Жан Бьес «Душа»
(Отрывок из книги «Возвращение к сущностному»)
В силу того, что сфера психики является в определенной степени неявной и двусмысленной, вместе с тем, что её песчаные зыбкие топи легко поддаются манипуляции, силам Субверсии (агентам «Подрывной деятельности») давно стали очевидны преимущества использования психологии. «Психологические функции» используются ими для достижения собственных целей: чтобы покушаться на исток внутренней жизни, навязывая идеи извне. С тех пор как они вышли на эту арену, психика человека оказалась в их руках.
— Касается ли это людей, одаренных интуицией?
— Именно она становится главной мишенью для Субверсии, силы которой пытаются избавить от неё человека, искоренить её потребность и возможность. Интуиция продолжит существовать, но её преддверие предастся забвению, её возможность станет едва ощутимой, а её исток будет отравлен ядом целенаправленно организованных систем, основанных на абстрактных, тщательно построенных калькуляциях и автоматизме рассудка. Умножая количество психических травм, раз за разом вызывая всё больший шок, склоняя наиболее хрупкие человеческие души к нестабильной жизни, вместе с этим подрывая авторитет всех благих устремлений, силам Субверсии удаётся достичь цели: психика человека, искалеченная и подавленная, прекращает отвечать.
— Касается ли это людей, преимущественно занятых ментальной деятельностью?
— Субверсия будет вооружена всем интеллектуальным арсеналом, подчищая всё то, что с помощью манипулятивной диалектики не может быть обращено в свою противоположность, убеждая нас в том, что правды нет, даже в случае, если она есть сама по себе есть неправда. Это способ заключить человека в ловушку неизбежной софистики, в которой он со временем осознает, что никакое утверждение не спасёт его от капкана безосновательной концептуализации и что все двери для него закрыты. Муки человека могут достигать такой остроты, которая доводит его до порога сумасшествия или смерти.
— Касается ли это людей с обостренной эмоциональностью?
— Любой удобный момент уже используется для того, чтобы дергать за нужные струнки, заигрывать с элементарной эмоциональностью, вызывать негодование публики оппозицией, проблематика которой сведена до уровня чёрного и белого, прибегая к патетике тона: агенты Субверсии становится пассионариями коллективного psyché, которое существует в рамках установленных и навязанных концепций общечеловеческого блага. Они знают как тронуть чувства внушаемым толпам людей и заставить «бессердечных», им противостоящих, чувствовать бесконечный стыд.
— Касается ли это людей с развитыми чувствами?
— Силы Субверсии будут постоянно расширять спектр висцеральных ощущений, красочную палитру соблазнов, они будут боготворить леность тела и тупость к восприятию тонкого. Они знают как дирижировать оркестром примитивных чувств, как свести жизнь к вечному голоду эпикурейства, как найти предлог для того, чтобы сформировать такие инстинкты, от которых потом невозможно избавиться. Они не боятся признать, что от человека можно добиться всего, если он ограничен радостями вкусной пищи и соблазнами плоти.
***
Группа людей — это скорее союз индивидуумов, чем их общность. Собранная в коллектив персона лишь размывает индивидуальные способности, поощряет инфантилизм и формирует стадное чувство, снижает инициативность и изобретательность. Чем больше группа, тем больше скрыты её участники, которые существуют лишь формально. Это заставляет членов более высокого уровня подчиняться рвениям низших из таковых, то есть большинству. Создаётся определённая установка, в соответствии с которой образ жизни и мыслей человека равняется единственно на уровень масс, толпы, имя которой «легион». Любой, кто не соглашается с организованным стадом, становится маргиналом, исключённым из сообщества, что сегодня происходит быстрее, чем если бы это происходило по причинам физических или психических патологий. Такие требования, предъявленные толпой, идут в ногу с усилиями агентов Субверсии, так как в интересах последних заблокировать развитие личности — единственной силы, способной их остановить. Наконец, осознавая силу количества, группа вверяется чувством ниспровержимой правоты, которое наделяет их правом судить тех, кто находится вовне. Как таковая эта группа направлена против любви к ближнему, а баррикады, её окружающие, не так уж и устойчивы ко внешним влияниям: эмиссары Субверсии, ответственные за разложение группы, устраивают скандалы и беспорядки, а потом проводят опросы, складывают собранную информацию в папки и формируют отчёты.
Не лишним будет повторить, что единственным условием для установления крепкого союза между людьми является устойчивая связь человека с его собственным центром, но этот центр не есть эго, но его высшая Самость. Без первоочерёдного самопонимания, для которого необходимо разгадать загадки внутреннего голоса, пройти сквозь «пустыню» и само-конфронтацию, без регулярных медитаций, тонко соответствующих индивидуальности, без внутренних стройных диалогов, любое внешнее взаимодействие будет являться поверхностной иллюзией, неорганизованной гармонией, никчемным братством.
Есть то, чему на уровне самого психологического анализа таким группам в разной степени свойственно следовать — процесс, в результате которого члены такой группы низводятся до уровня, который располагается ниже индивидуальной сферы: они опускаются до уровня тёмных, хаотических сил, до уровня базовых эмбриональных состояний, в той же манере, в которой спиритизм и подобные методики работают с психической декомпозицией, однако, не желая затем помогать подняться с уровня животного начала, или же оставляя его там, удерживая голову утопающего под водой, более того, представляя ситуацию таким образом, что нижние уровни «подсознательного» выдаются за «сверхсознательное».
Испорченные путаницей между психическим и духовным, некоторым в таких поверхностных снах могут привидится настоящие архетипы, которые, если последние воспринимать буквально, ведут к самым серьезным катастрофам. На самом деле, такие сны есть лишь эманация нижних уровней бессознательного, в которых хранятся «впечатления», «склонности» и «тенденции», — васаны и самскары в индуизме. Несомненно, благодаря другим, более глубоким снам, появляется доступ к той информации, которой в повседневном опыте они лишены: о неврозах, фрустрациях, депрессиях, об истоках конфликтов и усталостях. Развёрнутые, подвергнутые мифологизации в духе юнгианских амплификаций, интерпретация может изменить мировоззрение и пробудить задатки трансформационных процессов. Однако, если предавать этому значение тотального опыта, то мы лишь будем говорит о том, чего на самом деле нет. Тем не менее, интересно отметить, что силам Субверсии, которым подвластно растворить psyché, накладывая на неё фрейдистскую сексуальность, становится также под силу направлять психические массы к экзальтации мистических настроений, которые находятся в сфере пневматического, даже об этом не подозревая.
Перевод - Арсений Дерюгин