Павел Раста

#изба_читальня

Доброго времени суток, друзья. На этот раз у нас на обзоре современная литература. Книгу, о которой пойдёт речь, я хотел прочитать уже давно, и вот, наконец, дошли руки. Её мне очень сильно советовали, так что принимался за чтение с большим интересом. Теперь советую вам.

Владимир Медведев, «Заххок»

А интерес этот на сей раз был даже не двойной, а тройной. Во-первых, рекомендация других блогеров (причём, настоятельная). Во-вторых, эта книга показывает изнутри далёкое инокультурное общество, а меня такое занимает. Всегда интересно погрузиться в другой мир и узнать, как он устроен, чем живёт, чем дышит. В нынешнем году это уже третья книга такого типа: первая – «Жало белого города» о стране басков, вторая – «Холодные глаза» о горном Дагестане. И эта книга, что характерно, тоже про горы. Ну, и, в-третьих, конкретная тема мне, в некотором роде, особенно близка – гражданская война в Таджикистане начала 90-х. Мой лучший друг (а, фактически, даже родственник) родом из тех мест – русский, чья семья была вынуждена покинуть его родные места и переселиться в Россию. Не могу сказать, что рассказывал он мне про то время много. На самом деле, как раз наоборот – не особо любит он про это рассказывать. Но и того, что рассказал, хватило с излишком. Скажем так – с нынешним кошмаром на территории бывшей УССР вполне в уровень. Только я не думал, что нечто подобное своими глазами увижу, а, тем не менее, увидел. Жизнь – она такая.
Судя по всему, и автор много чего видел своими глазами. Было понятно, что он знает и понимает то, о чём пишет. Потом уже я про него почитал, и да – он большую часть жизни прожил в Таджикистане. Так что историю, о которой в книге шла речь, он, по сути, описывал изнутри. И делал это от души: книга буквально стартует с места в карьер. Градус напряжения взвинчивается с первых страниц. Повествование натягивается, как струна и едва ли не звенит. Никакой раскачки. Никакой неторопливой экспозиции. Всё и сразу. У читателя очень быстро создаётся ощущение апокалипсиса. И не напрасно – это и есть он. Показанное более всего схоже с постапоокалиптическими романами таких авторов, как Андрей Круз. Только без зомби. Герои – натуральные попаданцы, рухнувшие из реальности развитой цивилизации в мрачное, кровавое средневековье. И даже не заметившие, в какой момент это произошло. А ты полностью эмоционально включаешься в то, что тебе о них рассказывают. Причём, тоже буквально с первых страниц.
По сюжету, интеллигентная русско-таджикская семья (отец – врач, мать – библиотекарь), живущая в райцентре, попадает под раздачу местных «националов». Они – типичные представители того тонкого слоя современного цивилизованного общества, который успела воспитать советская власть в тех республиках, но который оказался ещё слишком тонок и был сметён. Отца убивают. Он – таджик. А остальная семья вынуждена бежать к его родственникам в высокогорный кишлак. Где сталкиваются с той самой квазифеодальной реальностью. Нельзя сказать, чтоб их там особо обижали. Максимум, стычки на личностном уровне. А так жители оказались, в целом, неплохими людьми. Но только война дотянулась и туда. Власть в районе захватил некий местный «уважаемый человек», который привёл с собой отряд боевиков – отчасти бывших военных, отчасти не бывших уголовников. С которыми тоже всё очень непросто. Сам он – бывший районный партийный деятель. Который теперь строит из себя феодального правителя. Причём, делает это с использованием очень специфического пиара – строит из себя некое подобие их древнего полумифическго царя-демона Заххака. Я в подростковом возрасте читал огромную персидскую поэму «Шахнамэ» (был такой древний поэт по имени Фирдоуси). Так вот там этому царю целая часть посвящалась. И тот персонаж продал душу иблису, в результате чего у него из плеч выросли две змеи. Которых он кормил человеческим мозгом. Вот к такому замечательному гражданину апеллировал тот деятель, выстраивая свой имидж. Везде таскал с собой питона, что для местных – чётко читаемый знак, прошитый в культурном коде. Воскресший древний ужас. Это, вообще, само по себе весьма занимательная картина: как мгновенно со всех слетела цивилизация. Только что был коммунист, выпускник партшколы, образованный человек. И вдруг тот человек исчез, а вместо него появился бай: алчный, мстительный, жестокий.
