mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » История и текущие события » Как поляки формировали культ Кунцевича


Как поляки формировали культ Кунцевича

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

К. М. Медведев
КУЛЬТ ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА
В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В XVII ВЕКЕ:
МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕТЕРПИМОСТЬЮ И ПРОЗЕЛИТИЗМОМ

12 ноября 1623 г.4 в Витебске в результате восстания православными жителями был
убит Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич. Уже вскоре после этого начал форми-
роваться его культ, стали фиксироваться связанные с униатским священником много-
численные чудеса, а римо-католические и греко-католические иерархи практически
сразу провозгласили его мучеником, павшим от рук схизматиков5 за католическую веру
и унию6. Французский исследователь Филипп Бьюк отмечал, что в рамках западной
христианской традиции считалось, что мученики своей жертвой вносят вклад в рас-
пространение «истинной веры», «освящая» своей кровью дело, за которое они боролись
и приняли смерть7, а также обрекая своих убийц на Божественное наказание и вечные
муки8. Таким образом, как писал Ф. Бьюк, сам феномен мученичества во многом мог
оправдывать нетерпимость и насилие на религиозной почве, ведь мученики должны
были радоваться отмщению, предполагая, что Господь и все верующие христиане
воздадут губителям «по делам их»9. Как нам кажется, эти наблюдения справедливы
и по отношению к складывавшемуся культу Иосафата Кунцевича. Финская исследова-
тельница Мария Такала-Рощенко отметила, что священник стал одним из символов унии
и униатской церкви, а его антиправославный культ становится самым явным маркером
отмежевания от православной церкви10.

Таким образом, современники полагали, что, погибнув от рук схизматиков за като-
лическую церковь и унию, Иосафат Кунцевич победил своих противников духовно.
12 сентября 1624 г. в первую годовщину его смерти ученик Греческого Коллегиума
Святого Афанасия Фома Ксенисепулос в публичной проповеди в Римском коллегиуме
Общества Иисуса восхвалял польского короля Сигизмунда III за наказание виновных
в убийстве Полоцкого архиепископа и высказывал надежду на канонизацию Иосафата
и прославление его имени «для вечного могущества христианской религии, для вечных
страданий врагов…»11. Пролитая кровь взывала к мести и легитимизировала борьбу
со всеми врагами «истинной веры» за то дело, за которое боролся Иосафат при жизни,
а именно за торжество католицизма. Как писал в 1629 г. в предисловии к изданию своих
проповедей, среди которых была и проповедь об Иосафате Кунцевиче, придворный
проповедник короля Сигизмунда III Фабиан Бирковский: «И к вам, отщепенцы, взывает
кровь невинного Авеля, которого вы убили перед Витебским алтарем…»12.

В 1625 г. во время торжественного перенесения останков Иосафата из склепа в Софий-
ский собор в Полоцке проповедь в его честь прочитал ученик Кунцевича — кандидат
на Смоленскую униатскую кафедру Лев Кревза. Говоря о возмездии за убийство
архиепископа, он угрожал виновным в данном злодеянии как наказанием Божьим,
так и расправой: «Когда придет час отмщения, с радостью… муж справедливый умоет
руки свои в крови вашей»13. Божественной карой и, соответственно, расправой грозил
православным также и доминиканец Исаак Малиновский, который в 1673 г. в предисло-
вии к книге с описанием всех посмертных чудес, явленных Кунцевичем, констатировал:
«Кровь невинного, которую пролили, собственной кровью вашей будете смывать»14.
В сознании современников создается образ Иосафата Кунцевича, который является
защитником от «безбожников», поражающим врагов католической веры и унии. В 1626 г.
во время войны с протестантской Швецией смоленский воевода Александр Госевский
в письме униатскому митрополиту Иосифу Рутскому просил признать мученика заступ-
ником всего войска и лично самого Госевского. Воевода верил, что Иосафат однажды
спас его от врагов15. В сентябре 1627 г., когда шведское войско приближалось к Полоцку,
члены местного иезуитского коллегиума вместе со всеми местными католиками (судя
по всему, двух обрядов) молились о помощи Иосафату Кунцевичу, и в итоге опас-
ность со стороны еретиков16 миновала17. В тоже время, если верить свидетельству
жены полоцкого подвоеводы Яна Лисовского Марины Друцкой-Соколинской, и она
просила о защите от врагов у могилы мученика, и шведы отступили из полоцких
земель18. В 1628 г. униатский митрополит Иосиф Рутский утверждал, что тремя
годами ранее, в 1625 г., во время подавления казацко-крестьянского восстания под
руководством Марка Жмайло, когда схизматики выступили «и против короля, и против
Речи Посполитой», и против самой католической веры, польскому войску в борьбе
с ними помогал Иосафат19. В 1633 г. во время войны с Россией «московиты» напали
на Полоцк и разорили посад. Однако они не смогли взять замок, так как увидели угро-
жавшее им войско во главе с Иосафатом Кунцевичем20. После двух беатификационных
процессов декретом Римской Конгрегации обрядов от 14 декабря 1642 г.21 и бреве
Папы Урбана VIII от 16 мая 1643 г.22 Иосафат Кунцевич официально был провозглашен
блаженным, днем его памяти был установлен день его кончины — 12 ноября. О важ-
ности культа Иосафата Кунцевича для католиков обоих обрядов и его почитании как
заступника перед внешними и внутренними врагами католической веры и унии ярко
свидетельствует завещание униатского митрополита Антония Селявы 1651 г., в котором
тот велел передать значительную сумму денег на содержание у гробницы мученика
в Софийском соборе в Полоцке четырех василиан, которые бы постоянно молились
«о распространении веры святой католической и единства святого, возвышении церкви
вселенской, о единстве и сохранении от нападений внешних неприятелей той Речи
Посполитой, отчизны нашей, об обращении еретиков и схизматиков и искоренении
веры проклятой их»23.

