Сигма. Вампир Востока. (Гонконг, 5 мая.) / СПб., Новое Время, 1897 г., 29 мая, № 7633, с. 2.

«Несколько лет тому назад я был в Англии и возвратился оттуда очарованный английскими порядками и учреждениями. Меня поразили там не одни чудные здания, музеи, галереи, но и школы, фабрики, рабочие союзы. Мне казалось, что для такого огромного аккумулятора человеческой воли и гения не должно быть преград, что бороться с Англией значит – бороться с самыми драгоценными завоеваниями человеческой культуры. И, возвратясь в Россию, я написал восторженную статью «Россия и Англия», где резко поставил вопрос о том, какое право имеем мы мешать политике Англии, когда страна эта есть передовая носительница идеала человеческой свободы и человеческого развития. Я горячо проповедывал необходимость теснейшего союза с этой страной сильных людей. Издатель этой газеты, которому я показывал эту статью, сказал мне несколько приятных вещей по ее поводу, но не напечатал ее, говоря, что он не согласен с моей точкой зрения. Меня это привело в негодование. Разве могла быть другая точка зрения в вопросе о культурном первенстве Англии?

Теперь я на пороге Китая и беседую здесь с одним брамином, членом высшего суда в одном из полунезависимых индийских княжеств. Я не назову его имени и не назову княжества, потому что желаю всякого благополучия славному индусу. Но беседы с ним, чтение индийских газет и краткие прогулки по Коломбо и Сингапуру изменили мои взгляды на Англию. Я обложен английскими книгами и окружен англичанами. По-прежнему я люблю этих людей высокой расы, но они отдают для меня каким-то трупным запахом, как дети ростовщиков или великолепные цветы, выросшие на поле сражения.

Вы читали, вероятно, описания старого помещичьего быта в Польше? Роскошная обстановка домов и толпа грязных слуг, в заплатанных, разорванных ливреях; великолепные пиры панов и полуголодная жизнь холопов. Великолепные замки господ и развалившиеся, курные и грязные избы рабов. То же самое происходит теперь в Англии. Только чопорные, чистоплотные англичане держат рабов не дома, а в колониях. Дома роскошь, чистота, здоровье. А там, вдали, рабы умирают с голоду, умирают от болезней, страдают от бесчеловечного обращения, но их стоны не доходят до господ через далекие, пустынные воды. До господ доходят только деньги. Рабы нужны, чтобы из них выпускать кровь, «India must be bled», - сказал лорд Солисбюри в 1875 году, и эти безбожные слова остались лозунгом английской политики на Востоке, политики худших рабовладельцев, которых когда-либо видело солнце.

Не думайте, чтобы я преувеличивал. Тропическое солнце, правда, временами отнимает желание думать, но оно скорее усыпляет, чем возбуждает негодование. Я буду говорить вам с цифрами в руках, правда, с цифрами, собранными индусом, но напечатанными в Мадрасе и не опровергнутыми английским правительством. Цифры эти покажут положение рабов сравнительно с положением господ.

Средний доход на душу населения в Англии 83 фунта стерлингов, во Франции 23 ф., в Европейской Турции 4 ф., а в Индии 1 ф. 14 ш. и 6 п., т.е. в 19 раз меньше, чем в Англии. В Англии городское население относится к сельскому как 24:12, а в Индии, как 1 к 12, т.е. в Англии городское население в 24 раза больше, чем в Индии. В круглых цифрах, население Британской Индии простирается до 220 миллионов и с него взыскивают государственных налогов 950 миллионов рупий, что составляет 4,8 рупии на человека или 16½ проц. с среднего дохода.

Население Англии доходит до 50 млн., а государственные налоги составляют немного больше, чем в Индии, и доходят до 25 рупий на душу, что составляет около 6% со среднего дохода. Таким образом, по отношению налога к доходам положение англичанина в 2½ раза лучше положения индуса. Но мы знаем, что богатому легче заплатить высокий процент с дохода, чем бедному низкий. И если англичанин отдает со своих доходов в 2½ раза меньше, чем отдает индус, то такое положение вещей заставляет неимущего индуса страдать не в 2½ раза больше англичанина, а неизмеримо больше.