Впрочем, галерея образов там подобными не исчерпывается. Не знаю, существовал ли тот местный «товарищ Саахов» на самом деле (не исключено, но точно не скажешь). Но в качестве действующих лиц там есть и вполне реальные личности того времени. Например, Сангак Сафаров («дедушка Сангак») - архетип народного героя и местного Робина Гуда. Человек, много лет отсидевший, и неожиданно оказавшийся лучше многих. Он защищал русских и выиграл войну у ваххабитов. Да, именно у них. У нас мало кто в курсе, но тогдашняя ситуация в Таджикистане была худшей на всём постсоветском пространстве: практически сразу там к власти пришли исламисты и в стране началась бойня. Сангак Сафаров – человек из небытия, которого мутная волна смуты взметнула наверх. Он проявил внезапные организаторские способности, собрал вокруг себя настоящую армию и разгромил «демократов». А потом погиб при загадочных обстоятельствах. Да… И такое я тоже видел. К сожалению.
А были и другие «герои». К примеру, «Алёш-горбун». Тоже показанный в книге. Некто совершенно иного свойства. Абсолютный отморозок и палач. Совершенно инфернальный персонаж из каких-то страшных сказок: злобный карлик, подчинивший себе целую армию памирцев, контролировавший весь Горный Бадахшан и едва не пошедший на Душанбе. Его завалили в 1994 году. Есть подозрение, что наши. Или его помощники, такие же бешеные волки. Например, «Сухроб-хирург» (не потому, что врач – по другой причине). Вся эта череда образов проносится на фоне основного рассказа, создавая атмосферу какого-то тёмного фэнтези. Но это отнюдь не оно.
Ещё могу отметить то, как ведут себя персонажи. А ведут они себя периодически как идиоты. Причём, полные. Как кандидаты на «премию Дарвина». Некоторые блогеры, делавшие обзор на эту книгу, говорили, что такое их раздражает, ибо выглядит ненатурально. Что ж, это и меня раздражает. Вот только по поводу «ненатуральности» всё не так. К сожалению, в схожих обстоятельствах многие именно так себя и ведут. Когда мир рушится – они тормозят, не желая этого признавать. Пытаются, к примеру, вызывать милицию, когда надо просто брать ружьё и стрелять. Или стоят и «голосуют» на дороге, на которой «поймать» они уже могут только смерть (а то и чего похуже). Или не хотят уезжать, при том, что явиться за ними могут уже ближайшей ночью. И на таких я тоже насмотрелся. Что ж, это свойство людей. Их психика так устроена. Вины, впрочем, это ни с кого не снимает.
Впрочем, назвать книгу однозначным «мрачняком» тоже нельзя – она полна юмора. Хоть и специфического. Таджикского. Кишлачного. И он, вы удивитесь, смешной. Я, когда читал байки, которые травят друг другу местные деревенщины, местами реально по полу катался. Особенно про одного из местных моральных уродов: Шокира по прозвищу «горох» (почему его так прозвали, не скажу – сами прочитаете). Или же про то, как они же, деревенщины эти, делятся опытом в сэксуальных подвигах (с ослицами, козами, коровами и даже с арбузами). Это мерзко, но тоже очень смешно.
Структурирован роман также интересно: рассказ идёт от лица нескольких героев. Каждый отрисован чётко: характер, речь, лексикон. Более того, в каждого из персонажей автор настолько погружается, что реально показывает содержимое их головы: боевик (бывший советский военный, у которого реальные проблемы с психикой, хоть снаружи это и незаметно), девушка и парень (дети таджикского врача, убитого непонятно кем и непонятно за что), суфийский шейх (тайный духовный правитель той области и бывший советский учёный), etc.
Под конец, правда, автор несколько затянул рассказ, после чего ухитрился не поставить однозначной точки. Но посыл, в итоге, вполне понятен: убив одного дракона, крайне желательно при этом не породить другого.
Книга интересная. Написана хорошо. К сожалению, автор уже в возрасте и вряд ли можно надеяться, что он напишет ещё много хороших книг. Но спасибо и за эту. А я её рекомендую.