Полный текст Белой книги "Исторический выбор пути развития Тибета"
Пекин, 15 апреля /Синьхуа/ -- Пресс-канцелярия Госсовета КНР в среду опубликовала Белую книгу "Исторический выбор пути развития Тибета". Ниже следует ее полный текст.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Китайская Народная Республика -- единое многонациональное государство, созданное народными массами всех национальностей Китая. В длительный период исторического развития национальности Китая образовали сообщество судьбы китайской нации, живущее общей судьбой и общими интересами. Тибет издревле является частью Китая, тибетская национальность -- член сообщества судьбы китайской нации. Судьба Тибета всегда неразрывно связана с судьбой великой Родины и китайской нации.
В прошлом тибетцы создали блестящую историю и культуру, внесши вклад в обогащение и развитие истории и культуры Китая. Однако вплоть до середины XX века Тибет все еще находился под господством теократического феодального крепостничества, уровень его производительных сил был крайне низок, общество оставалось замкнутым, косным и отсталым.
Тибет по-настоящему вступил в эпоху современной цивилизации только после образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Он прошел такие важные этапы развития, как мирное освобождение, демократические реформы, основание автономного района, проведение политики реформ и открытости. В результате в Тибете не только установлен совершенно новый общественный строй, но и осуществлен исторический скачок в социально-экономическом развитии. Тибет вступил на социалистический путь с китайской спецификой.
Вступление Тибета на сегодняшний путь развития есть объективная потребность развития современной цивилизации, идет в ногу с течением прогресса человеческого общества, соответствует национальным реалиям Китая и практике его развития, отвечает коренным интересам тибетского населения разных национальностей. Идя по этому пути, жители Тибета становятся хозяевами государства, общества и своей судьбы; Тибет совершает скачок от бедности и отсталости к зажиточности и цивилизованности и представляется перед всем миром в качественно новом облике; люди разных национальностей, населяющие Тибет, живут в дружбе и согласии с народами всей страны и вместе с ними создают новую счастливую жизнь; Тибет открывается внешнему миру и активно заимствует все лучшие плоды человеческой цивилизации.
Огромные достижения в развитии Тибета убедительно показывают, что путь развития, по которому идет Тибет, является верным. Однако клика Далай-ламы XIV, долгое время живущего в эмиграции и представляющего остаточные силы класса феодальных крепостников, стремится достичь политической цели -- "независимости Тибета" и пытается сохранить теократическое феодальное крепостничество, существовавшее в старом Тибете. Эта клика многие годы проводила линию насильственного достижения "независимости Тибета". Потерпев поражение, она в эти годы стала всячески проповедовать "средний путь". Этот "средний путь" с виду будто выступает за "компромисс", "эклектику", "мир" и "отказ от насилия", но на самом деле он отрицает тот верный путь развития, на который встал Тибет после провозглашения Нового Китая, пытается создать на территории Китая "государство в государстве", находящееся под господством клики Далая XIV, шаг за шагом достигнуть цели "независимости Тибета".
I. СТАРЫЙ СТРОЙ НЕИЗБЕЖНО СОЙДЕТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ ТИБЕТА
В 50-е годы XX века, когда рабовладение, крепостничество и система рабов-негров уже давно с презрением отброшены современной цивилизацией, общество в Тибете все еще находилось под господством теократического феодального крепостничества. Этот строй грубо попирал достоинство человечества, серьезно нарушал основные права человека, серьезно препятствовал социальному развитию Тибета, совершенно отходил от течения прогресса в Китае и во всем мире.
-- Теократия, божественная власть превыше всего: типичный представитель клерикального строя
В старом Тибете власть религии была превыше всего. Политическая власть охраняла божественную власть, божественная власть контролировала политическую. Эти две сферы власти, соединившись воедино, совместно защищали господство трех категорий крепостников-землевладельцев: высокопоставленных чиновников, феодальной знати и верхушки духовенства. Согласно статистическим данным, в 1959 г., до проведения демократических реформ, в Тибете насчитывалось 2676 монастырей, где служили 114925 монахов. Количество монахов составляло примерно одну четверть всего мужского населения. Такая редкая пропорция далеко превзошла аналогичный показатель в средневековой Европе.
