http://www.arthania.ru/content/oleg-fom … n-farmazon
Олег Фомин-Шахов: СЛЫШАЛИ ЗВОН, ЧТО ГЕНОН ФАРМАЗОН
В последнее время в мой адрес прозвучало из околоцерковной и, самое обидное, церковной среды множество клеветы. Перевираются не только факты моей биографии, но даже приписывается принадлежность к каким-то неведомым мне страшным организациям, а меня самого называют язычником. Если бы дело касалось только меня — что ж, мне было бы совершенно, как говорится, по барабану. Пусть это остается на их совести. Но стреляют в меня, а метят в моих друзей и соратников по пролайфу. И тут уже я просто обязан отвечать на доносы в мой адрес.
Смею надеяться, люди бросаются словами, не понимая их смысла. Хотелось бы думать, что только по незнанию темы они делают безапелляционные выводы по надписям на мировом заборе — интернете, — надписям, оставленным либо теми, кто где-то чего-то нахватался, а чего, и сами не поняли, и как-то это понаслышке пересказали, как говорится, слышали звон, что «Генон фармазон», либо заведомыми клеветниками и вредителями.
Между силами Традиции-Добра и Модерна-Зла, — люди неопределившиеся, часто запутанные. Они слышат, например, что есть такое понятие, как традиционализм, и смотрят, что про него пишут на одном, другом сайте и выносят свой безапелляционный вердикт. Им не прийдёт в голову, что, возможно, писал или вредитель, или агент западных спецслужб, или такой же, как он, который где-то чего-то нахватался, а чего, и сам не понял, и как-то это понаслышке пересказал. Это все равно как, побывав в России и плохо зная русский язык, сказать потом, что русские делятся на пассажиров, абонентов, понаехавших, космонавтов и воронежцев.
Что такое традиция и что такое традиционализм? Традиция буквально переводится с латыни как предание. У всякой религии свое предание. Православное предание нам хорошо известно. Оно в Символе Веры, в Святых Таинствах, в святцах, в учении Святых Отцов. Даже Писание можно с определенной точки зрения считать частью Предания. Таким образом, хулящие традицию-предание, хулят Св. Крест, Св. Таинства, Святое Евангелие. Вам не страшно, путаники? Разумеется, у ислама другая традиция (точнее, традиции, имея в виду разные школы и направления), у буддизма своя (также, точнее, свои, поскольку буддизм тоже неоднороден) и т.д. Но это традиции. А кришнаизм, например, не традиция. И протестантизм не традиция. И вопрос здесь не в истинности веры, это вообще вне компетенции традиционалистов разсуждать об истинности веры. Традиционалисты — эксперты, а не жрецы, не какие-то «брахманы». «Брахманами» себя числят только недалекие люди, причисляющие себя к традиционалистам. Традиционалистов, которые называют себя «брахманами» Дугин очень резко осекал и называл их треш-традиционалистами (отбросом).
Традиционалисты — не какие-то «адепты», они не предлагают никакого собственного культа или традиции, или даже их элементов. Более того, они считают такую деятельность «сатанизмом». Это ученые исследователи преданий разных традиций, стоящие на позиции отпора Модерну и Постмодерну, современному падшему миру. Никто из традиционалистов не спешит «хвалить чужую веру», как пытаются это им вменить. Речь вообще не о вере. Это философия, а не религиозный культ. Каждый традиционалист следует выбранной им традиции. Однако в любой традиции ведется речь о том, что традиционно и значит сакрально легитимно, и о том, что нетрадиционно, а значит, сакрально нелегитимно. Любая традиция считает, что мир идет к погибельному концу и дух в мире оскудевает. Традиционализм учит, что соединение элементов разных традиций воедино (синкретизм или экуменизм) является сатанизмом в его законченном виде. У Генона это одна из главных идей.
