Каким должен быть образцовый русский?
Среди сограждан развернулась дискуссия о том, каким должен быть образцовый русский человек. Позвольте внести в дискуссию свою скромную лепту.
Во-первых, образцовый русский — это РУССКИЙ НАЦИОНАЛИСТ, то есть человек, ставящий интересы русской нации превыше интересов других наций, а также прилагающий все усилия для обретения русской нацией политической, экономической и информационной субъектности (что, собственно, и превращает аморфный «народ» в конкретную «нацию»). Само собой, что русский человек может ставить на первое место интересы украинской нации, балтийских, кавказских, среднеазиатских народов или даже абстрактного «цивилизованного мира», но вряд ли нам стоит приводить такого человека в пример. Русский, испытывающий отвращение к русскому национализму и русской нации, является или больным (и тогда его надо лечить посредством просвещения, увещевания и цивилизованной дискуссии), или же нерусским, зачем-то пытающимся прикрываться славным русским именем.
Во-вторых, образцовый русский — это ИНТЕЛЛИГЕНТ, то есть человек, имеющий высшие духовные интересы и регулярно занимающийся умственным трудом. Русский человек при этом может работать на заводе или в шахте, но если после смены он не идет пить водку и заниматься развратом, а открывает томик Ключевского, пылая интересом к истории, культуре, науке — всему, что больше нашей повседневности и что требует умственного усилия — то мы можем сказать, что этот человек старается вести интеллигентный образ жизни. Отдельно следует заметить, что относительно небольшая банда престарелых похотливых евреев, захвативших славное имя русской интеллигенции, ни к русским, ни тем более к интеллигентам никакого отношения не имеет. Зато к интеллигенции, скорее всего, имеете отношение вы, дорогой читатель — поскольку тратите свое время на чтение сайта, где нет ничего про модные прически, 10 способов соблазнить девушку, выгодные тарифы и предложения, но есть множество текстов про русскую культуру и историю.
В-третьих, образцовый русский — это ГУМАНИСТ, ЛИБЕРАЛ И ДЕМОКРАТ. Вся классическая русская культура проникнута болезненным вниманием к человеческой личности и ее внутренним переживаниям, безмерным уважением к конкретному человеку — что и составляет суть гуманистического мировоззрения. Отсюда же вытекают и либеральные убеждения — то есть вера в незыблемые права личности, на основе каковых незыблемых прав и должно покоиться общественное устройство. Наконец, из прав личности логично проистекает приверженность демократии — политической системе, базирующейся на свободном и осознанном выборе гражданином политических представителей, выражающих его интересы. В прежние времена образцовый русский мог быть монархистом, верящим в свой безоговорочный долг перед ниспосланным Господом монархом, но после известных событий 1917 года монархизм из политических пристрастий превратился скорее в пристрастия стилистические, ибо всерьез восстановление абсолютной монархии сегодня не обсуждают даже самые закоренелые мечтатели.
В-четвертых, образцовый русский — это РЕАЛИСТ, ибо жизнь в суровой северной стране приучила наш народ следить не за словами, но за делами. Критический реализм — сердце нашей литературной традиции, которая, в свою очередь, является сердцем нашей национальной культуры. Склонность к коммунизму, мистицизму, аффективной религиозности и вере во всевозможные мессианские идеологии и способы решить все и сразу — от прихода Мессии до перестроечной программы «500 дней» и путинского Хитрого Плана — явный признак повреждения национального культурного кода. Образцовый русский помнит о том, какие жестокость и безумие посещали нашу землю в прошлые века, и потому смотрит на жизнь сурово и трезво.
В-пятых, образцовый русский — это ЕВРОПЕЕЦ, поскольку древнегреческая философия, древнеримское право, византийская христианско-государственная традиция, просвещенный абсолютизм и европейский гуманизм сформировали саму суть нашей нации, не имеющей в своей основе ничего азиатского. Образцовый русский ощущает себя органичной частью европейской цивилизации, а вопрос о «цивилизационном выборе» для него столь же нелеп, как предложение выбрать себе другую мать. При этом рассуждения на тему «русские и Европа» являются несомненным признаком принадлежности к европейской цивилизации, ибо в Китае или Японии общественные дискуссии «Являемся ли мы частью Европы?» очевидно абсурдны. В то же время все европейские нации ужасно любят рассуждать на эту тему — см. сочинения про «Особый немецкий путь» (Deutscher Sonderweg), а также огромный корпус текстов «Мы, англичане, и этот загадочный, враждебный нам Европейский континент».
В-шестых, образцовый русский ПОЗИТИВНО ОТНОСИТСЯ К ПЕРИОДУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, поскольку в это время наша национальная культура достигла высшей степени своего развития, породив гениев и пророков, на которых мы ориентируемся до сих пор. Период Российской Империи — это ларец с сокровищами предков, из которого наша нация будет черпать вдохновение и утешение даже и через тысячу лет. К советскому же периоду образцовый русский относится негативно, поскольку всё то, что составляет суть русскости — национализм, интеллигентность, гуманизм, реализм, европейство — было особо жестоко и особо цинично попрано в Советском Союзе (начиная от создания нацреспублик, массовых репрессий, водочного материализма и тоталитарной диктатуры, и заканчивая безумными обещаниями построить коммунизм к 1980-му году, в каковые обещания требовалось верить под угрозой наказания).
В-седьмых, образцовый русский ПОЛОН ТИХОЙ СВЕТЛОЙ ГОРДОСТИ ЗА РУССКУЮ НАЦИЮ, русскую культуру и русскую историю. Это не крикливый базарный национализм малых народов, стремящихся сорвать глотку, лишь бы их заметили, но твердое спокойное осознание своей принадлежности к одной из величайших наций в истории, что прославилась как высочайшей европейской культурой, так и громкими военными победами, и потому не нуждается в излишней рекламе. Попытки очернить русскую нацию, русскую культуру и русскую историю («Гоголь был тайным казаком Веркой Сердючкой, вы все пьяные крепостные рабы, отдайте исконно украинскую Кубань!») образцовый русский воспринимает с ледяным презрением. После чего по возможности прилагает усилия, чтобы сжить очернителей со свету.
Конечно, можно сказать, что лишь малая часть нашего народа соответствует этим критериям, но так на то и приписка — «образцовый». Думаю, что образцовых англичан, образцовых французов или там образцовых американцев не так уж много (можем ли мы назвать, например, президента Обаму «образцовым американцем»?). Скорее, приведенный выше список критериев — тот идеал, к которому следует стремиться, который следует претворять в жизнь как посредством самосовершенствования, так и посредством пропаганды среди других русских.
Несомненно, что найдется немало граждан, попытающихся дополнить этот базовый список своими соображениями и уточнениями, и несомненно, что расширение этого списка может идти до бесконечности — поэтому я обозначил в нем лишь столпы, основополагающие принципы, исходя из которых можно оценивать другие, частные случаи, явления и стремления, не имеющие общерусского значения.
В связи с высказанными мной соображениями о качествах образцового русского поступили возражения, что образцовый русский в таком виде предстает рохлей-слюнтяем, который сидит и гуманизмом по подъездам занимается. Граждане очевидно не понимают, что гуманистическое мировоззрение предполагает также обрушение "наказаний яростных" на тех, кто пытается остановить движение человечества к вечному миру, всеобщей любви к ближнему и общечеловеческому братству. Причем под лозунгом "для вашего же блага". Например, с точки зрения гуманиста, Чечней должен управлять русский генерал-губернатор исключительно для блага самих же чеченцев, поскольку тейповая структура чеченского общества не предполагает на данном этапе возможности создания устойчивого демократического общества. Или что Украина должна быть оккупирована и аннексирована, поскольку украинцы занялись массовым уничтожением своих сограждан и потому потеряли право управлять своей судьбой, опустившись в средневековое варварство с массовыми сожжениями. Даже к США у гуманиста могут возникнуть вопросы - например, по результатам "гуманитарной интервенции" в Ираке, которая оказалась вовсе не гуманитарной. За такое разрушение региона в пыль неплохо кому-нибудь из высшего американского руководства и присесть, посидеть, отдохнуть в Гааге.
Само собой, что для наведения гуманистического порядка у гуманистов должны быть силы и средства - и тут к гуманизму логичным образом подключается национализм, проповедующий всемерное усиление и процветание собственного национального государства, дабы гуманисты русской нации с максимальной мощью несло добро, любовь к ближнему и права человека в тротиловом эквиваленте по всему Земному шару. "Мы русские, мы либералы и гуманисты, собрать все деньги и отдать нам, мы будем вам наносить добро и причинять демократию". Также естественно, что русские гуманисты должны жить очень хорошо, чтобы своим примером достатка и процветания показывать всей планете выгодность гуманистических идей - и потому внутреннее развитие России для русского гуманиста не менее важно, чем внешнеполитическая мощь. Мы будем жрать пирожные и гонять на "Феррари" не ради себя, но ради наглядной демонстрации всему миру всепобеждающей силы гуманистических идеалов. Нам, может быть, вовсе и не хочется пирожных с "Феррарями" , но... надо, человечество плачет, лучшего будущего просит.
Наконец, интеллигентность предполагает ДОЛГУЮ ПАМЯТЬ, на поколения вперед, ибо интеллигент живет в пространстве исторического времени и может планировать события за горизонтом своей физической жизни. Наличие у русских гуманистов долгой памяти заставит прочие, менее гуманные народы, трижды подумать, прежде чем связываться с русскими, обеспечив своему потомству проблемы на три поколения вперед. Нынешняя историческая амнезия в отношении даже недавних событий (например, чисток русского населения в Чечне), показывает, что с народом, отрицающим интеллигентность, можно делать всё, что угодно - все равно через 10 лет забудут. Поэтому наличие интеллигентных людей с долгой памятью как дееспособной социальной прослойки - это очень, очень важно.
Ну а ощущение себя частью Европы означает и получение морального права на вмешательства в дела Европы на правах члена семьи. Мы русские, и как европейцы мы считаем, что Европе не нужен ЕС с центром в Берлине. Как русские европейцы мы полагаем, что Европе нужен Гуманистический Союз с центром в Москве, со штабом в Кремле. Состав руководства Гуманистического Союза: президент гуманистов - Иванов, министр иностранных дел гуманистов - Петров, министр обороны гуманистов - Сидоров. Конечно, немцы на это попытаются возразить, но мы, русские европейцы, вежливо им напомним об особом немецком пути (т.н. "зондервеге"), особой немецкой духовности, про которую еще Гитлер писал, и прочих немецких особенностях, из-за которых Германия недостаточно европейская для центра силы Европы. А русские - достаточно.
Из национализма, интеллигентности, гуманизма и европейскости можно вывести еще множество важных следствий, но первоначальная реакция публики показывает, что люди настолько затюканы Шендеровичем и "Антимайданом", что разучились говорить на общепринятом для всего Запада языке ("В рамках мероприятий по поддержке демократии и прав человека Соединенные Штаты увеличивают оборонный бюджет на 10%..."). Но ничего, это дело поправимое, ибо Шендерович и "Антимайдан" - временное, а русская нация и гуманистические ценности - вечное.