В 1849-50 году налоги Британской Индии составляли приблизительно 150 м., а расходов было около 270 млн. рупий. В 1894-95 году население это увеличилось до 220 млн., а расходы возросли до 950 м. Таким образом, население увеличилось почти на 50 проц., а государственные налоги на 350 проц., т.е. возрастание налогов было в 7 раз более прироста населения. В 1895 г. долг государственный Индии простирался до 127 мил. фунтов, а долг Великобритании до 660 млн. фунт. Таким образом, индийский долг составил почти одну пятую великобританского долга, между тем как платежные силы Индии, если судить по среднему ежегодному доходу на душу населения, в 19 раз меньше платежных сил Англии. В Англии каждый житель платит ежегодно процентов по государственным долгам 12 ш. 9 пенсов. Так как средний ежегодный доход в Англии равняется 33 ф. ст., то проценты по долгам составляют для англичанина около 2 процентов с его дохода. В Индии каждый платит в виде процентов почти одну треть со своего дохода. Таким образом британский подданный, по среднему доходу в 19 раз более богатый, чем индийский подданный, должен платить в статью проц. по государственному долгу только 2 проц. из своего дохода, тогда как индийский подданный должен платить не 3?15 проц., как следовало, а 1 проц., т.е. сравнительно в 9 раз больше, чем платит англичанин. Имперские расходы Великобритании возросли с 81 млн. фунтов в 1881 году до 94 млн. фун. в 1895 году. Увеличение это обусловлено увеличением армии и флота, потребовавших 38 млн. фун. вместо прежних 25 млн. фун., и может почитаться временною мерою. Расходы по государственному долгу уменьшились с 28 до 25 млн. ф. и сам долг уменьшился с 770 до 660 млн. ф. ст. Между тем имперские расходы Индии возросли с 710 млн. ф. в 1881 г. до 945 млн.ф. в 1894 г. Расходы по государственному долгу не уменьшились, как в Англии, а увеличились в этот период с 485 млн. ф. до 515 млн. ф., а самый долг увеличился: внутренний, заключенный Индией, с 930 млн. до 1040 млн.ф., внешний, заключенный Англией для Индии, с 60 млн. рупий до 114 млн. руп. А между тем среднее потребление зернового хлеба на душу в Индии равняется 585 фунт. или 1,6 фунта в день. Эти цифры показывают достаточно красноречиво, что Индия стала в высшей степени бедная, несмотря на колоссальные богатства ее природы. Она страна земледельческая по преимуществу. Индусы перебиваются с хлеба на квас, некоторые буквально умирают с голода, многие едят только раз в день. Налоги для них тяжелы в высшей степени. Расходы по собиранию налогов и расходы на гражданскую и военную администрацию возросли чрезмерно и не соответствуют платежным силам страны. Государственный долг, а в особенности золотой долг, несмотря на это, постоянно увеличивается.

До начала британского управления Индия могла сама себя поддерживать. Ее промышленность стояла на высокой по тому времени степени. Англичане уничтожили туземную промышленность, сделав Индию рынком для своих товаров. Индусы и поселившиеся в Индии англичане подняли голос о необходимости протекционизма. Но хотя они и ссылаются на авторитет Джона-Стюарта Милля, их робкие просьбы служат только предметом насмешек. Уничтожив внутренний рынок для сбыта индийского хлеба, англичане создали выгодные для себя иностранные рынки. Благодаря этому, из страны вывозится тот хлеб, который необходим для населения, что подтвердил последний голод. От 1802 по 1854 год в Индии было 13 голодов, во время которых умерло 5 млн. людей. С 1860 по 1879 год было 16 голодов, стоивших стране 12 млн. жизней. С 1876 по 1889 погибло от голода 5 мил. человек. Таким образом размеры голодовок увеличиваются прогрессивно и они стоят стране все более и более жизней.