При этом, повторюсь, традиционализм никакого своего собственного вероучения не выдвигает. Это метод рассмотрения и одновременно политическая (церковно-политическая) идеология. Православные традиционалисты православны, мусульманские традиционалисты полностью следуют предписаниям ислама и т.д.
А вот католики с точки зрения традиционализма имеют слабую легитимность как традиция (и то с тем допуском, что речь идет о католиках-традиционалистах, лефевристах, как их еще называют), а протестанты не имеют никакой легитимности.
Нас обвиняют: вы скорее готовы с нехристями слиться, чем с нашими братьями во Христе — католиками и протестантами.
Отвечаем: католики и протестанты нам не братья. Их Христос — не наш Христос. А сливаться с мусульманами, индуистами или буддистами никто и не собирается, сливаться вообще ни с кем не надо, да и невозможно это. Явные противоречия на метафизическом уровне. И это хорошо: мы не лезем к ним, они не лезут к нам. Но политически договариваться с традиционалистами других религиозных конфессий мы можем. И как показала практика, католики, протестанты, ваххабиты, нью-эйдж — то есть все антитрадиционные или псевдотрадиционные силы — против России. Но вот традиционные мусульмане или буддисты, или индусы к России либо нейтральны, либо дружественны. А значит, политически они должны быть в зоне интересов России. «Россия — госпожа Азии», — писал Шпенглер. Жанр ответа на клеветнический донос не предполагает научного объяснения, почему это так.
Но это не означает, что нельзя сотрудничать с католиками и протестантами в деле защиты жизни, как не являющемся вероучительным. Только нужно говорить о нашем различии и о том, что нас объединяет. Объединяет наше противостояние современным глобальным вызовам: абортам, контрацепции, содомии, эвтаназии, ювенальной юстиции и т.п.
Хотел бы особо подчеркнуть, что у нас как у православного (в своем ядре) пролайфа по отношению к западному инославному пролайфу может быть только три позиции:
1) ревнительская – отказ от какого бы то ни было сотрудничества со всеми инославными на основании того, что они все еретики;
2) традиционалистская – хранение своей традиции и догматики, подчеркивание наших различий с иноконфессиональным пролайфом и сотрудничество по социальным, не догматическим вопросам (они остаются на первом месте), особенно в связи с ответом на вызовы современного мира, а также изучение их положительного опыта решение проблем внутри их собственной цивилизации и культуры;
3) экуменистическая – некритическое объединение с инославными на основе служения обществу, причем догматические и вероучительные вопросы отодвигаются на второй план ради решения социальных проблем.
Как видим, традиционализм это средний путь лишенный крайностей. И альтернативы ему в сущности нет, т.к. обе указанные крайности не конструктивны. Вредны либо для тела (решения социальных проблем), либо для спасения души. Впрочем, второе конечно же вреднее первого.
Еще нас обвиняют в симпатиях к отдельным идеям и высказываниям Дугина, а также проведении совместных мероприятий против абортов с ЕСМ. На Дугина обрушиваются потоки клеветы. В том числе из-за его позиции по Донбассу, где кстати, впервые с 1920 года на территории Исторической России вновь запрещены аборты. Шестая и пятая колонна добилась его увольнения из МГУ, исказила его позицию, облила грязью. И вот тень этой клеветы падает на нас. А уж Дугин действительно еще в 90-е, до своего воцерковления, поводов для этого предоставил предостаточно. Его интересовало всё: и аненербе, и традиционализм, и Кроули, и православие, и феминизм, и фашизм, и поэзия. Он, как культуролог, как человек желающий разобраться во всем, брался за всё, но это не значит, что он этим был. Возможно, этим он кого-то соблазнил. Я ему не судья. Да он и сам уже ответил на вопросы, возникавшие в связи со всем им сказанным из церковной среды. http://www.arthania.ru/content/ag-dugin … -k-religii Из раннего Дугина при желании можно понадергать всего — это же просто энциклопедия ходячая. Вот он рассказывает про постмодернизм, но он-то не постмодернист! Вот он рассказывает про Савинкова. Но он-то не эсер! Хоть ислам, хоть гностицизм, хоть язычество. Дугин тогда еще не был человеком, к которому прислушивается наш Президент, и, главное, он не был воцерковленным. Он был абсолютно свободен в обсуждении разных тем. При желании можно цитировать раннего Дугина и говорить, что это он заявляет то или иное, но он просто пересказывает разные философские, религиозные, политические системы, как диджей ставит одну пластинку, потому другую, потом третью, это не вероисповедание. Однако после воцерковления Дугин подобных вещей не писал. Таким образом, люди преднамеренно вводятся в заблуждение. Повторюсь, это делают либо агенты западных спецслужб и всяческих НКО, либо люди некомпетентные, либо люди имеющие личную мотивацию. Вы бы еще ворвались на лекцию по философии досократиков в РГГУ с криком, что здесь проповедуется язычество. Генерал Педоискатель из «38 обезьян». То ли по зову кармана, то ли по зову сердца.
