mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Сегодня бирманский новый год


Сегодня бирманский новый год

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

💦 Сегодня «а-чьо», первый день Тинджана – праздника воды, который предшествует наступлению Нового года по традиционному бирманскому календарю.

Праздник воды длится четыре дня (в високосном году – пять дней). В это время закрыты офисы госучреждений и компаний, не работают крупные торговые центры и почти не ходит общественный транспорт. Решением прежнего правительства НЛД длинные выходные Тинджана были сокращены до пяти дней, но нынешние власти страны вновь вернули правило, согласно которому на Тинджан, с учетом суббот и воскресений, приходится десять нерабочих дней - с 8 по 17 апреля.

С климатической точки зрения Тинджан знаменует начало смены жаркого сезона (в равнинной части Мьянмы в это время стоит 40-градусная жара при ясной погоде) на сезон дождей. Именно в середине апреля, впервые после полугода абсолютно сухой погоды, снова начинается выпадение осадков – и понятна радость жителей Мьянмы, истосковавшихся по дождям.

Своими корнями Тинджан обязан не буддийской, а индуистской мифологии и связан с одной из историй о появлении на свет бога Ганеши со слоновьей головой и обломанным бивнем. Тем не менее, если в индуистской легенде главным результатом стало появление бога Ганеши, то буддийский вариант акцентирует внимание на другое последствие произошедших событий – создание четкой системы смены эпох и обозначение времени перехода от одной к другой. О результате в виде появления на свет Ганеши упоминается мельком, зато главным действующим лицом буддийской истории стал Таджьямин, он же Сакра, он же Индра в индийской мифологии.

Бирманский вариант этой истории заключается в том, что Бхьямамин (он же - Арси, король брахм) поспорил с Таджьямином (в буддийской мифологии он является повелителем духов-натов). Спор касался правильности летоисчисления, и по его итогам проигравший должен был лишиться головы. Бхьямамин этот спор проиграл, поэтому результат оказался предсказуемым. Обезглавив Бхьямамина, Таджьямин приставил ему на плечи голову слона (собственно, так и появился Ганеша). Но бросить отрубленную голову вниз он не решился. Если бы голова упала на населенную людьми землю, произошел бы грандиозный взрыв, который погубил бы все живое (от нее высохли бы все моря и воспламенился воздух). Именно поэтому Таджьямин вручил отрубленную голову оказавшейся на месте событий одной из своих подданных, женщине-нату, и попросил ее подержать эту голову в течение года. При этом договорились так, что каждый год по очереди голову держит следующий нат. Переход отрубленной головы из одних рук в другие – это и есть описание того самого процесса, которое в санскрите так и называется – «переход» («thinkanta»). В бирманском языке это слово видоизменилось как «Тинджан», а в тайском – «Сонгкран».

А поскольку переход головы из рук в руки – важное событие в хронологии мироздания, то понятно, почему именно этот момент стал завершением одного года и началом другого. По крайней мере, уже в XVIII веке он понимался бирманцами именно как Новый год.

Считается, что именно в эти дни Таджьямин спускается на землю и оценивает поступки людей за истекший год. Имена хороших людей отмечается в книге, сделанной из золота, а неблаговидные поступки регистрируются в книге, обтянутой собачьей кожей.

Первый день Тинджана (а-чьо) – пестрая смесь из официальных и полуофициальных церемоний и начала разгула водной стихии на улицах. Его смысл состоит в приветствовании Таджьямина, который должен вот-вот в рамках своей ежегодной миссии спуститься на землю.

В этот день в каждой семье принято ставить недалеко от входа в дом специальный высокий глиняный горшок «ата-о» с чистой, прохладной и душистой водой, где находятся семь видов цветов и растений, символизирующих семь дней недели. Этот горшок будет стоять в доме все дни празднования, и его цель – продемонстрировать уважение Таджьямину и попросить его об удаче в новом году.

✔️ По ссылке - короткий видеоролик о том, какие растения и цветы нужно выставлять в горшке «ата-о» для того, чтобы приветствовать Таджьямина.
https://www.youtube.com/watch?v=TgHM-8694W4

0

2

Те голова Бхьямамина-это атомная бомба?Есть же версия что в этом регионе в древности была ядерная война.