Мы видели выше, что средний доход индийского раба свободной Англии составляет 1 ф. 14. ш. и 6 пен., т.е. около 28 рупий. Из этих 28 рупий только 9 сентов, т.е. около 6 коп. в год, остается на удовольствия, остальное идет на налоги, одежду, пищу. В 1868-69 гг. в Мадрасском президентстве на душу приходилось в среднем 18 рупий сбережений. В 1886 году так высоки были налоги, определенные английскими чиновниками с государственных имуществ Бенгала, называемых Durbhunga Estates, что 5.000 фермеров бросили свои фермы и наделы и убежали в независимую страну Непал. Во всей Британской Индии 20-25 проц. населения почти умирают с голоду.

Не то в полунезависимых государствах Индии, свободных от английских коллекторов и администраторов. Там, смотря по стране, средний доход определяется примерно в 298 руп., 345 руп., 552 руп., а за вычетом расходов в среднем у жителя остается 60 р., 59 р., 228 рупий сбережений. В некоторых из туземных государств налоги выше, чем в английских владениях, но так как народ там богаче, и налоги остаются в стране, то они и не разоряют населения.

Кроме чрезмерных прямых налогов, индусов разоряет осужденный всеми экономистами налог на соль. Народ, питающийся исключительно растительной пищей, должен потреблять в год от 17 до 22 фунтов соли, чтобы поддерживать здоровье. Но соль так дорога в Индии, что туземец может позволить себе потребление только 10 фунтов соли, тогда как в Англии на человека приходится до 72 ф., из которых 40 ф. идут в пищу. Налог на соль в Бенгале был учрежден для того, чтобы давать колоссальные жалования английским чиновникам, «чтобы предохранить их от соблазна заниматься частной торговлей (они служили тогда Индийской компании) и другими предосудительными занятиями».

Результатом постоянного голодания народа в Индии является порча народного здоровья. Средняя продолжительность жизни в Индии много меньше, чем средняя продолжительность в Англии. Для комплектования индийской армии англичане должны обращаться к более сытым, полунезависимым племенам Белучи и Гурна в Непале. Население же английских владений не может от отощания бороться даже с лихорадкой.

Вследствие уничтожения местных кустарных промыслов 86 проц. населения живут земледелием, не имея ни капитала, ни кредита. Но чужеземцы сосредоточены не только в городах, они владеют также и большими землями. 30.000 чужеземцев имеют в своих руках 9/10 всей иностранной торговли Индии. На их долю падают все выгоды комиссий, фрахтов, страхований, а индийскому народу приходится только платить проценты по железнодорожным займам и строить гавани. Полагают, что чужеземцы наживают на иностранной торговле Индии около 70 млн. руб. в год и на торговом судоходстве, 96,5 проц. которого в иностранных руках, около 27 млн. руб. Железные дороги в Индии разделяются на 4 группы: казенные, гарантированные, получающие пособие и дороги вассальных княжеств. Всего дорог в Индии 13.500 миль, их стоимость 500 млн. рупий и на них находят пропитание больше миллиона туземцев, со средним годовым заработком в 60 рупий (36 руб.).

Вывоз из Индии определяется в 425 млн. руп., из которых только 138 млн. руп. могут считаться торговым вывозом, т.е. таким, эквивалент которого страна получает обратно. За вычетом из разницы этих цифр 90 млн. руп., приблизительной стоимости вывоза в соседние индийские страны, мы получим, что огромная сумма в 197 млн. руп. ежегодно уходит из Индии безвозмездно. Сумма эта не только не уменьшается, а, напротив, ежегодно увеличивается. Правители Индии, по-видимому, торопятся выжать из нее все соки, предвидя, что их владычеству скоро будет положен конец.