Что касается Чеснокова, то сам он никогда традиционалистом себя не считал (не всякий консерватор традиционалист), хотя проявлял интерес к статьям и выступлениям Дугина. Всё, что написали про него как последователя Дугина клевета в чистом виде. Да мы давали раз или два перепечатки из Дугина в «Вифлеемском гласе». Кажется, про обязательность ношения бороды для русского православного мужчины. И один комментарий про то, что аборты это однозначно убийство и их нужно запретить.
Теперь про «Третий Муром». Меня и Чеснокова обвиняют в том, что мы приписали, якобы, «в защиту семейных ценностей» потом, а сначала организация была просто в защиту какой-то неведомой Традиции. Простите, но это похоже на допытывания, с какого года я в партии — с 1917-го или с 1905-го. До 2009 г. я не был пролайфером, вообще не знал ничего об этом. Организация «Третий Муром» изначально вообще не была ни «в защиту семейных ценностей», «ни в защиту Традиции». И организацией-то «Третий Муром» не был. Это было неформальное краеведческое объединение. Родилось название от игры слов: «Муром — не Рим» (письмо Императора Павла своей супруге) и «Третий Рим». Мы познакомились с Сергеем Чесноковым в конце 90-х именно как краеведы и именно на этой почве состоялось наше сотрудничество до 2010 г. Я вел тогда краеведческий виртуальный журнал «Третий Муром». Сергей сказал, что: «А ведь ты знаешь, у муромского краеведа Александра Епанчина есть идея трех Муромов. Первый — это сам Муром, второй — это Муром изгнания Петра и Февронии — за рекой, и третий Муром — опять сам Муром, но Муром покаяния». Мне очень понравилось такое толкование. Потом Сергей у себя в Нижнем зарегистрировал организацию с таким названием для проведения различных мероприятий, крестных ходов и молебнов по петрофеврониевским местам. Традиция праздновать день семьи 8 июля в день памяти свв.блгв.кн. Петра и Февронии Муромских на тех местах, которые на прямую связаны с их памятью на Нижегородчине – два места остановки во время их изгнания народом — наш вклад. У родителей Сергея на Муромщине дача. В храме села Дедово мы бывало и пели по праздникам (за неимением хора) и я там звонил на колоколах и в била, которые привозили с собой. В этом «Третьем Муроме» я даже и директором-то не был по Уставу, был лишь неформальным «председателем правления». И назывался он по документам, кажется, «в защиту семейных ценностей». Это как раз приписка про Традицию появилась в 2010 г. И то не в Уставе.