0

3

Миф действительно о ядерной бомбе. Только в мифе её так и не сбросили.

0

4

💦 Сегодня второй день Тинджана – празднования бирманского Нового года.

Если вчера, в день «а-чьо», люди должны были приветствовать короля духов-натов Таджьямина (он же – Индра в индуизме), который должен вот-вот спуститься на землю и произвести оценку действий людей за прошедший год, то сегодня – день «а-чья», время прибытия Таджьямина.

В докоронавирусную эпоху люди повсеместно и массово обливали друг друга водой из бочек и шлангов и танцевали под громкую музыку. Сегодня это тоже есть – по крайней мере, многие включают громкую музыку Тинджана, а дети бегают по улицам с водяными пистолетами и ковшиками с водой. Однако, в целом янгонские улицы сегодня сухие, а те, кто хочет повеселиться, идут к специально оборудованным для этого местам.

В центре Янгона это большой пандал (павильон) у здания городской администрации с укрепленными на нем шлангами, из которых поливают прохожих и проезжих, и расположенный рядом, вдоль ограды парка Маха Бандулы, квартал «прогулочного Тинджана» («ланшау-Тинджан) с аллеей из сводчатых конструкций, откуда на участников празднования разбрызгивается вода. Такие же «ланшау-Тинджаны» сооружены в других крупных городах Мьянмы, включая столицу страны Нейпьидо.

По поводу того, почему в это время принято обливаться самому и обливать друг друга водой, существует давняя история. В X веке среди членов королевской семьи появилась церемония новогоднего омывания волос (а затем и всего тела). Состав водного раствора для омывания был сложным и доступным только особам королевских кровей. Он состоял из талой воды, воды кокоса, воды из колодца, дождевой воды, речной воды, горной воды, а также воды, в которой хранились драгоценные камни. Отдельно привозилась вода из соседних стран. Сюда же добавлялись 28 (а по другой формуле - 76) специальных добавок из целебных растений.  Вот этой водой особы королевской крови мыли друг другу волосы и обливались. Суть этого обычая заключалась в том, чтобы встретить новый год не только с чистым телом, но и в хорошем расположении духа, с мирным настроем и отсутствием дурных мыслей.

А потом этот обычай перестал быть уделом исключительно королей. Говорят, что слуги, набиравшие воду из рек Иравади и Чиндвин, не могли не окатить этой водой друг друга – тем более что все это происходило в самый жаркий месяц года. А раз стали обливаться водой слуги – значит обычай уже потерял свою сакральность и быстро ушел в народ. Правда, при этом никто уже не заморачивался приготовлением специальной воды с медицинскими растительными добавками – люди окатывали друг друга той водой, какая им была доступна.

В мьянманских школах историю с обливанием водой рассказывают по-другому. Во время жаркого сезона всем хотелось окатиться водой, чтобы стало прохладнее. Но мокрым ходить было неприлично. Этот казус в XI веке успешно разрешил король Аноратха, который ввел традицию в жару обрызгивать друг друга из серебряных чаш водой с помощью душистых веточек дерева «табьей» (оно является родственным гвоздичному дереву). Как-то в разгар жаркого дня король велел слугам обрызгать его этой водой. Если мокрым ходит король и не считает это неприличным – значит его подданные вполне могут последовать такому заразительному примеру. Все дружно стали брызгать водой друг на друга, и обычай прижился.

Сегодня мьянманская радикальная оппозиция, постоянно напоминая о недавней гибели людей в деревне Па Зи Джи округа Загайн, пишет о том, что в празднованиях этого года принимают участие исключительно согнанные по разнарядке госслужащие или переодетые военные и члены их семей, а также те, кому заплатили за это деньги.

Это далеко не так – детям нравится бегать под струями воды, а многие взрослые приходят на «ланшау-Тинджан», чтобы вспомнить массовые праздники воды из своего детства. К тому же в Мьянме в этом году сезон дождей явно задерживается, и в жаркую погоду (а в центре страны дневная температура доходит до 40 градусов) прохладный душ бывает как нельзя кстати.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Сегодня бирманский новый год


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно