Магия в египетской и китайской системах письма
Бырский Лукаш
Аспирант
Ягеллонский университет,
Философский факультет,
Кафедра религиоведения, Краков, Польша
E–mail: lukasz.byrski.uj@gmail.com
В древних цивилизациях существовало множество различных проявлений магии с использованием письменных знаков. Древние египтяне использовали письмо как форму искусства, а также в магических практиках, но наиболее необычными являются примеры иероглифического увечья, подобного магии проклятия. Китайские даосы считали, что талисманы и амулеты, написанные особыми иероглифами, населены духами. Эти примеры предполагают либо веру в силу, скрытую в отдельных знаках письма, либо то, что знаки рассматривались как живые существа. Основной проблемой, поднимаемой в этой статье, является вопрос о том, существовала ли в некоторых древних культурах вера в то, что символы или буквы письма сами по себе могут обладать магической силой. Чтобы проследить возможные доказательства существования этого конкретного типа магии, необходим сравнительный подход. Сравнивая случаи различных систем письма, можно показать, что древние культуры выработали различное отношение к персонажам своего письма. Это предварительное исследование было основано на нескольких примерах, поскольку описание каждого случая, когда письменные знаки были связаны с магическими практиками, составило бы исследование, выходящее далеко за рамки этой короткой статьи.
Возможно, одной из наиболее общих черт всех ранних систем письма является то, что используемые ими символы изображали объекты в очень реалистичной манере. Египетские иероглифы использовались не только как письменность, но и как форма искусства. «Нет четкой демаркационной линии между иероглифическим письмом
и изобразительным искусством», — писал Я. Ассманн [1]. Есть два способа интерпретации египетских произведений искусства, изображающих человеческое тело в погребальном контексте, которые Ассманн назвал «соматический»
и «семиотический» [1][7]. Это означает, что они могут рассматриваться как изображение умершего человека («запасное тело») или иметь какое-то семантическое значение — служить трехмерными иероглифами [1]. Есть свидетельства существования веры в некую потенциальную магическую силу иероглифов в Древнем Египте. Это можно наблюдать как в период Древнего царства (ок. 2750–2200 гг. до н. э.) в «Текстах пирамид», так и в период Среднего царства (ок. 2050–1750 гг. до н. э.) в «Текстах саркофагов», где знаки были намеренно изменены графически, чтобы отключить их потенциальную силу. Н.С. Пикардо назвал этот обычай «смысловым убийством», потому что при этом иероглифы были оторваны от опасного значения, но их языковой и фонетический слой остался нетронутым [7][3]. «Нейтрализация» иероглифов могла быть произведена путем нанесения незавершенных или сегментированных знаков, изображающих живых существ, вроде животных и человеческих фигур, или же нанесенных впоследствии ножами [7]. Более подробные примеры графических искажений иероглифов включают: тела собак/шакалов и львов, разрезанные на две части (например, E15, E23 в списке знаков Гардинера), люди и животные без ног, люди без тел (появились только голова и руки), птицы с отрубленными головами, змеи без хвостов и ножи, вставленные в тела змей и крокодилов [3][9][11][2]. Другим методом «нейтрализации» знаков была замена. Это можно было сделать, написав фонетически потенциально опасный иероглиф или заменив его другим.
Остается главный вопрос – зачем это было сделано на самом деле? На это нет одного простого ответа. Высказывалось предположение, что изображения живых существ — будь то люди, животные, мифические существа или боги — могут нанести вред умершему, особенно в погребальных камерах или саркофагах, поскольку они могут съесть приношения за умерших или даже повредить тело [2]. Другие ученые высказали мысль, что иероглифы были лишены ножек, чтобы они не могли сдвинуться со своего места и запутать заклинания для умерших или сгруппироваться в опасные фразы [12][3]. Возможно также, что они просто должны быть в том же состоянии, что
и погребенный человек, поскольку так называемые «запасные головы» были изуродованы в сопоставимом контексте [7]. Однако очевидно одно: все примеры происходят из погребальных камер или саркофагов и никогда из мест, доступных для живых [12]. Кроме того, Х. Те Вельде указывал, что иероглифы иногда изображались с чертами живых существ, такими как руки, глаза и т. д [12].