В 1891 году вся сумма государственного поземельного налога была взята в Англию для расходования там. 53 млн. рупий были уплочены в Англии за счет Индии английским чиновникам, якобы работающим для Индии. В 1835 году Англия высосала из Индии только 10 млн. рупий, а в 1889 г. – 150 млн. руп. Одна треть чистого народного дохода уходит из Индии для уплаты по обязательствам, наложенным на нее чужеземцами в пользу чужеземцев, без какой бы то ни было пользы для плательщиков.

Такова экономическая сторона вопроса: господа холодно, спокойно, рассудительно высасывают кровь из рабов. Но кроме того есть сторона житейская. Она не менее тяжела для индуса, чем экономическая. Самый образованный, почтенный, богатый индус не человек для самого грубого и самого простого англичанина. Он – «черный», nigger. Черный не может ездить во втором и первом классе железных дорог, не может останавливаться в хороших гостиницах. Если он посмеет, на него польется целый град оскорблений. Член индийского суда, который едет с нами, поехал на немецком пароходе потому, что иначе ему нельзя бы было получить каюту первого класса.

Когда мы были в Коломбо, там разыгралась такая маленькая, но характерная сцена. В гавани стояла яхта сиамского короля, который заехал на Цейлон, чтобы поклониться зубу Будды, хранящемуся в Кэнди; король в июле будет у нас в Петербурге. С одного из пароходов съезжали на набережную несколько пассажиров, при чем, входя на берег, один англичанин оступился и упал в воду. На пристани толпа черных мальчишек расхохоталась, когда увидела, как повелитель вселенной вылезает из грязной воды. Англичанин, выйдя на пристань, бросился на первого попавшегося ребенка и начал бить его по лицу. Избитый мальчик оказался сыном сиамского короля, гостя цейлонского губернатора. Адъютант короля, обнажив саблю, бросился на англичанина, но, по счастью, на пристани был инспектор полиции, который и заставил англичанина извиниться перед принцем.

Недавно в Индии европейский солдат «нечаянно» убил индуса, дергавшего палку, т.е. опахало. Солдата приговорили к тюремному заключению. Случай этот так возбудил общество, что местная газета «Hilavali» напечатала такое напутствие бедному кули: «Иди, иди, Ганес, в то безопасное жилище, где беззаконные не угнетают, где беззаконность нетерпима. И каждый стон, и каждая слеза твоих родных и твоих земляков упадет на землю этой страны, как огненная искра, и английское правительство, может быть, увидит когда-нибудь широкий пожар, который образуют миллионы таких искр». Английская газета, которая приводит это обращение, замечает, что туземный собрат стоит на краю измены. Но что в самом деле удерживает этот ограбленный, забитый народ от измены, от нового мятежа против чужеземных владык? Свобода веры, свобода слова, свобода печати. Англичане, тратя огромные деньги на миссии, никогда не позволяли себе ни малейшего нарушения свободы верований. Они уважают священных коров и страшные колесницы, они фабрикуют богов и продают их за дешевую цену индусам. Местные газеты на туземных языках, не смотря на цензуру, пользуются такою широкою свободой слова, какой позавидовали бы газеты других стран.

В нынешнем году в Калькутте происходил двенадцатый индийский национальный конгресс, зародыш будущего индийского парламента, свободный съезд представителей разных племен и провинций, которые обсуждают наиболее важные общественные вопросы и имеют право подавать петиции правительству. Нынешний конгресс в особенности занимался вопросом голода и высказал по адресу правительства не мало горьких истин, которые были подхвачены всеми туземными газетами. И хотя образованный индус и не может в большинстве случаев быть чиновником у себя на родине, но Англия дает ему хорошее политическое воспитании, которое рано или поздно приведет Индию к союзу независимых государств. Главная задержка в освобождении Индии есть кастовое разделение, которое надолго еще будет служить целям иностранных завоевателей и владык.

Итак, величие Англии покоится на крови и поте индусов, в самых гуманных строках английских поэтов и мыслителей заключена частица страданий и слез их заморских рабов. Они не слышат этих стонов и не видят слез, ибо первое и несомненное приобретение культуры есть возможность совершать преступления издали, не будучи видимым и не замечая страдания жертвы.
Сигма.»