Когда я в ноябре 2009 г. переехал в Нижний по просьбе Сергея, чтобы помогать ему по газете «Вифлеемский глас», «Третий Муром» был реанимирован для проведения акций: пикетирования абортариев http://www.arthania.ru/content/ivan-noc … et-zemlyu, акция против так называемого «дня Валентина» http://www.arthania.ru/content/go-home- … ukhovnogo, пасхальная акция с раздачей пасхальных яиц и пением волочебных песен «Пасха красная» http://www.arthania.ru/content/nizhegor … novgorode, акция «Косово — это Сербия» http://www.arthania.ru/content/serbskii … novgorode. Судите о нас по делам, а не по наговорам людей с больной фантазией! А дела наши ультраправославны и мегаконсервативны. Поскольку изначально «Третий Муром» был краеведческой организацией, мы также совершали поездки по городам Золотого Кольца России, фотографировали резьбу белокаменных соборов, изразцы, деревянную резьбу (см. например: http://www.arthania.ru/content/oleg-fom … 3-kasimov, http://www.arthania.ru/content/oleg-fom … u/node/617). Всё это отражено на сайте «Артания» и в буклете «Третьего Мурома». Я действительно занимался алхимической и герметической символикой русских православных храмов — я имею в виду все эти изображениях львов, китоврасов, драконов. Это всё герметические символы. Никакой «алхимией» я не занимался. Это все равно, что говорить, что Сергей Чесноков в Отделе по благотворительности «занимался абортами». Я не варил никаких снадобий и не проводил никаких алхимических опытов — разве что в детстве, когда смешивал глицерин с марганцовкой, а серу со спичек с магниевой крошкой, да и то с другими целями.
Насчет герметизма. Не знаю, кто там поклоняется Изиде и чего там еще с ней делает. Я не в курсе, поскольку я православный христианин, сторонник старого обряда (единоверец, как и все единоверцы поминающий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), и для меня герметизм — это всего лишь христианский эзотеризм, распыленный в иконах, православной и католической средневековой храмовой архитектуре, в миниатюре и т.д. Понятие «герметизм» связано с алхимиком, жившим примерно 2000 лет назад и писавшим под псевдонимом Гермес Трисмегист. Герметизмом насквозь проткано и западное и восточное христианство. Желающим могу предоставить множество фотографий артефактов: изображения Платона, сивилл, Ермия Тривеликого и даже «врача» Аполлона в православных храмах – что, бросимся их счищать со стен? Как ученый я занимался этим с искусствоведческой и религиоведческой точек зрения, поскольку религиовед по образованию. Извращенцев и дегенератов много в наше время, поэтому наверное кто-то соединил герметические представления с римским неоязычеством. Иного определения, кроме как «сатанизм» у меня для этого нет.
Элементы дохристианской традиции (а именно герметизма) внутри христианства вполне канонично принимаются и обосновываются Отцами Церкви. Не всё, что было до Христа неверно. Даже в Священном Писании есть тому подтверждения. Слова св.ап. Павла в Афинах: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17:22-23). Вот мнение по этому вопросу св. Иустина Философа (причем он говорит про все античное наследие): «Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные…» Следовательно, все ложное в их религиозных и философских построениях – то, что представляется чуждым самому духу христианства, – должно быть отброшено, и, наоборот, истинное, то, что по духу, по мироощущению близко Евангелию (пусть даже и в русле языческой традиции) необходимо воспринять и переосмыслить по-новому. Ведь, по словам св. Иустина, «…все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».
Меня называют язычником... Побойтесь Бога! Более лютого врага язычества трудно себе представить. Я убежден, что язычество последние 40 лет целенаправленно внедряется определенными силами не язычниками под видом «исконной веры». Цель одна — разрушить святое православие. Для этих сил пусть русские лучше будут язычниками, чем православными, может, тогда уже наконец Бог отвернется от них.
Ношение рубашек со свастичным орнаментом никак не противоречит христианству и никак не мешает мне быть врагом всякому нацизму, разработанному в лабораториях Ротшильда, теми же людьми, которые разрабатывали коммунизм. Причем здесь свастика? Смотрите на византийские и древнерусские иконы и увидите, что у наших святых, в том числе у святителей ризы все сплошь расшиты свастичным орнаментом или меандром. Или святители тоже пользовались оберегом? А может, тоже бросимся счищать эти символы с икон?