Китайская система письма состоит из очень характерных иероглифов прямоугольной или квадратной формы. Причина этого связана с инструментами, которые использовались и используются сегодня каллиграфами для их написания. Это также единственный лого-фонетический шрифт, используемый сегодня и в массовом масштабе. Неудивительно, что здесь можно найти поверья, связанные с силой письменных знаков. Это особенно заметно в даосских магических практиках, где создавались специальные рукописные талисманы или амулеты для контакта или изгнания духов. Китайские талисманы произошли от жетонов, используемых в военных кампаниях, чтобы гарантировать правильность приказов. Эти подсчеты были разбиты командиром надвое, и одна часть была отправлена с его заместителем, а другая передана связному маршалу другого фланга [5]. По словам Л. Кон, даосы также считали, что «изначальная» половина талисмана находится на Небесах [5]. В китайском языке слово «талисман» звучит как «фу» (符), и на самом деле в современном словаре первое значение этого иероглифа объясняется так: «ярлык (с двумя половинками, сделанные из дерева, бамбука, нефрита, металла, выдаваемые правителем генералам, посланникам и т. д. в качестве верительных грамот в древнем Китае)» [10]. Два других: «символ, знак» и «магические фигуры, нарисованные даосскими священниками для вызова или изгнания духов и привлечения удачи или несчастья» [10]. Причина, по которой этот термин использовался в контексте даосской магии, может быть объяснена тем фактом, что письменные подсчеты иногда также были письменными контрактами, а талисманы, приписываемые их изобретателю Чжан Даолину, основателю секты Небесных Мастеров, должны были быть заключены контрактами с духами [6].
Символы этого «волшебного письма» не могли быть написаны как обычные и должны были быть выполнены особые условия с целью придания им магической функции, например: ритуальная чистота, должно быть написано в укромном и чистом месте, в ночное время, в точном соответствии фаз луны или точного времени суток и т. д.[5][6]. Еще одним важным моментом был тщательный контроль над дыханием при нанесении знаков на талисман/амулет [8]. Однако считалось, что магическая сила этих предметов существовала благодаря постоянному нахождению в них духов, и поэтому общение жреца Дао с духами не нуждалось в каком-либо посреднике, поскольку сам талисман выполнял бы эту функцию. В Даофа Хуэйюань (道法會元; «Свод даосского ритуала») описаны особые условия изготовления амулета. В этом тексте прямо говорится, что магической силой обладают не все знаки, даже на этом особом языке духов, а только написанные во время особых ритуалов.
После этого небольшого обзора мы видим, что между представленными примерами есть как сходства, так и различия. Наиболее общей чертой этих систем письма является вера в их божественное происхождение в каждом случае. А.Р. Кикхефер писал, что «в культуре, где письменность является редкостью, она вполне может казаться волшебной» и «может показаться, что даже обычный шрифт обладает необычайной силой» [4]. Еще одна важная черта — вера в анимированные аспекты знаков. Стоит отметить, что многие из этих случаев связаны с погребальным или смертным контекстом (египетские иероглифические увечья в погребальных камерах, китайские амулеты для контакта, изгнания и уничтожения привидений и духов).
Литература
1. Assmann J. Preservation and Presentation of Self in Ancient Egyptian Portraiture // Studies in Honor of William Kelly Simpson. T.1. Boston 1996 – P. 67.
2. Davies W.V. Reading the Past: Egyptian Hieroglyphs. London 1987 – P. 22.
3. Griffith F.L. A Collection of Hieroglyphs. A Contribution to the History of Egyptian Writing. London 1898 – P. 7.
4. Kieckhefer R. Magic in the Middle Ages. Cambridge 2000 – P. 47.
5. Kohn L, Introducing Daoism. New York 2009 – P. 120-121.
6. Legeza L. Tao Magic: The Chinese Art of the Occult. New York 1975 – P. 24-26.
7. Picardo N.S. "Semantic Homicide" and the So-called Reserve Heads: The Theme of Decapitation in Egyptian Funerary Religion and Some Implications for the Old Kingdom // Journal of the American Research Center in Egypt. 2007, Vol. 43 – P. 236-237.
8. Reiter F.C. Basic Conditions of Taoist Thunder Magic. Wiesbaden 2007 – P. 41-42.
9. Wilson P. Hieroglyphs. A Very Short Introduction. New York 2004 – P. 58.
10. Wu Guanghua. Chinese Characters Dictionary with English Annotations. Shanghai 2002 – P. 300.
11. van Peer W. Mutilated Signs: Notes toward a Literary Paleography // Poetics Today. 1997, Vol. 18. No. 1 – P. 33-57.
12. Te Velde H. Egyptian Hieroglyphs as Signs, Symbols and Gods // Visible Religion. Annual for Religious Iconography, vol. IV-V: Approaches to Iconology. Leiden 1985-1986 – P. 67.