Восстание Б. Хмельницкого и «религиозные войны» в Речи Посполитой актуализиро-
вали образ Кунцевича как защитника от «безбожников» и грозы схизматиков и еретиков.
В 1648 г. казацкое войско приблизилось к городу Перемышлю (Пшемыслю), местные
жители готовились к обороне и просили о помощи святых заступников города, среди
которых они назвали и «нового заступника Руси» Иосафата Кунцевича24. В 1651 г.
перед битвой под Берестечком польский король Ян Казимир приехал в Жировичский
монастырь, игуменом которого некогда был Кунцевич, дабы поклониться местной
чудотворной иконе Божьей Матери — ее культ пропагандировал при жизни Иосафат.
После победы над казацким войском в знак благодарности король даровал в 1652 г.
Жировичам привилей на Магдебургское право. С того времени на гербе Жировичей
изображен преклоняющий колено Ян Казимир в доспехах и возвышающийся над ним
Иосафат Кунцевич с нимбом святого над головой, благословляющий короля иконой
Жировичской Божьей Матери25.

В 1662 г. униатский холмский епископ Яков Суша в своем послании в Рим выступил
с просьбой о канонизации Кунцевича, аргументируя это пользой для унии и католи-
ческой религии в условиях борьбы Речи Посполитой с «казаками и схизматиками»26.
Начинание Якова Суши поддержали многие представители правящего класса. В 1663 г.
сам король Ян Казимир в письме Папе просил об официальной канонизации мученика,
объясняя это тем, что в условиях войн с московитами Польско-Литовскому государству
необходима помощь такого рьяного борца со схизмой27. Воевода Краковский Станислав
Потоцкий отметил важность канонизации Иосафата Кунцевича «для большего счастья
Речи Посполитой Польской» в противостоянии с врагами веры28. Воевода Виленский
и великий гетман Литовский Павел Ян Сапега в своем обращении с просьбой о кано-
низации Иосафата Кунцевича в Рим от 12 ноября 1663 г., в день памяти мученика,
писал, что полоцкий архиепископ был его «заступником и помощником» в том числе
и в битве под Полонкой в 1660 г., когда польско-литовскому войску удалось разбить
московитов29. Воевода Трокский Миколай Стефан Пац утверждал, что благодаря
заступничеству Иосафата и явленным после его гибели чудесам еще король Сигиз-
мунд III громил «мятежных казаков», а в битве под Полонкой польско-литовские
войска одержали верх, идя в бой с именем Иосафата30. В 1665 г., находясь в Риме
и ходатайствуя о канонизации Кунцевича, униатский холмский епископ Яков Суша
подготовил жизнеописание мученика с приложением явленных им чудес. Последним
из приведенных чудес стала победа над московитами в битве под Полонкой в 1660 г., когда
командовавшие польско-литовскими войсками Павел Ян Сапега и Стефан Чарнецкий
перед сражением назначили кличем для своих жолнеров словосочетание «благосло-
венный Иосафат»31.

