Максимъ Сигачёвъ
А молдаване действительно отдельный народ, а не ветвь румын? они не являются неким аналогом украинцев по отношению к русским, то есть неким субэтносом внутри большого румынского народа?
Максимъ Медоваровъ
Максимъ, это вопрос сложный и запутанный. Насколько я могу судить, было множество субэтносов румынского этноса, рассеянных по Балканам. Некоторые из них - в отдаленных землях, не граничащих с нынешней Румынией - сохранились и сегодня: это аромуны, мегленорумыны, исторумыны. Такими субэтносами были также валахи и молдаване, им посчастливилось иметь и собственные государства - Валахию и Молдавию. В процессе создания румынской политической нации руками западных агентов (а политический румынизм - это такая же химера, как и политическое "украинство", вампирически высасывающая соки из живого тела талантливейшего румынского этноса) две трети собственно Молдавского княжества были проглочены и перемолоты катком румынизации, подравнены под валашскую гребенку. Та треть, которая осталась в Российской империи, т.е. Бессарабия, избежала этой участи и сохранила старое молдавского этническое самосознание. Да так крепко, что железный каток румынизации и массового террора в 1918-1940 и 1941-1944 гг. так и не смог выветрить молдавское самосознание в Бессарабии. И в новейшее время оно выветривается с огромным трудом - порядка 80% (а по некоторым опросам и свыше 90%) жителей Молдавии по-прежнему отказываются считать себя румынами. Тем не менее, в современной Молдавии проявления молдавского самосознания преследуются постоянно, хотя полностью приглушить их не удается. Плюс к тому наличие ПМР как оплота молдовенизма - кость в горле ползучей румынизации Бессарабии.
Вообще это очень трагичная история. Даже малороссы - народ небесталанный - поддаваясь зомби-пропаганде "украинства" - применяют свои таланты во зло. Что уж говорить о румынах, которые талантливее всех соседних народов на порядок! Когда румын как представитель своего этноса с древнейшей и богатейшей культурой превращается в румына как представителя прозападной политической нации, это вызывает в конечном счете раздвоение сознания, истерию, нервный срыв - ситуация, очень частая в истории Румынии ХХ века. С моей точки зрения, румынская культура второй половины XIX и тем более ХХ века - это череда попыток великого импульса преодоления травмы румынизма эпохи Кузы. Все великие творцы румынского народа, его гении, на которых так богат был ХХ век, от "Сэмэнэторула" (аналога нашего правого народничества) до эпохи Нае Ионеску и Элиаде, обращались к исконной румынской традиции, смывая налипшую грязь национал-либерального румынизма, но - увы! - до логического конца так и не дошли. Над ними все еще витал гипноз "латинитас", тот самый гипноз, из-за которого Ионеску отказывался прямо встать на борьбу с Йоргой. Только вдумайся! Против творца национал-либерального румынизма Йорги у самого профессора Ионеску не поднималась рука! Он уподоблял Йоргу "пьянице и мерзавцу, у которого в руке чаша с Причастием" - имея в виду под чашей доктрину румынского национализма... Молодежь пошла дальше Ионеску - двое гвардистов все-таки застрелили Йоргу в 1940 г., и эти выстрелы должны были убить и национал-либеральный румынизм, но этого не случилось - через полгода гвардистское возрождение будет растоптано Гитлером и Антонеску...