29 мая в Англии отмечается великий всенародный праздник Royal Oak Day, или Oak Apple Day. На его примере наглядно можно продемонстрировать, в чем заключается суть Традиции и ради чего ведут свою борьбу против современного мира традиционалисты.
Важнейшей частью Традиции является годовой цикл праздников и ритуалов, происхождение которого не может быть однозначно прослежено по письменным источникам и который у любого народа складывался веками и тысячелетиями, медленно изменяясь, подобно растущему дереву. Какие-то элементы годового цикла восходят к временам еще каменного века, другие модификации добавились в бронзовом и железном веке, затем в течение средневековья, по мере прихода новых этнических и языковых волн заселения. Так происходит у любого народа. Многие обряды и ритуалы русских крестьян восходят к жившим на Русской равнине до прихода славяноязычных племен более древних народам. Часть населения Польши сохраняла обрядность и календарь еще с дославянских времен. Традиционные святые места у арабоязычного населения Палестины и Сирии не менялись со времен неолита, несмотря на неоднократную смену языка и религии, и оказались под угрозой разрушения со стороны сионистов и исламистов лишь в наше время. То же самое можно сказать о преемственности между средневековыми египетскими арабоязычными крестьянами и их древнеегипетскими предками. У современных греков еще живы некоторые осколки древнегреческих традиций, которые, в свою очередь, являлись осколками традиций догреческих.
Но, пожалуй, более известны у нас проявления европейской народной традиции, включающие знаменитые майские праздники в Германии, Франции, Англии. Причем вряд ли можно оспорить тот факт, что самые красивые – красивые до безумия, красивые до боли – традиционные ритуалы совершались именно на Британских островах. И цветы там ярче, чем где-либо в Европе, и трава зеленее, и целостность Традиции зачастую намного сохраннее в силу островной изоляции. Тем не менее, именно в Англии XVIII – XIX вв. грязные лапы индустриального Модерна попытались разрушить Традицию раньше, чем в континентальной Европе, но не всегда их ожидал успех.
В самом деле, катастрофа уничтожения английского крестьянства путем превращения его в бесправный фабричный пролетариат, трудившийся в рабских условиях, привела к страшным последствиям. Если в Германии рубежа XVIII – XIX вв. романтики успели собрать и записать почти всё богатство народных песен, баллад, легенд, сказаний, а традиционные крестьянские костюмы сохранились вплоть до XX в. (то же самое касается и других стран континентальной Европы), то в Англии записать до уничтожения крестьянства успели очень мало, а народный костюм был заменен фраком, жилетом, пиджаком в первой половине XIX в. столь стремительно, что точная реконструкция повседневного английского крестьянского костюма сегодня уже невозможна. Удалось сохранить в живом употреблении лишь праздничные первомайские одеяния. Именно в них – в зеленых жилетках поверх белой рубашки и в зеленых же носках – ежегодно на 1 мая мужчины исполняют традиционный танец, постукивая палочками с криком «Хой», после чего следуют общенародные танцы на веревочках вокруг майского шеста, символизирующего Axis Mundi.
Ритуальный танец вокруг Maypole
Аналогичные этому Maypole шесты применяются и у немцев и, несомненно, восходят к сакральным столпам германской древности, некогда покрывавшим всю Северную и Центральную Европу, однако более известен именно английский вариант – из-за устойчивой приверженности к этому веселому празднику весны, к увенчанным яблоневым цветом и ландышами «майским королевам», утопающим в зелени.
Их дополняет Зеленый Джек – абсолютно зеленый бородатый и мохнатый лесной персонаж, восходящий к тем временам, когда Европа была сплошь покрыта лесами, безжалостно уничтоженными железной поступью Модерна.
Зеленый Джек летом...
С точки зрения традиционализма следует трактовать Зеленого Джека как хранителя Мирового Древа, Maypole, точнее – как его летнюю ипостась, ибо есть еще и зимняя ипостась в виде Рождественского Деда, парадоксально соотносимого с Зеленым Рыцарем из анонимной средневековой поэмы, который назначает решающую схватку с Гавейном именно на Рождество. Вообще Англия – это по преимуществу земля зеленых людей. Изображения зеленых человечков кочуют из произведения в произведение с древности до наших дней. Несмотря на все изменения в ландшафте в индустриальную эпоху и катастрофическую порчу самих жителей острова, древесность по-прежнему остается незапятнанной субстанцией Тайной Англии.