После окончания русско-польской войны в 1667 г. саркофаг с мощами Иосафата
Кунцевича был торжественно возвращен через Вильно в Полоцк, откуда его увезли
из-за угрозы начала военных действий в 1653 г.32 Серебряный саркофаг ввозили в Вильно
25 сентября 1667 г. на колеснице в сопровождении триумфальной процессии33. Как
сообщает василианин Бенедикт Михневич, собравшиеся люди пели песни и гимны,
прославлявшие «триумфы Иосафата Кунцевича над схизмой», и в особенности победу
польско-литовских войск над московитами во главе с князем Хованским в битве под
Полонкой34. Аудитор униатского митрополита Гавриила Коленды Киприан Жохов-
ский в своей проповеди, прочитанной в 1667 г. в Полоцке в честь возвращения мощей
мученика в город, отмечал, что во время своего «изгнания» Иосафат, где бы он ни был,
придавал сил жолнерам в их борьбе с неприятелями35.

0

2

В августе 1669 г. униатский митрополит Гавриил Коленда в окружном послании всему
черному и белому духовенству писал, что «злоба украинская» хочет уничтожить унию
и разорвать единство с Речью Посполитой. Он повелел вместе с паствой молиться за унию
Богородице и мученику Иосафату Кунцевичу, «Атланту святой унии»36. Во время корона-
ционных торжеств по случаю восшествия на престол Михаила Вишневецкого 11 ноября
1669 г. в Кракове в кафедральном Вавельском соборе в присутствии короля и сенаторов
униатские иерархи отслужили службу по греческому обряду на церковнославянском языке
в честь блаженного37. Тогда же архимандрит Лещинского монастыря Киприан Жоховский
прочитал проповедь, посвященную мученику, в которой просил его ниспослать наказание
на всех врагов католической веры и королевства: запорожских казаков, татар и турок,
«ибо угодно Господу, чтобы на Украине людей не было»38.

Как мы видим, культ Иосафата Кунцевича в Речи Посполитой в эпоху «религиозных
войн» XVII в. во многом конструировался как обращенный против схизматиков и ере-
тиков39. Одной из важных символических составляющих культа мученика для многих
его почитателей становится непримиримость по отношению ко всем врагам католи-
ческой церкви и, в особенности, носителям религии виновников его смерти, когда
борьба со шведами и «московитами», насилие по отношению к мятежным казакам
и их сторонникам легитимизировались и «освящались» мученичеством Иосафата за
католицизм и унию. Однако в то же время его культ имел и важные прозелитические
функции, направленные в сторону «богохульников» и нацеленные на принятие ими
«истинной веры». Следует отметить, что здесь не было никакого противоречия, так как
многие христианские авторы признавали, что для распространения христианской веры
одинаково важны и проповедь, и принуждение, в особенности, если иноверцы отка-
зывались креститься добровольно и упрямо продолжали «богохульствовать»40. Один
из Отцов Церкви Блаженный Августин в своих проповедях утверждал, что фарисея
Савла и будущего апостола Павла к христианству привел именно страх перед Госпо-
дом и его «жестокая милость», отмечая, что «где [есть] страх, там [есть] спасение»41.
Августин также оправдывал использование репрессивных мер против еретиков дона-
тистов, подчеркивая, что обязанностью всех «праведных» христиан является любыми
методами, в том числе и с помощью страха и принуждения, приводить «заблудших»
к «истинной вере»42.

12 ноября 1646 г., в день памяти Иосафата Кунцевича, в Жировичском монастыре
королевский секретарь Ян Казимир Войшнарович в проповеди, посвященной мученику
(позже он издал ее для просвещения схизматиков и с надеждой на их отречение от
«ересей»43), упоминает, что перед гибелью архиепископ в своей молитве просил Господа
не наказывать тех, кто ждал его смерти, утверждая, что своей кровью и жертвой он иску-
пит их грехи44. Как мы видим, в трактовке Войшнаровича мученик сознательно шел на
смерть и даже проявил милосердие к схизматикам. Однако, на наш взгляд, это не следует
воспринимать как призыв быть терпимыми по отношению к ним. Как показал Филипп
Бьюк, в рамках католических догматов считалось, что, принимая смерть за «истинную
веру», мученики побеждали своих мучителей духовно, ставя их перед выбором: уверо-
вать или быть обреченными на вечные страдания. Французский исследователь отмечает,
что для средневековых толкователей знаменитые слова Иисуса Христа: «Отче! прости
им, ибо не знают, что делают45» были не актом беззаветного прощения и милосердия
Спасителя по отношению к своим мучителям, а именно утверждением того, что евреи
не знали, что убивают своего Мессию, тем самым обрекая Иерусалим и свое царство
на уничтожение руками римлян, а себя на вечное рассеяние46. Интересно, что в жизне-
описании Иосафата Кунцевича 1624 г. Владимирский и Брестский униатский епископ
Иоахим Мороховский оправдывал репрессии против жителей Витебска после его
убийства, сравнивая их с Божественным судом над евреями, царство которых за рас-
пятие Христа было уничтожено, а сами они рассеяны по земле47.

