Максим Суханов
Кстати, последнее персидское посольство с территории Тохаристана, где, как считается, некоторое время располагался сасанидский двор в изгнании, явилось в Китай аж в 747 г., когда неназванный в летописных источниках посланник из bōsī (波斯) получил аудиенцию и преподнёс в дар императору ложе из сердолика.
Ранее в 730 г. император давал аудиенцию некоему jìhūsuō (繼忽娑), "сыну царя Персии", который по традиции был одарен шёлком "согласно рангу". Jìhūsuō предлагается интерпретировать как китайскую кальку со среднеперсидского имени "кай Хосров", "кай" в котором является характерным позднесасанидским титулом, указывавшим на связь династии с легендарными авестийскими Кайанидами.
С 750 г. под bōsī короткое время подразумевались посланники из халифата, поэтому сообщения от 759 и 762 гг., повествующие о прибытии "персидских" послов вместе с тюргешскими и тибетскими посланцами соответственно вызывает большие трудности.
Так или иначе, гипотеза о существовании сасанидского двора в Северном Гиндукуше, просуществовавшего практически сто лет (или даже больше) после краха державы Сасанидов, представляется невероятно интригующей, хоть и не лишённой слабостей.
В предыдущем посте был упомянут Тибет, поэтому предлагаю обратить внимание на крайне примечательный фрагмент ткани из Цинхая (VII-VIII в.), выполненной в сасанидском стиле с характерным медальоном и зеркальными "симургами". Примечательно, что ткань либо была завезена в Тибет с территории Центральной Азии (где как раз и находился предполагаемый "сасанидский двор в изгнании"), на что указывает плетение, либо являлась продуктом местного производства, основанного населявшими Цинхай выходцами из региона.
Гипотеза и реконструкция из: Gasparini M. ''Sasanian Textiles'' and the Tang Cosmopolitan Style // Sasanian Studies: Late Antique Iranian World. Vol. I / Ed. by T. Daryaee & Sh. Farridnejad. Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2022. pp. 90-91.