Да, в первой половине 2000-х я работал в издательстве «Энигма», которое издает интеллектуальные книги по христианскому эзотеризму. Я вел алхимическую серию. Под моей научной редакцией вышло 5 томов алхимической классики. Но это была чисто научная, культурологическая работа. Это книги для специалистов. Увесистые фолианты тиражом в 1-2 тыс. экземпляров. В это же время я готовился к защите диссертации в Российском институте культурологии. Тема моей диссертации также была связана с алхимической и герметической символикой. Так что это чисто научный интерес. И с другой стороны, я воспринимал это как проповедь православного традиционализма в этой интеллектуальной среде. Может быть, я переоценил свои способности к миссии, но такая мотивация у меня была.
Именно понимание некоторых алхимических образов, содержащихся в Священном Писании, в частности, избиение Невинных Младенцев, привели меня в пролайф. Я стал понимать, что такое на самом деле аборт и какова его страшная метафизика. Когда-нибудь я об этом напишу.
Переехав в Нижний Новгород для работы в пролайфе, я фактически прекратил работу в издательстве «Энигма». Вообще «Энигма» не была какой-то страшной оккультно-масонской лавочкой. Создатели издательства христиане, интересовавшиеся христианской историей и символикой несколько больше, чем можно узнать из книжек о. Андрея Кураева. Один издатель православный, другой армянской церкви. Недавно, когда был перерыв в финансировании работы по пролайфу, я взялся вновь за редактирование и понял, что больше не могу этим заниматься. Вся душа моя выражала протест. Я даже заболел. Тогда я позвонил Мише Васину, хозяину издательства, и сказал, что больше работать в «Энигме» не могу. Миша сказал: «Что, мы такие страшные сатанисты?» «Нет, — ответил я. — Просто мой путь таков. Я заболеваю, едва приступаю к этой работе». При этом сам Миша Васин православный христианин, регулярно исповедующийся и причащающийся. Но считает возможным это совмещать с антропософией Рудольфа Штайнера, не видя здесь никакого противоречия. Мне действительно есть в чем покаяться. Я литературно редактировал 8 томов Штайнера. И, наверное, кому-то эти книги могли послужить в соблазн. Я должен бы покаяться и в том, что верстал и оформлял книгу о графе Сен-Жермене, художественные книги Стефана Грабинского. Всё это христианская мистика, но там было много такого, что могло бы ввести людей неподготовленных, «малых сих» в соблазн. И мне сегодня нестерпимо, до слез горько от этого.
Я вполне допускаю, что те или иные тексты, которые были мною написаны, книги, которые при моем участии были опубликованы до моего отъезда в Нижний и работы в пролайф-движении могут расходиться с каноническими православными толкованиями, и если указания на такие расхождения, основательно подкрепленные ссылками на православную традицию, будут представлены, то я заведомо готов признать свою личную ошибку и свою погрешность против истинного православного вероучения.
Даже святой апостол Павел сначала был гонителем христиан, а потом стал едва ли не главным христианином. Что же говорить о мне грешном? Да ведь и не гнал я христиан, не проклинал христианское учение, не был ни язычником, ни сатанистом, никаких мрачных обрядов не проходил. Да, в 90-е, когда был оккультный бум, я очень много читал всяческой христианской эзотерики и мистики, навроде Сведенборга, Бёме, Рейсбрука Удивительного, того же Бердяева. Не брезговал и книгами Успенского до его знакомства с Гурджиевым. В юности совсем краткое время увлекался Рерихами, да и то, больше художественными образами, чем учением. Никогда не интересовался ни Блеватскими, ни Костоедами. Когда мне было 14-16 лет я занимался йогой, ходил от буддистов к кришнаитам, от кришнаитов к харизматам, от харизматов к пятидесятникам, а потом от тех к тантристам. Я не принимал участие в их ритуалах, не проходил никаких «посвящений». Мне просто было интересно. Потому я и стал религиоведом. Но именно Генон отсек у меня все эти блуждания и я в конечном итоге пришел к Православию. Вернулся к своей родной вере. Такими как я занимался о. Олег Стеняев. Он прочитал надо мной молитву и всё. Я же не отрекался от Христа в каких-то ритуалах. Не вешал на себя какие-то шнуры и гирлянды. Да, за хождение по храмам иноверцев полагается епитимия. Но я не был воцерковленным. И для меня Православие на тот момент еще не было чем-то единственным. Я понес церковное покаяние за это.
