К. М. Медведев
КУЛЬТ ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА
В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В XVII ВЕКЕ:
МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕТЕРПИМОСТЬЮ И ПРОЗЕЛИТИЗМОМ
12 ноября 1623 г.4 в Витебске в результате восстания православными жителями был
убит Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич. Уже вскоре после этого начал форми-
роваться его культ, стали фиксироваться связанные с униатским священником много-
численные чудеса, а римо-католические и греко-католические иерархи практически
сразу провозгласили его мучеником, павшим от рук схизматиков5 за католическую веру
и унию6. Французский исследователь Филипп Бьюк отмечал, что в рамках западной
христианской традиции считалось, что мученики своей жертвой вносят вклад в рас-
пространение «истинной веры», «освящая» своей кровью дело, за которое они боролись
и приняли смерть7, а также обрекая своих убийц на Божественное наказание и вечные
муки8. Таким образом, как писал Ф. Бьюк, сам феномен мученичества во многом мог
оправдывать нетерпимость и насилие на религиозной почве, ведь мученики должны
были радоваться отмщению, предполагая, что Господь и все верующие христиане
воздадут губителям «по делам их»9. Как нам кажется, эти наблюдения справедливы
и по отношению к складывавшемуся культу Иосафата Кунцевича. Финская исследова-
тельница Мария Такала-Рощенко отметила, что священник стал одним из символов унии
и униатской церкви, а его антиправославный культ становится самым явным маркером
отмежевания от православной церкви10.
Таким образом, современники полагали, что, погибнув от рук схизматиков за като-
лическую церковь и унию, Иосафат Кунцевич победил своих противников духовно.
12 сентября 1624 г. в первую годовщину его смерти ученик Греческого Коллегиума
Святого Афанасия Фома Ксенисепулос в публичной проповеди в Римском коллегиуме
Общества Иисуса восхвалял польского короля Сигизмунда III за наказание виновных
в убийстве Полоцкого архиепископа и высказывал надежду на канонизацию Иосафата
и прославление его имени «для вечного могущества христианской религии, для вечных
страданий врагов…»11. Пролитая кровь взывала к мести и легитимизировала борьбу
со всеми врагами «истинной веры» за то дело, за которое боролся Иосафат при жизни,
а именно за торжество католицизма. Как писал в 1629 г. в предисловии к изданию своих
проповедей, среди которых была и проповедь об Иосафате Кунцевиче, придворный
проповедник короля Сигизмунда III Фабиан Бирковский: «И к вам, отщепенцы, взывает
кровь невинного Авеля, которого вы убили перед Витебским алтарем…»12.
В 1625 г. во время торжественного перенесения останков Иосафата из склепа в Софий-
ский собор в Полоцке проповедь в его честь прочитал ученик Кунцевича — кандидат
на Смоленскую униатскую кафедру Лев Кревза. Говоря о возмездии за убийство
архиепископа, он угрожал виновным в данном злодеянии как наказанием Божьим,
так и расправой: «Когда придет час отмщения, с радостью… муж справедливый умоет
руки свои в крови вашей»13. Божественной карой и, соответственно, расправой грозил
православным также и доминиканец Исаак Малиновский, который в 1673 г. в предисло-
вии к книге с описанием всех посмертных чудес, явленных Кунцевичем, констатировал:
«Кровь невинного, которую пролили, собственной кровью вашей будете смывать»14.
В сознании современников создается образ Иосафата Кунцевича, который является
защитником от «безбожников», поражающим врагов католической веры и унии. В 1626 г.
во время войны с протестантской Швецией смоленский воевода Александр Госевский
в письме униатскому митрополиту Иосифу Рутскому просил признать мученика заступ-
ником всего войска и лично самого Госевского. Воевода верил, что Иосафат однажды
спас его от врагов15. В сентябре 1627 г., когда шведское войско приближалось к Полоцку,
члены местного иезуитского коллегиума вместе со всеми местными католиками (судя
по всему, двух обрядов) молились о помощи Иосафату Кунцевичу, и в итоге опас-
ность со стороны еретиков16 миновала17. В тоже время, если верить свидетельству
жены полоцкого подвоеводы Яна Лисовского Марины Друцкой-Соколинской, и она
просила о защите от врагов у могилы мученика, и шведы отступили из полоцких
земель18. В 1628 г. униатский митрополит Иосиф Рутский утверждал, что тремя
годами ранее, в 1625 г., во время подавления казацко-крестьянского восстания под
руководством Марка Жмайло, когда схизматики выступили «и против короля, и против
Речи Посполитой», и против самой католической веры, польскому войску в борьбе
с ними помогал Иосафат19. В 1633 г. во время войны с Россией «московиты» напали
на Полоцк и разорили посад. Однако они не смогли взять замок, так как увидели угро-
жавшее им войско во главе с Иосафатом Кунцевичем20. После двух беатификационных
процессов декретом Римской Конгрегации обрядов от 14 декабря 1642 г.21 и бреве
Папы Урбана VIII от 16 мая 1643 г.22 Иосафат Кунцевич официально был провозглашен
блаженным, днем его памяти был установлен день его кончины — 12 ноября. О важ-
ности культа Иосафата Кунцевича для католиков обоих обрядов и его почитании как
заступника перед внешними и внутренними врагами католической веры и унии ярко
свидетельствует завещание униатского митрополита Антония Селявы 1651 г., в котором
тот велел передать значительную сумму денег на содержание у гробницы мученика
в Софийском соборе в Полоцке четырех василиан, которые бы постоянно молились
«о распространении веры святой католической и единства святого, возвышении церкви
вселенской, о единстве и сохранении от нападений внешних неприятелей той Речи
Посполитой, отчизны нашей, об обращении еретиков и схизматиков и искоренении
веры проклятой их»23.