Таким же образом можно трактовать высказывания, приписываемые Яном Казимиром
Войшнаровичем Иосафату Кунцевичу. Именно как уверенность в том, что жертва приведет
виновников гибели священника к «истинной вере» и, соответственно, избавит от грехов, что
станет для них милосердием и прощением48. Так же мученичество Иосафата объяснял
Киприан Жоховский — в 1667 г. в проповеди во время торжеств в Вильно по случаю
возвращения мощей Кунцевича он утверждал, что блаженный еще при жизни истязал
себя перед «дизунитской» церковью в Вильно, прося Христа о том, чтобы православные
его кровью «промыли себе очи и в веру святую католическую перешли»49.
Католические авторы часто приводили примеры такого милосердия со стороны
самого Иосафата и Господа по отношению к раскаявшимся, для которых условием
прощения греха убийства Полоцкого архиепископа становилось признание святости
ческих иерархов некогда принадлежавшие Иосафату епископские омофор и нарукавник.
Перед своей смертью в 1679 г. Фредро пожертвовал эти вещи монастырю францискан-
цев в Перемышле (Пшемысле). В литературе отмечается, что передача реликвий спо-
Кунцевича и отречение от «схизмы». Так, василианин Бенедикт Михневич писал, что
мученик своей кровью умножил католическую веру в Полоцке50. В 1666 г. Холмский
епископ Яков Суша издал в Риме книгу с жизнеописанием Мелетия Смотрицкого под
названием «Савл и Павел русской унии, обращенный кровью блаженного Иосафата».
Автор проводил параллели между Стефаном Первомучеником и Иосафатом Кунцеви-
чем, с одной стороны, и фарисеем Савлом и Мелетием, с другой. Он утверждал, что
после гибели Кунцевича Смотрицкий, как и Савл после мученичества Стефана, был
«сильно уязвлен Богом, и он глубоко стенал о схизме, доселе им поддерживаемой».
Так же как Савл, Мелетий был призван Богом и обратился в «истинную веру»51. В 1667 г.
в Вильно перед тем, как процессия с саркофагом с останками мученика отправилась
в Полоцк, Киприан Жоховский прочитал в униатской кафедральной Пречистенской
церкви проповедь, посвященную Кунцевичу, где говорил о судьбе запорожских казаков,
которые за грех убийства Полоцкого архиепископства ныне претерпевают страшные
мучения со стороны «магометан». Василианин просил мученика сжалиться над его
убийцами, перестать им мстить и даровать святую унию52. В изданной в 1673 г. в васи-
лианской типографии в Вильно книге с перечислением всех явленных Иосафатом
Кунцевичем после смерти чудес приводилась также легенда, известная со слов мин-
ского доминиканца, некогда находившегося в плену в Москве, о попрании патриархом
Никоном изображения Иосафата, которое тот увидел у пленного поляка. За это Никон
был наказан тяжелой болезнью и лишь чудесным образом исцелился, отслужив молебен
перед образом мученика53.

Католики обоих обрядов достаточно активно использовали фигуру Иосафата Кунце-
вича для прозелитизма и обращения не-католиков54. Популяризируя идею, что он стал
«грозой схизмы», и делая ставку на торжественность и помпезность, свойственные
барочному католицизму, для создания визуального впечатления55, католики старались
активно привлекать иноверцев к различным мероприятиям. Еще в 1623 г. кальвинисты,
иудеи и православные участвовали в перевозке тела убиенного архиепископа из Витебска
в Полоцк56. В 1667 г. в Вильно встречать процессию с саркофагом с мощами Кунцевича
у Трокских ворот вышли также еретики, иудеи и татары57. Как позже сообщали като-
лические авторы, на данные торжества пришли и многие схизматики, которые якобы
«не смогли удержаться от слез», и кто-то из них даже захотел принять католичество58.
Монахов православного Свято-Духова монастыря власти обязали в этот день звонить
в колокола, несмотря на то, что прибывавший тогда в Вильно православный митропо-
лит Киевский Иосиф Нелюбович-Тукальский пытался запретить это делать (правда,
он поспешил уехать в Могилев и далее в Чигирин к правобережному гетману Петру
Дорошенко, видимо, опасаясь санкций)59.