При клерикальном строе религия была осквернена феодальным крепостничеством. Монастыри перестали быть священным местом для искреннего поклонения перед Буддами, они превратились в крепость господства, где проводили религиозные мероприятия, контролировали местную власть, осуществляли экономическую эксплуатацию, скопляли вооруженные силы, вели судебное разбирательство. В некоторых монастырях самовольно устраивали застенки, имелись не только наручники, ножные кандалы и палки, но и инструменты для выкалывания глаз и вытягивания жилы, средства для наказания крепостных были крайне жестокими. Как явствует из сохранившегося письма, направленного неким ведомством местного тибетского правительства в начале 50-х годов XX века в адрес главаря Жэбуди, однажды для празднования дня рождения Далая XIV было решено устроить религиозный обряд, требующий от всех прочитать 15 раз священные сутры. "Чтобы как следует провести этот обряд, -- писалось в письме, -- нужно в тот день раздавать пищу, для этого срочно требуются комплект свежих кишок, две головы, несколько образцов крови, цельная кожа человека. Пришлите немедленно". Из трех категорий крепостников содержатели монастырей давали в рост денег больше, чем другие крепостники, они занимали 80 проц от общей суммы.
Поскольку большое число людей не рожало детей и не занималось производством, а превращалось в орудие для политического угнетения, это привело к серьезному дефициту в общественных ресурсах, численность населения долгое время не росла. Как отмечалось в книге "Шэнъуцзи - Записки о Тибете", сочиненной в середине XIX века, во 2-м году правления цинского императора под девизом Цяньлуна /1737 г./ ведомство по делам нацменьшинств "Лифаньюань" провело инспекцию в районах, подчиненных Далаю и Панчену, и выяснило, что там насчитывались свыше 316,2 тыс лама, а численность населения тогдашнего Тибета /не включая нынешнего округа Чамдо/ составляла около 1,09 млн человек. К началу 50-х годов XX века численность населения Тибета все еще топталась на отметке миллиона с небольшим, т.е. за 200 с лишним лет население почти не росло.
Использовать религию для усиления контроля над обществом -- такова яркая характерная черта клерикального строя. Известный тибетолог Ли Юи, служивший чиновником в представительстве Комиссии по делам Монголии и Тибета бывшего гоминьдановского правительства в Лхасе и работавший в Тибете в 40-х годах XX века, в своих воспоминаниях "Тибет, таинственный и больше не таинственный" со вздохом пишет: "Крепостные в Тибете подвергаются такой жестокой эксплуатации и гнету. Почему же они не встают против этого? Я задавал крепостным такой вопрос. Вне всякого ожидания, они отвечают, что все это -- отмщение. Они уверены, что они страдают при нынешней жизни потому, что они совершили грехи при предыдущей жизни. И только страдания при нынешней жизни смогут смыть грехи, совершенные при предыдущей жизни, и тогда при будущей жизни они смогут жить в лучших условиях. Так их учат лама, а тибетцы твердо верят в это". По мнению Ли Юи, именно такой идеологический контроль привел к тому, что "крепостные всю жизнь стараются накопить добрые деяния во имя будущей жизни. Когда аристократы бьют их кнутом, они считают, что это те смывают с них грехи!"
Англичанин Чарльз Белль, одно время живший в Тибете, в своей книге "Биография Далай-ламы XIII" так пишет: "Кем ты будешь при будущей жизни: человеком или свиньей -- разве это безразлично для тебя? Далай-лама может гарантировать, что ты после перерождения станешь человеком, крупным чиновником, или еще лучше: великим лама в государстве, где широко распространен буддизм". Далее он отмечает: "Несомненно, лама применил метод духовного устрашения, чтобы сохранять свое влияние и продолжать держать власть в своих руках".
-- Строгая градация сословий, попрание прав человека: последний оплот феодального крепостничества на Востоке
До 1959 г. в Тибете все еще сохранялось феодальное крепостничество. Французская путешественница Александра Дави Ниль за период с 1916 г. по 1924 г. пять раз посещала Тибет и сопредельные с ним районы. В 1953 г. она выпустила книгу "Древний Тибет перед лицом Нового Китая". Она так описывает крепостничество в старом Тибете: "В Тибете все крестьяне -- крепостные, всю жизнь живущие в долгах. Среди них трудно найти человека, который выплатил бы все долги". "Чтобы было чем жить, крепостным приходится брать взаймы деньги, зерно, рабочего скота и за это платить высокие проценты. Однако за счет урожая будущего года никогда невозможно выплатить взбухшие проценты". "Другого выхода нет, им приходится еще занимать зерно, семена... И так из года в год, без конца. Даже умирая, они не могут освободиться от долгов, и эти долги переходят на голову их сыновей. Бедные сыновья уже с первых дней своего полевого труда попадают под гнет этой наследственной задолженности, а начало долгов -- дело уже далекого прошлого, сыновья просто не знают, когда завелись эти долги". "Этим бедным людям приходится навсегда оставаться на тощей земле. Они полностью лишены всех человеческих свобод, с каждым годом становятся все беднее".
