Я поднял старую подборку литературы по "Золотому Ключику" Толстого, который он писал во время тяжелой болезни 1935 г., занимаясь магией.
Выделяются следующие ассоциативные ряды в "Золотом Ключике".
1. Новозаветный. Согласно фантасту В. Точинову, "Золотой Ключик" в советское время явился доступным для читателей то ли истолкованием Евангелия и Апокалипсиса, то ли богохульной пародией на них. Плотник Джузеппе (Иосиф), двойная деревянно-человеческая природа Буратино, его непотопляемость на водах, исцеление им слепых и хромых Алисы и Базилио, чудесное насыщение хлебом и рыбами в трактире, скрежет зубовный во внешней тьме чулана Мальвины-Магдалины, десятикратное увеличение денег (таланта), четверо стражников, начальник города в роли Пилата, три попытки казни Буратино
2. Розенкрейцерский. Теория немецкого филолога Т. Гесса, согласно которой "Золотой Ключик" детально описывает инициацию в орден розенкрейцеров.
3. Масонский. Есть книга на 136 страниц "Буратино на ступенях масонского Храма". Автор (пишущий под псевдонимом А.Веста) интерпретирует "Золотой Ключик" как последовательное описание 22 карт Таро, хотя признаёт наличие сверх этого в книге и розенкрейцерской, и алхимической символики. Пересказывать не буду, тут нужно сам этот труд читать.
4. Алхимический. В "Золотом Ключике" находят около 200 отсылок к алхимическому процессу. Например:
Великое Делание начинается со старика у моря (строго как и предписано в алхимии), продолжается нагреванием яйца в каморке, появлением голого адепта - Меркурия. Камень (Пьеро) вступает в алхимическую свадьбу. Арлекин (Геракл) бьет его, заставляя вступить в реакцию. Арлекин и Пьеро устраивают философское противоборство сухого и влажного вещества. Карабас (Сатурн, ворон - corvus) олицетворяет огонь. Его плетка семихвостая (7 - число Сатурна).
На третий день испытаний в алхимии адепт приходит к фигуре Дурака (Страна дураков). Самого Буратино вешают за ноги как Дурака в картах Таро. Встреча с лебедем - переход от альбедо к рубедо. Фонтан во дворе - перегонный куб Философов, "жена Камня".
4-й день Делания - Луна/Морская Мать (Мальвина). Мальвина - голубая ртуть, Артамон - сурьма. 5-й день - Буратино получает 2 яблока (ребис) и Розарий (палиндром про Розу). На озере Буратино испытывает рвоту (у алхимиков - символ окончания работы с Ртутью) и получает от Тортилы Ключ (Философский купорос).
6-й день. Переодевание Мальвины - преображение первоматерии. Буратино идет к Мировому Древу и срывает две шишки. Артамон ведет двух змей (кадуцей Гермеса). Собака - символ соединения Серы и Ртути. Жаба - знак иссушения материи.
Сцена объятия носа Буратино скопирована с объятия рога единорога у алхимиков. В конце сказки часы бьют три шестерки. Проявляется красное солнце (знак окончания рубедо и всего Делания).
5. Конкретно-историческое толкование. Статья Мирона Петровского "Что отпирает Золотой ключик?" посвящена процессу борьбы А.Н. Толстого с Н.Н. Петровской, которая хотела лишь точно перевести "Пиноккио" (вообще говоря, жуткую сказку с говорящими синими трупами).
Петровский трактует "Золотой ключик" как пародию на символистов: Пьеро говорит пародийными фразами из Блока (который как раз написал "Балаганчик" с Пьеро и Арлекином). Блоковская роза Изоры становится у Толстого розой на лапе Азора и т.д.
Отношения Карабаса к героям, по Петровскому, списаны с отношений Мейерхольда к "марионеткам" Блоку и Бальмонту.
Остальные черты "Золотого ключика", по мнению Петровского, списаны с "Алисы" Кэрролла (акцент на учебе в школе, сам золотой ключик на столе, облако в форме кошачьей головы, игра в ежиный крокет [У Кэрролла был фламинговый], да и сама лиса Алиса появляется).