Теперь относительно Карпца, несколько лет назад поддерживавшего идею предсуществования душ, что привело его к мысли не только о том, что аборт и контрацепция есть детоубийство, но и о том, что любое излияние семени тяжкий грех, а значит необходимо воздержание. Этой точки зрения Карпца я никогда не поддерживал, полагая вслед за большинством Отцов Церкви, что душа дается от Бога в момент зачатия. Если я некорректно выразился, поправьте меня. Хотя св. Григорий Нисский говорил об «одушевленном семени». И это не мешает ему быть святым. И так, даже если святые допускали неверные мнения, то как мы, грешные, можем вообще дерзать мыслить об этом? Итак, мнение Карпца я не поддерживаю и считаю его личным заблуждением Владимира Игоревича. Что не мешает ему в остальном быть православным христианином и моим другом. При этом сам Карпец давно уже не озвучивал эту ересь, придерживается ли он его сейчас, я не знаю. А когда раньше озвучивал, говорил, что это его частное мнение, которое он разделяет с такими-то и такими-то святыми и Учителями Церкви. То есть высказывался примерно как Осипов в отношении апокатастасиса. Что же теперь, всех, кто посещал лекции Осипова тоже в еретики запишем? Симпатий к учению Осипова у меня, кстати, нет никаких. Это запутавшийся из-за гордыни хороший человек. Мне его жаль, но он творит вред и льет воду на мельницу церковных либералов.
Что касается Юрия Стефанова, имени которого наша организация, это очень известный писатель, поэт, переводчик. Он из старой школы перевода. Если вы откроете любой том с европейской поэзией в «Библиотеке всемирной литературы», то найдете там огромное количество его переводов. Например, он перевел «Тристана и Изольду». Не знать Стефанова стыдно. Он в одном ряду с Маршаком, Чуковским, Стеблиным-Каменским. Стефанов был одним из моих учителей. Да, бывают, представьте себе, не только «учителя-гуру», но и учителя философии, музыки, риторики. Он отошел ко Господу в июне 2000 г., исповедавшись, причастившись и соборовавшись.
Почему «Третий Муром» имени Стефанова? Именно Стефанов привил мне любовь к нашей традиционной народной культуре — у него была внушительная коллекция прялок, вышивки, старинных керамических игрушек. Он же является исторически первым традиционалистом в России — еще с 60-х гг. прошлого века. Еще в молодости, получив огромный гонорар за «Тристана и Изольду», через своего французского друга иезуита он попросил прислать все самые интересные книги на французском языке по современной философии. И ему прислали в основном традиционалистов. Первый перевод Генона тоже был выполнен Стефановым. Он же одним из первых начал переводить историка религий традиционалиста Мирчу Элиаде.