Восстание Б. Хмельницкого и «религиозные войны» в Речи Посполитой актуализиро-
вали образ Кунцевича как защитника от «безбожников» и грозы схизматиков и еретиков.
В 1648 г. казацкое войско приблизилось к городу Перемышлю (Пшемыслю), местные
жители готовились к обороне и просили о помощи святых заступников города, среди
которых они назвали и «нового заступника Руси» Иосафата Кунцевича24. В 1651 г.
перед битвой под Берестечком польский король Ян Казимир приехал в Жировичский
монастырь, игуменом которого некогда был Кунцевич, дабы поклониться местной
чудотворной иконе Божьей Матери — ее культ пропагандировал при жизни Иосафат.
После победы над казацким войском в знак благодарности король даровал в 1652 г.
Жировичам привилей на Магдебургское право. С того времени на гербе Жировичей
изображен преклоняющий колено Ян Казимир в доспехах и возвышающийся над ним
Иосафат Кунцевич с нимбом святого над головой, благословляющий короля иконой
Жировичской Божьей Матери25.
В 1662 г. униатский холмский епископ Яков Суша в своем послании в Рим выступил
с просьбой о канонизации Кунцевича, аргументируя это пользой для унии и католи-
ческой религии в условиях борьбы Речи Посполитой с «казаками и схизматиками»26.
Начинание Якова Суши поддержали многие представители правящего класса. В 1663 г.
сам король Ян Казимир в письме Папе просил об официальной канонизации мученика,
объясняя это тем, что в условиях войн с московитами Польско-Литовскому государству
необходима помощь такого рьяного борца со схизмой27. Воевода Краковский Станислав
Потоцкий отметил важность канонизации Иосафата Кунцевича «для большего счастья
Речи Посполитой Польской» в противостоянии с врагами веры28. Воевода Виленский
и великий гетман Литовский Павел Ян Сапега в своем обращении с просьбой о кано-
низации Иосафата Кунцевича в Рим от 12 ноября 1663 г., в день памяти мученика,
писал, что полоцкий архиепископ был его «заступником и помощником» в том числе
и в битве под Полонкой в 1660 г., когда польско-литовскому войску удалось разбить
московитов29. Воевода Трокский Миколай Стефан Пац утверждал, что благодаря
заступничеству Иосафата и явленным после его гибели чудесам еще король Сигиз-
мунд III громил «мятежных казаков», а в битве под Полонкой польско-литовские
войска одержали верх, идя в бой с именем Иосафата30. В 1665 г., находясь в Риме
и ходатайствуя о канонизации Кунцевича, униатский холмский епископ Яков Суша
подготовил жизнеописание мученика с приложением явленных им чудес. Последним
из приведенных чудес стала победа над московитами в битве под Полонкой в 1660 г., когда
командовавшие польско-литовскими войсками Павел Ян Сапега и Стефан Чарнецкий
перед сражением назначили кличем для своих жолнеров словосочетание «благосло-
венный Иосафат»31.
После окончания русско-польской войны в 1667 г. саркофаг с мощами Иосафата
Кунцевича был торжественно возвращен через Вильно в Полоцк, откуда его увезли
из-за угрозы начала военных действий в 1653 г.32 Серебряный саркофаг ввозили в Вильно
25 сентября 1667 г. на колеснице в сопровождении триумфальной процессии33. Как
сообщает василианин Бенедикт Михневич, собравшиеся люди пели песни и гимны,
прославлявшие «триумфы Иосафата Кунцевича над схизмой», и в особенности победу
польско-литовских войск над московитами во главе с князем Хованским в битве под
Полонкой34. Аудитор униатского митрополита Гавриила Коленды Киприан Жохов-
ский в своей проповеди, прочитанной в 1667 г. в Полоцке в честь возвращения мощей
мученика в город, отмечал, что во время своего «изгнания» Иосафат, где бы он ни был,
придавал сил жолнерам в их борьбе с неприятелями35.