В очерке «Ерусланы: великанский народ Рос» (https://a-eliseev.livejournal.com/2220128.html) я рассмотрел образ богатыря Еруслана Лазаревича (сказка о нём была весьма популярна на Руси), который связал с народом е-рос (росов), описанный Псевдо-Захарией (6 в.)
При этом, я не коснулся одного важного «момента» сказки, который вроде несколько выбивается из общей канвы, но, на самом деле, завершает целостность всей картины.
В заключение своих богатырских подвигов Еруслан едет домой, проведать родителей. Его жена Марфа Вахромеевна предостерегает его от посещения Девичьего царства, где богатыря может околдовать Царь-девица. (Показательно, что у Псевдо-Захарии росы соседствуют именно с амазонками.)
Богатырь, всё-таки, попадает под действие чар Девицы и гостит у неё долгие годы, забыв счёт времени. За это время у него подрастает сын-богатырь, который едет на поиски отца. Там он вступает с ним в поединок. (Оба поединщика не знают с кем борются). В конце концов, отец узнаёт сына по перстню и возвращается к жене, а потом навещает отца и мать.
Общая линия здесь получается такая. Гиперкшатрий Еруслан направляет свою Силу, которая наносит вред своим же (он ненароком калечит), на ратные подвиги, отправляясь в долгое путешествие. Здесь самый главный его поединок с царём Огненным щитом, Пламенным копием. Этого царя нельзя бить мечом-кладенцом два раза, второй удар оборачивается против того, кто его носит. (Именно за второй удар поплатился богатырь Росланей, с головой которого беседует Еруслан.) Избыток Силы, фиксация на ней губит Героя, ему следует смирять себя, что и делает Еруслан, ограничиваясь одним ударом и, тем самым, завершая своё ратное путешествие. Он преображает свой гиперкшатризм.
Но потом Герой встаёт перед вторым искушением, встречаясь с образом «Великой богини». Он преодолевает и это искушение - уже при помощи своего продолжения - сына.
На тему феминократии и гиперпатриархальности см. «Традиция и Софийность» - https://a-eliseev.livejournal.com/2232130.html
Еруслан Лазаревич и «феминотеистическая» тема
Страница: 1
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12024-05-12 15:28:25
Поделиться22024-05-12 22:59:14
Александр Елисеев написал(а):
За это время у него подрастает сын-богатырь, который едет на поиски отца. Там он вступает с ним в поединок. (Оба поединщика не знают с кем борются). В конце концов, отец узнаёт сына по перстню и возвращается к жене, а потом навещает отца и мать.
Это бродячий сюжет иранского происхождения.
Поделиться32024-05-12 23:37:31
Да сам сюжет о схватке отца и сына - у кого только не встречался. Почему именно иранский-то? А так - речь идёт о разном преломлении.
Страница: 1