Возвращаясь к теме традиционализма и религиозной принадлежности. Традиционализм никогда не был вероучением. Это чисто философский взгляд, объединявший людей разных вероисповеданий, народов и т.д. Первым традиционалистом был не мусульманин Рене Генон, а католик Жозеф де Местр. Также традиционалистами были, например, в XIX в. Луи Бональд, Доносо Кортес — все они были также католиками. Последовательно традиционалистские идеи выражали славянофилы, Данилевский, Константин Леонтьев и Лев Тихомиров. Разумеется, были и индуистские традиционалисты — например, Ананда Кумарасвами. Из самого его имени понятно откуда он и какой веры. Были традиционалисты-даосы. Например, Матжиои. Сам Рене Генон разочаровался в западном мире настолько, что перешел в ислам. Католичество в его современном виде представляет, по Генону, вырождение христианской традиции, а протестантизм является даже откровенной пародией на нее. Это не традиция. Это ее останки в виде морали и сентиментальности. Да простится мне упрощение сложных и рафинированно тонких, предельно интеллектуальных идей ради благой цели. О православии Генон, к сожалению, практически не знал. А вот его ученики знали! Традиционалист Жан Бьес, например, принял православие на Афоне. Мирча Элиаде был православным, Серафим Роуз именно под влиянием книг Генона также разочаровался в оккультизме и принял православие. Сейчас в Америке готовится канонизация Серафима Роуза. Что будем требовать ее отмены на основании того, что к Православию он пришел начитавшись Генона?
Тоже самое произошло с Александром Дугиным. То же самое произошло со мной. Именно Генон мне показал, что Православие = Традиция. Генон был для многих переходным буфером из оккультизма в православие. Еще и в этом его ценность.
Да, не скрою, в юности я активно интересовался разными религиями. Буддизмом, индуизмом, протестантскими сектами. Я также еще подростком интересовался оккультизмом. Но именно Генон и традиционализм перенаправили меня в сторону православия. К сожалению, мое окончательное воцерковление произошло началось только в 2001 г. в храме свт. Николая на Бересеневке у о. Кирилла Сахарова. До этого года три-четыре я, хоть и отрекся от своих прежних воззрений, исповедался, причастился, всё равно еще по инерции тянул за собой груз своих прежних заблуждений, в храм ходил редко, еще реже причащался. В это время было много написано и кое-что опубликовано.
Каюсь. Все написанные мной в 90-е и начале 2000-х стихи, музыка, статьи, художественная проза были не только написаны, но и опубликованы без должного размышления о том, «как слово наше отзовется». Мне пришлось очень тяжело отболеть за это и принести церковное покаяние. Я до сих пор каюсь, если соблазнил кого-то. Написано было много и не только худого, но и доброго. Однако сейчас объяснять, с чем из написанного я нынешний согласен, а с чем нет, было бы слишком долго и нерезультативно.
Однако сказанное не имеет отношения к традиционализму. Я традиционалистом был и продолжаю им оставаться.
Традиционализм сложился как критика современного мира, критика идей прогресса, секуляризма, антропоцентризма. Традиционализм — это поворот к блистательному и святому Средневековью. И в тоже время это жесточайшая критика оккультизма и нью-эйджа. Генон сотрудничал в журнале «Антимасонская Франция». Он издал огромную монографию против учения Блаватской: «Теософизм: история одной лжерелигии». Он боролся со спиритизмом. Еще один его труд: «Заблуждение спиритистов». Рерихианство, учение русского космизма он прямо называл «сатанизмом».
Традиционализм как наука. Традиционалисты преподавали в университетах, работали в кабинетах, они никогда, подобно «гуру», не восседали где-нибудь на лужайке, собирая вокруг себя учеников.
Традиционализм как профессиональная деятельность. Традиционализм тесно связан с религиоведением, с историей религии. Зачинатель этой науки Мирча Элиаде был одной из ключевых фигур традиционализма. Любой историк религии, стоящий не на атеистических или либерально-прогрессистских позициях является традиционалистом по определению. По своему второму образованию я журналист со специализацией религиоведение. Поэтому стоит ли удивляться, что я как ученый занимался историей разных культов, религий, сект и т.п.
Провокаторы внутри традиционализма. Разумеется, есть такие люди, которые называют себя традиционалистами, но сами представляют собой любителей всякого рода религиозного винегрета. Есть и такие, кто намеренно представляет себя традиционалистами, при этом излагают весьма далекие от традиционализма идеи, прямо его компрометирующие в тех или иных кругах. Это провокаторы. Размежевать философов-традиционалистов со служителями Традиции, православным священством? Да нет большего подарка для Сатаны со стороны его слуг.