... и зимой
Кроме Майского дня, отмечаемого либо 1 мая, либо в первый понедельник мая, ежегодно 29 мая отмечается Королевский день, посвященный «дубовому яблоку», или галлу – патологическому наросту на дубе, напоминающему по форме и размерам орех или яблоко. Судьба обоих праздников неразрывно связана с трагическими событиями XVII века, когда была предпринята яростная попытка уничтожения Традиции – оставившая рубцы от ран на ее теле, но в итоге провалившаяся.
Галл, или нарост на дубе (Oak Apple)
Уже в XVI в. протестанты стали уничтожать английскую народную Традицию вместе с разрушением английского традиционного общества путем сгона крестьян с земли. Частые народные восстания под католическими знаменами безжалостно подавлялись. Уже в это время пуритане запретили Майский день в Шотландии. Развязав революцию и гражданскую войну в Англии, в 1644 г. пуритане запретили праздновать Первомай и там. Не ограничиваясь разрушением икон, статуй святых, витражей, алтарей, садизмом, цареубийством и геноцидом, поклонники кальвинистского «бога» поставили целью запретить все традиционные народные праздники в течение года, вытравив даже самое словосочетание Merry England. Особую ненависть протестанты испытывали к культу Богородицы, к связанным с Ней праздникам и вообще к женскому началу, что может трактоваться как дальнее преддверие грядущей модерновой гомосексуальности. Систематически и фанатично пуритане проводили борьбу со священными деревьями и кустами, оставляя на месте лесов пустыню – не только в физическом, но и в духовном, метафизическом смысле этого слова.
О том, что действия кальвинистов были сродни действиям современных исламистов, наглядно свидетельствуют такие факты, как уничтожение священного боярышника в монастыре Гластонбери, где покоится в ожидании своего часа Артур, Король Прошлого и Будущего.
Гвиневра - Белая Королева Мая
Еще вскоре после распятия и воскресения Христа верный Иосиф Аримафейский уплыл в Британию и взамен тернового куста в память о Страстях Господних посадил в Гластонбери боярышник, который, однако, ежегодно цвел не на 1 мая, как обычно, а на 5 января, перед Рождеством. Этот-то священный куст и срубили пуритане в годы революции. Их не остановило даже то, что боярышник был священным деревом династии Тюдоров (после битвы при Босворте в 1485 г. Генрих VII Тюдор нашел золотую корону убитого Ричарда III Йорка именно в ветках куста боярышника).
Витраж. Слева - Ричард III под знаменем арктического имперского Вепря (см. работы Рене Генона), справа - Генрих VII и золотая корона Ричарда в кусте боярышника
Казалось бы, протестанты должны были бы более почтительно относиться к символу Тюдоров, однако, возможно, тайна данного варварского акта связана с древней тайной цареубийства. Все значимые цареубийства в Англии были привязаны к какому-либо дереву. В одном древнеанглийском стихотворении (относящемся к VII-VIII вв., но впервые опубликованном только в XX в.) рассказывается о принце Мерсии Кенелме, который лежит с отрубленной головой под кустом боярышника (др.-англ. hage-thorne, соврем. англ. hawthorn) в Кленте, причем Клент – это самый центр Мерсии, то есть символически изображает Центр Мира. В этом случае боярышник – Axis Mundi, и обезглавливание члена Царского Рода под ним символизирует ритуальное убийство Царя Мира. Архетип безвестного Кенелма в позабытом древнем стихотворении воплотился вновь именно в момент убийства Ричарда III у боярышника в Босворте, причем символическая отсылка к боярышнику, посаженному Иосифом Аримафейским в память распятия Христова, разумеется, самая прямая. Этот архетип должен был, по замыслу антитрадиционных сил, повториться еще раз и в годы пуританской революции, тем более что история Англии знала и прецедент убийства короля Вильгельма II Рыжего на охоте в 1105 г. у дуба, когда стрела, пущенная в оленя, отскочила рикошетом от дуба и попала в грудь короля.
Однако если Карл I Стюарт был обезглавлен, то его сын Карл II в 1651 г. спасся от убийц именно под дубом, покрытым вышеупомянутыми «дубовыми яблоками».
Cпустя почти десять лет Карл II триумфально, как победоносный король, вступил в Лондон ровно в день своего тридцатилетия 29 мая 1660 года. Первыми же его распоряжениями пуританские запреты были отменены, а майские праздники восстановлены, причем к Первомаю с его Древом Мира, майскими королевами и Зеленым Джеком добавился официальный государственный праздник 29 мая – Королевский день дубового нароста, зачастую воспринимающийся просто как День Дуба. Поскольку дуб символически связан с культом громовержца и неба у всех индоевропейцев, то, выражаясь языком Юлиуса Эволы, не составит труда увидеть в триумфе Реставрации Стюартов победу светлых, уранических, олимпийских сил над хтоническим мраком пуританства.
