По легенде, османский правитель Баязет направил к Тамерлану со своим сыном, Султан-Шибли, некий объемистый сундук, о предназначении которого было упомянуто в прилагавшемся к нему послании:
«Этот ящик, который я посылаю тебе, называется Ковчегом Шехины (“tabut sakina”). Он был доверен Его Высочеству Искандеру со времен от Адама. Его отворяли лишь в искандерово царствование и, еще раз, во времена Повелителя правоверных, халифа Омара, во дворце Ираклия, бывшего тогда Императором ромеев. Прошло почти восемьсот лет, и никто не знает сегодня, как открыть его. Чем старательнее мы пытались сделать это, тем меньше он нам поддавался. Посылаю его тебе, дабы ты обнаружил, что внутри него».
Присутствовавший при этом Шараф ад-Дин Али Йезди заметил, что на одной стенке Ковчега изображено солнце, а на другой – молодой полумесяц со звездой. По его совету к звезде прислонили магнит, звезда подалась вперед и оказалась рычажком от дверцы. Когда Ковчег открыли, из него показался мальчик со свитком из кожи газели примерно следующего содержания:
«От меня, Искадера Зулькарнайна, тебе, Второму Искандеру. Мудрецы поведали мне, что через тысячу и шестьсот лет явишься ты, потомок Иафета, сына Ноя (мир ему!). В сей ящик мы положили одеяния Его Светлости Адама, посох Его Светлости Моисея, кубок Его Светлости Иосифа, тунику Его Светлости Авраама, пояс Его Светлости Сифа, сандалии Его Светлости Идриса и топор Его Светлости Ноя (да благословит Аллах их всех!). Таким образом, мы оставили знаки каждого из Пророков. Знай, что Пророки были также и суверенами. Ибо сказано:
Царство и пророчество – суть одно.
Оба – как две стороны кольца.
В Ковчеге есть изображения всех царей, правивших до нас, и даже тех, кто будет после. Есть среди них и ты сам. Узри же то, что минуло, и воздай хвалу поколениям, обладавшим такими познаниями. Если пожелаешь, ты сможешь извлечь эти изображения из Ковчега. Поверни звезду направо, и мальчик тебе их принесет. А налево – он заберет их обратно. Снова поверни направо – и он принесет еще одну картину».
Далее предание повествует, что первым было вынесено на свет изображение царя Джамшида («высок, лицо белое, открытое, усы редкие, над бровью родинка»), которого источник причисляет как народу Пророка Салеха. За ним последовали портреты Заххака («муж в алом, смуглый, лицом как араб, два змея вокруг плеч»), Фаридуна («с белой кожей, лицом как курд, среднего роста»), Кей-Кубада («высок, с белесыми усами, крепок, длиннонос… будто из рода Авраама»), Кей-Кавуса («густая борода, открытое лицо»), а также Кей-Хосрова, Заля, Рустама, Афрасияба, Исфандияра и Бахмана. Последним было изображение человека «среднего роста, черноглазого, с высокими бровями, белоснежными, как жемчуг, зубами, тонкими губами и двумя золотыми рогами, прикрепленными к голове». Это, конечно же, был сам Искандер.