При феодальном крепостничестве люди разделялись на сословия и разряды. Согласно "Кодексу из 13 пунктов" и "Кодексу из 16 пунктов", действовавшим в старом Тибете сотни лет, люди разделялись на сословия и разряды, таким образом строгий сословный строй был возведен в закон. В "Кодексах" предусматривалось: "Люди разделяются на три сословия, каждое сословие подразделяется на три разряда. Эти сословия и разряды определяются по кровному родству и служебным чинам людей", "Люди разны по сословию и разряду, поэтому цены их жизни тоже разны", "Жизнь человека высоких сословий стоит золота в размере, равном весу его трупа", "Жизнь человека низших разрядов стоит куска соломенной веревки".
Отсталое феодальное крепостничество и теократический строй сделали Тибет обществом с резким контрастом между богатыми и бедными. К концу 50-х годов XX века три категории крепостников-землевладельцев и их агенты, составлявшие менее чем 5 проц всего населения Тибета, занимали почти все пахотные земли, пастбища, леса, горы, реки, речные отмели Тибета и большинство скота. Как показывают статистические данные, до демократических реформ, начавшихся в 1959 г., в Тибете были 197 семей потомственной знати, 25 семей крупной знати, из которых особо выделялись 7-8 семей. Каждая из этих 7-8 мощных семей имела несколько десятков поместий, несколько десятков тысяч кэ земли /15 кэ = 1 га/. Семейство Далая XIV владело 27 поместьями, 30 пастбищами, более чем 6 тыс крепостных крестьян и скотоводов. Лично у Далая XIV в руках были 160 тыс лянов золота /1 лян = 31,2 грамма/, 95 млн лянов серебра, свыше 20 тыс единиц драгоценностей и нефритовых изделий, более 10 тыс штук шелковой, меховой и кожаной одежды. А крепостные и рабы, составлявшие 95 проц населения, влачили жалкое существование, для них не могло быть и речи о правах человека. Относительно этих людей в Тибете распространена такая поговорка: "Хотя наша жизнь дана отцом и матерью, но наше тело принадлежит чиновникам. Хотя мы имеем жизнь и тело, но не имеем право быть их хозяином".
-- Замкнутость и отсталость, отдаленность от современной цивилизации: это вовсе не "Шангри-Ла" в представлении людей
В 30-х годах XX века английский писатель Джеймс Хилтон написал книгу "Затерянный горизонт", в которой описал фантастически прелестный рай на земле -- "Шангри-Ла". С тех пор найти "Шангри-Лу" стало мечтой многих людей, а кое-кто даже рассматривал Тибет как место возникновения Шангри-Лы. Однако все это лишь доброе желание людей, в старом Тибете абсолютно не существовало какой-то "Шангри-Лы".
Отсталость старого Тибета была невероятной. Вот несколько примеров: вплоть до мирного освобождения в 1951 г. в Тибете не было ни одной школы в современном смысле этого слова, 95 проц молодых и зрелых людей были безграмотными; не было современной медицины и здравоохранения, для большинства людей моление божествам и Буддам было единственным методом лечения болезней, средняя продолжительность жизни составляла лишь 35,5 года; не было ни одной настоящей шоссейной дороги, грузы и почта перевозились либо на спине людей, либо на вьючных животных; работала лишь одна маленькая электростанция мощностью 125 кВт, да и та обслуживала только Далая XIV и некоторых привилегированных.
Китайские и иностранные лица, лично побывавшие в старом Тибете, были просто потрясены отсталым обликом общества и как очевидцы оставили многие описания. В 1945 г. Ли Юи, проведя несколько месяцев обследование в Тибете, так писал: "По 1700-мильному пути путешествия вдоль среднего и нижнего течений реки Ялуцангпо я везде видел одни картины упадка. Каждый день я могу видеть на пути несколько развалившихся пустых изб, кое-где видны следы меж и грядок, а люди пропали бесследно. Таких "поселков духов" я проходил до сотни... Когда я отправлялся в обследование, был сезон осеннего урожая. В этот сезон во внутренних районах страны даже в довольно отсталых деревнях можешь видеть на лице крестьянина радость урожая, а в деревнях Тибета 1945 г. я не видел ни одного радостного лица. Я видел только, как люди знати и сборщики аренды били кнутом крепостных, я слышал только, как крепостные плакали и вздыхали".
Бывший корреспондент британской газеты "Дейли мейл" Эдмонд Кандлер, аккредитованный в Индии, в своей книге "Подлинное лицо Лхасы", выпущенной в 1905 г., так писал: Лхаса -- "город такой грязный, что просто невозможно описывать. Канализации не было, дороги не мощеные. Не найдешь ни одного чистого дома, который бы убирали. После дождя улицы превращались в мертвые пруды, сюда прибегали свиньи и собаки в поисках пищи".
Тибетец Ду Тай, занимавший пост начальника управления по делам радиовещания и телевидения Тибетского автономного района /ТАР/, так вспоминал: "Когда я прибыл в Лхасу в 1951 г., бедность и дряхлость этого города превзошли все мои ожидания. В то время кроме улицы Бакоцзе, окружающей храм Джоканг, в Лхасе почти не было ни одной сносной улицы, не было объектов коммунального хозяйства, не было уличных фонарей, не было сооружений для водоснабжения и канализации. На дорогах часто можно было видеть трупы людей, умерших от голода и холода. Бродили нищие, присужденные преступники и стаи собак. К западу от храма Джоканг было село нищих, вокруг храма Рамочэ тоже были места сбора нищих. В те годы в Лхасе число нищих достигло 3-4 тыс человек, что составляло более чем одну десятую всего населения города".
НгаподНгагван-дзигмэд, бывший руководитель местного тибетского правительства, впоследствии занимавший пост заместителя председателя ПК ВСНП, в 1950 г. направлял местному тибетскому правительству телеграмму, в которой так описывал состояние города Чамдо: "Из-за беспорядков и смут народу живется крайне тяжело. В некоторых уездах лишь 7-8 дворов имели "цзамба" /лепешки из муки голозерного ячменя/, все остальные питались репой. Толпы нищих. Картина весьма печальная".
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что к середине XX века старый строй в Тибете уже подошел к своему концу. НгаподНгагван-дзигмэд так вспоминал: "Как помнится, в 40-х годах я неоднократно беседовал с моими ближайшими друзьями о кризисе старого общественного строя в Тибете. Все считали, что если все так продолжится, то спустя немного времени умрут все крепостные, аристократам тоже будет нечем жить, и все общество погибнет".
В 50-х годах XX века в большинстве стран и районов мира было осуществлено отделение церкви от государства, а в тогдашнем Тибете все еще сохранялся этот отсталый строй, что сильно тормозило развитие и прогресс тибетского общества, отделяя Тибет все далее от современной цивилизации. С XIX века во многих странах и районах мира поднималось движение за отмену рабовладения, в Великобритании, России, США и других странах был отменен рабовладельческий строй. В 1807 г. парламент Великобритании принял приказ, согласно которому английским судам запрещалось участвовать в перевозках и торговле рабами. В 1861 г. российский царь Александр II официально санкционировал "Приказ" и "Декларацию" об отмене крепостничества. В 1862 г. президент США А. Линкольн обнародовал "Прокламацию об освобождении рабов", в 1865 г. Конгресс США принял "Поправки к статье 13-й Конституции", по которым было официально отменено рабство. В 1948 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята "Всеобщая декларация прав человека", в которой было установлено: никого нельзя превратить в раба или поработить его; надо запретить все формы рабства и торговли рабами. В середине XX века, когда крепостничество уже почти совсем исчезло, самый крупный в мире оплот крепостничества все еще восседал в Тибете Китая, что не только препятствовало развитию и прогрессу китайского общества, но и было позором для цивилизации, разума и достоинства человечества.
После образования Нового Китая, по мере развития и прогресса китайского общества в конце 50-х и начале 60-х годов XX века старый строй в Тибете был окончательно ликвидирован. Однако клика Далая XIV, идя против течения истории, не хочет осознать мрачность и жестокость теократического строя в старом Тибете, а, наоборот, мечтает когда-то восстановить этот строй в Тибете. Об этом недвусмысленно написано в соответственных документах этой клики. В "Будущей демократической конституции Тибета" /проект/, составленной в 1963 г., говорится: "Тибет основан на духе буддийского учения, оставленного основателем буддизма, в Тибете будет построено единое демократическое государство". В "Конституции эмигрирующих тибетцев", выработанной в 1991 г., установлено: "В будущем в Тибете будет создано теократическое, свободное, спокойное и демократическое федеративное государство, основанное на приверженности принципу ненасилия". В документе "Основной смысл будущей формы правления и конституции", разработанном в 1992 г., "взаимодополнение религии и политической власти" установлено как политический характер будущего Тибета. В пересмотренной в 2011 г. "Конституции эмигрирующих тибетцев" предусмотрено: форма правления в будущем Тибете -- это "единство религии и политической власти".