Прямой потомок того самого дуба, и поныне растущий на месте спасения Карла II
Роль дуба в спасении Дома Стюартов глубоко символична. Если Вильгельм II Рыжий (сын Вильгельма I Завоевателя), враждовавший с католической церковью и желавший принять иудаизм (! - символично и само имя Вильгельм, ибо Вильгельм III будет именно иудействующим Оранским узурпатором), был убит стрелой, отскочившей от дуба, то, напротив, спустя 551 год именно дуб спас жизнь традиционалистскому королю Карлу II Стюарту, за которым гнались иудео-протестанты. Еще более поразительно, что сам Карл II прекрасно осознавал эту аналогию и приказал оградить дуб, под которым был убит Вильгельм II, как реликвию, в то время как в XVIII в. при Ганноверской династии - метафизических наследниках иудействующего Вильгельма Рыжего - ненавистный "имперский" дуб был срублен и сожжен. Теперь на его месте лишь памятный камень.
О Реставрации 1660 г. часто говорят в политическом и социальном смысле, гораздо реже – в культурном. А ведь речь тогда шла именно о возвращении запрещенной при пуританах и Кромвеле Традиции. До наших дней дошла деревянная доска, на которой простой крестьянин вырезал надпись в память о возрождении майских праздников и ритуальных танцев по милости короля в 1660 году. К традиционным первомайским фигурам Королевы Мая и Зеленого Джека добавилась фигура Короля Гирлянд, который переодевается деревом (дубом с наростами) и ездит на лошади по городам 29 мая.
Король Гирлянд (Человек-Дерево) верхом на коне
С тех пор дни 1 мая и 29 мая из государственного календаря в Англии уже не вычеркивались и присутствуют в нем до сих пор, хотя на практике, конечно, отношение к ним менялось. Зловещая фигура Вильгельма III Оранского попыталась фактически снова свести на нет традиционные праздники. С 1714 г. новая Ганноверская династия отказалась от ритуала исцеления золотушных больных прикосновением рук короля, которое происходило обычно в мае, так что больным приходилось теперь ездить за море исцеляться из рук изгнанников-Стюартов.
Карл II Стюарт наложением рук исцеляет больных золотухой
Сакральный дуб, как мы упомянули выше, и вовсе был уничтожен. Майские ритуалы стали осмеиваться в «просвещенном» обществе, а индустриализация и раскрестьянивание первой трети XIX в. должны были бы полностью добить остатки Традиции в Англии и выхолостить майские праздники из памяти народной.
Однако этого не произошло. Всегда и везде там, где умирала Традиция, на ее месте восставал традиционализм. Выступления против индустриализма, капитализма и буржуазии сначала поэтов т.н. «Озерной школы» и Уильяма Коббета, а затем Томаса Карлейля и Джона Рёскина переломили ситуацию. Культ красоты и народной Традиции снова стал оживать во второй половине XIX в. Рёскин демонстративно ходил на 29 мая по Лондону с красным цветком в петлице в честь Реставрации Стюартов и созывал рабочих под знамена «феодального социализма» для борьбы с капиталистической эксплуатацией. Чтобы спасти остатки живой крестьянской преемственности, Рёскин возродил традиционные ремесленные цеха, а Уильям Моррис отыскал последнего крестьянина, который умел красить ткани еще в доиндустриальную эпоху, и перенял у него секрет изготовления ярких красок в домашних условиях.
Изразец с изображением боярышника работы Уильяма Морриса
В романах и поэмах Морриса не меньше, чем в его производственной и общественной деятельности, снова были возрождены картины живого мира Традиции – мира зеленых деревьев без торговли и капитализма, без буржуазии и парламента, без тяжелой индустрии и либеральной идеологии. Позже XX век породит целую плеяду новых великих преемников этой линии в английской, шотландской, ирландской общественной мысли и литературе.
И хотя, разумеется, в современную эпоху господство яда Модерна с его отрицанием Традиции, с его индивидуализмом и культом буржуазного индивидуума, уже разлагающегося до состояния постмодернистского дивидуума, остается преобладающим, очаги Традиции не гаснут. Традиция – это не «консервы». Традиция – это огонь, который может быть затоптан, но сохраниться в виде горячего пепла и углей, чтобы возгореться снова в должный час. Это огонь, низведенный in illo tempore, «во время оно», с неба. Огонь, который может уйти под землю, чтобы вновь вырваться оттуда – конечно, если сами люди захотят исполнить заповедь Христову: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49-50)