической борьбы, как сферы подлинности. 4. Тематизация и раскрытие фундаментальной роли феноменологически понятой пространственности (Räumlichkeit) в конституции конкретной, т.е. определяемой материальным содержанием и общественным характером Dasein историчности. Эта маркузеанская интерпретация и критика хайдеггеровского понимания историчности и базирующаяся на ней критика деисторизации прокладывает путь его онтологической интерпретации марксистской диалектики как метода борьбы против деисторизации и ложной тотальности и как единственного подлинно революционного способа мышления.

0

7

Собственно, Максим, что я понять хочу. Хайдеггер, безусловно, критично относился к Марксу и марксизму, но отнюдь не отвергал их, а внимательно изучал и интерпретировал. Может ли быть «спасение» марксизма и, в целом, всех современных левых именно через Хайдеггера, даёт ли Хайдеггер им хоть какой-то шанс?

0

8

Хайдеггер сам никогда не воспринимал всерьез Маркса и марксистов и не использовал их вообще ни в какой степени.

Маркузе, Адорно, Фромм извратили Гегеля и Маркса, но от Хайдеггера они не взяли ничего конкретного, они просто критиковали его, вот и всё.

0

9

Вот занятные материалы о Хайдеггере и марксизме.

Мартин Хайдеггер и диалектический материализм: https://cyberleninka.ru/article/n/marti … aterializm

Марксистские реминисценции в творчестве М. Хайдеггера: https://cyberleninka.ru/article/n/marks … haydeggera

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » *Мартин Хайдеггер о коммунизме, большевизме и марксизме*


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно