Читаю купленную в Англии книжку Сепира о Джордже Макдональде. В отличие от множества ерунды вроде фрейдистских или юнгианских интепретаций Макдональда, здесь автор отказывается смотреть на великого писателя через очки какой-либо более поздней концепции и рассматривает Макдональда именно как, во-первых, мистика и визионера, во-вторых, наследника романтизма Новалиса и Гофмана. Отдельно рассматриваются причины резкого разрыва Макдональда с кальвинизмом и вообще с любыми протестантскими сектами. Рассматривается его учение о грехе и аде, очень сходное с православным и резко отличающееся от католического и протестантского формализма.
Из прозы Макдональда автор сосредоточил внимание на раннем "Фантастесе" и поздней "Лилит". Оба романа Макдональд написал очень быстро, месяца по два на каждый, причем "Фантастес" он даже не исправлял, оставил в первой редакции (в то время как "Лилит" переписывалась пять раз - оказывается, все пять редакций позже были изданы филологами). Сепир очень осторожен в интерпретациях "Фантастеса", не желает навязывать Макдональду каких-либо высосанных из пальца толкований и подчеркивает, что при написании романа на одном дыхании 34-летний автор просто не мог сознательно вкладывать в текст все те коды, которые потом будут пытаться расшифровывать литературоведы. Про "Лилит" я еще не дочитал.