Большое значение придавалось описаниям чудес, случившихся с мирянами, что было
типичным в условиях Контрреформации и барочного католицизма60. В 1667 г. многие их
них были зафиксированы во время следования саркофага с мощами Кунцевича в Полоцк
через Вильно у останков мученика. В книге доминиканца Исаака Малиновского (издана
в 1673 г.) перечислены случаи, произошедшие в Вильно и Полоцке у гроба мученика
и связанные со спасением от природных бедствий и исцелением не-католиков61. Как
свидетельствовал униатский митрополит Гавриил Коленда, эти чудеса привели многих
людей к принятию католичества62.

С культом Иосафата Кунцевича связаны различные чудотворные реликвии. Напри-
мер, Подольский воевода Анджей Максимилиан Фредро, рьяный католик, активно
способствовавший укреплению унии в своих владениях, получил в дар от греко-католи-
собствовала увеличению числа православных, посещавших монастырь, и количества
людей, принимавших там католицизм63.

Для католиков было принципиальным, чтобы все «богохульники», по словам Бьюка, при-
знали могущество католических святых и склонились перед ними64. В случае с Полоцким
архиепископом важен был также и факт покаяния в убийстве и признание Иосафата
Кунцевича истинным мучеником и святым. Видимо, с этим связаны фиксирующиеся
в источниках с католической стороны свидетельства иноверцев об оказании чудесной
помощи, которые, скорее, показывают убежденность самих католиков в том, что и
«богохульники» признают святость и могущество мученика. Как сообщал униатский
Холмский епископ Яков Суша, после победы над «московитами» в битве под Полонкой
1660 г. полковник-схизматик свидетельствовал о помощи, явленной Кунцевичем, перед
сенатом, чтобы «из уст неприятеля своего получил хвалу благословенный Иосафат»65.
В 1665 г. среди представителей политической и религиозной элиты, которые на съезде
в Гродно подписали прошение в Рим с просьбой о канонизации блаженного, был
Марциан Огинский66, принявший католицизм только после 1669 г., чтобы получить
сенаторский уряд67. Официальное же чествование Кунцевича было важным условием
для «неофитов», дабы доказать истинность их «раскаяния» и принятия католицизма.
Так, когда унию официально принимал Перемышльский православный епископ Инно-
кентий Винницкий и, соответственно, в унию переводилась вся епархия, со стороны
Конгрегации пропаганды веры одним из условий было отмечать праздник в честь
блаженного Иосафата по обычаю униатов68. Епархиальный синод 1693 г. официально
распространил данную практику на всю территорию Перемышльской епархии69.

Как мы видим, культ Иосафата Кунцевича в эпоху «религиозных войн» в Речи
Посполитой в XVII в. играл для католиков обоих обрядов очень важную роль в усло-
виях межконфессионального противостояния с православными и, в меньшей степени,
с протестантами. Культ Полоцкого архиепископа активно использовался в борьбе
с «неверными», легитимизируя борьбу и насилие по отношению к самым убежденным
и упорным врагам католической религии и унии Божественным гневом и «местью»
за пролитую кровь мученика. В то же время культ Иосафата имел ярко выраженный
прозелитический характер, направленный на распространение католицизма среди
иноверцев. Обе эти ипостаси не противоречили друг другу, так как в рамках тради-
ционных для христианства Средних веков и раннего Нового времени представлений
всегда подчеркивалось, что для распространения «истинной веры» одинаково важны
и «слово», и «меч», и в рамках культа Иосафата Кунцевича данное убеждение нашло
яркое отражение. Так, например, в упоминавшейся выше проповеди ученик Полоцкого
архиепископа Лев Кревза, с одной стороны, пугал виновных в убийстве Кунцевича
схизматиков Божественным наказанием от рук «справедливых» людей, но, с другой
стороны, в конце проповеди молил Иосафата не мстить его врагам, но просить Господа,
чтобы они, «опомнившись, к вселенской апостольской церкви обратились»70.

0

3

Павел Ян Сапега-один из героев "Потопа" Сенкевича Согласно которому его возвели в литовские гетманы сторонники Яна Казимира и Чарнецкого после того как Януш Радзивилл присягнул Карлу Десятому За это Радзивилла свергли а Сапегу сделали гетманом литовским

0

4

Сапеги и Радзивиллы соперничали столетиями. В итоге сейчас Радзивиллы возглавили неонацистское крыло змагаров в Вильнюсе, отстранив от дел Тихановскую, а агентша Тихановской Софья Сапега попала в лукашенковскую тюрьму и затем как гражданка РФ была отпущена, освобождена и вернулась в Россию.

0

5

Те вернулись времена "Потопа".

0


Вы здесь » mahtalcar » История и текущие события » Как поляки формировали культ Кунцевича


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно