Максим Суханов
В летописи «Всеобщее обозрение...» (Цзы чжи тун цзянь 資治通鑑), составленной в начале XI в., упоминается о существовании танских дудуфатов (внешних округов) в Центральной Азии, о чём нам хорошо известно: в середине VII в. сфера влияния династии Тан действительно расширилась далеко на Запад, достигнув, например, Тохаристана.
Но примечательно, что "Персия" в этом повествовании также обозначена в числе территорий, на которую в 661 г. распространялась власть императора и где был назначен чиновник-дуду. Возможно, декларативная власть китайских чиновников ненадолго распространилась и на восточные земли некогда великой империи Сасанидов, но чем западнее располагались эти "внешние владения" Поднебесной, тем условнее был контроль над ними.
Вырезка взята из: Inaba M. The Identity of the Turkish Rulers to the South of Hindukush from the 7th to the 9th Centuries A.D. // Zinbun. Vol. 38, 2006. P. 4.
Тут всё же речь идёт о вполне конкретном назначении дуду(фу), что меня, собственно, и заинтересовало. Что же до сасанидских принцев, то они были наделены придворными титулами, что в китайской имперской парадигме действительно демонстрировало подчинённое положение. Но это же подчинённое положение демонстрировалось в, скажем, посольских аудиенциях.
"Претензия через наследников трона" маловероятна, поскольку на идеологическом уровне китайцы, повторюсь, априори воспринимали Сасанидов, правителей Когурё или какую-нибудь династию Ямато как находящихся в подчинении императора.
Дуду — наместник конкретной административной единицы (грубо говоря, губернатор). На территории Японии их, конечно, не было. В Корее они были, но это были свои дуду, подчиняющиеся местному правителю — в Силле дуду (они же тодоки) появились, кажется, только во второй половине VIII в., что являлось типичным заимствованием китайской административной системы.
P.S. Ещё замечу, что некоторые китайские императоры, конечно, одаривали тех же ванов Пэкче или японских властителей различными титулами, в том числе дуду. Но в данном случае мы имеем дело с обычной дипломатической/идеологической формальностью. Зачастую это просто демонстрировало признание китайцами тех или иных территорий за соответствующими правителями. Сасанидские принцы, судя по надписям на их статуях, титула дуду не имели.