Неприятный эпизод моей деятельности связан с так называемым «Интертрадиционалом». Это название я решил подарить организации, которая устроит своего рода международный совет традиционалистов разных стран в целях противодействия Новому Мировому Порядку и его зловещим элитам. Это дело я доверил одному своему другу. Он занимался реконструкцией праязыка, в чем мы сотрудничали. (По первому образованию я филолог, с лингвистической специализацией.) Я думал он вытянет это дело, пока я буду заниматься пролайфом. Но я по гордыне переоценил свои возможности. И мой друг, к сожалению, тоже не справился. На наши ресурсы пришло множество провокаторов, «pasternakов» и людей из будущего «Правого сектора», сделавших так, что я там стал никто. Я трижды ездил на традиционалистские презентации в Киев и вот теперь с точностью могу сказать, что «украинские националисты» никакие не этнические украинцы, или лишь отчасти. Когда я в последний свой приезд в Киев три года назад сказал им прямо о том, что знаю, кто они и чего хотят, меня там собирались похоронить. И только заступничеством очень хороших людей, действительно славян, мне удалось остаться в живых. Я давно призываю закрыть все сообщества, связанные с дискредитировавшим себя Интертрадиционалом. Но провокаторы с Западной Украины, идеологи национализма, объявили, что они теперь Третий Интертрадиционал (когда бы второй — я так и не понял). Они теперь правят бал на всех ресурсах Интертрадиционала. Это настоящие негодяи, враги России, святого православия. Так что теперь я оказался в ситуации: «Я тебя породил, я тебя и убью». И вдвойне цинизмом является вписывание меня в контекст того, против чего я борюсь.
Что касается «Правого марша», «Русского марша», то это, в принципе, вопросы не ко мне, так как я не был их организатором. Скажу лишь такую же очевидную вещь: а вы не пробовали посмотреть, кто был организатором этих маршей? И тогда вы увидите, что придумали-то его ЕСМ, а рейдерски на следующий год перехватили эту идею нацики, к которым потом присоединились белоленточные. И потом в разные годы «Правый марш», «Русский марш», «Сербский марш» проводили одновременно разные организации. Происходили провокации. Нацики кидали петарды в «Правый марш» евразийцев. Евразийцы ходили на «Русский марш» драться с белоленточными и нациками. Так что обвинять нас в сотрудничестве с нашими врагами просто смехотворно. Евразийцы первые распознали Навального еще за полтора года до его активных действий, когда никто даже не слышал еще о нем. Мы успели предупредить Путина и потому белоленточных удалось локализовать.
Кто такие куябы и норды не знаю, и почему я к ним принадлежу, скажу совершенно честно: ни сном ни духом того не ведаю. Плод больного воображения людей неадекватных. «Норды» — некая конструкция из полупопулярной этнологии. Почему меня записали в «норды» как в некую оккультную секту или ложу — я понятия не имею. Как понятия не имею, почему плохо быть нордом (троянцем, финикийцем, реликтовым финно-угром или кем-то еще). Вся эта история мне напоминает эпизод про ведьму из комедии Монти Пайтона «В поисках Священного Грааля».
Возможно, слово «кутб» (полюс), спутали со словом «куяба». «Кутбами» в исламе называют шейхов, а их последователей — «мюридами». В конце 90-х Дугин где-то на форуме написал треш-традиционалистам, вообразившим себя «брахманами», что «мюриды» должны безпрекословно выполнять то, что им говорят «кутбы». Сначала делать, а потом спрашивать, что это было. Это просто аналогия. Дугин никакого отношения к исламу не имел и не имеет, а вот те традиционалисты из круга «Волшебной горы» были одни православными, а другие мусульманами, суфиями. Дугин просто так их тонко поддел.