На примере саамов - но тут же оговариваясь, что сказанное применимо ко всем народам мира - Владимир Соловьев в своей традиционалистской по духу работе "Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки" (1890) пишет (нойды - саамские колдуны-шаманы):
"Если бы лопари были поставлены в другие географические и исторические условия, из их нойд выработались бы пророки и мудрецы. У маленького, разбросанного по ледяным равнинам народца представители его национального духа, его лучшие люди выродились в колдунов или, точнее говоря, остались на степени колдунов. Пророки суть носители народного идеала, более других людей им проникнутые, воплощающие его до некоторой степени в себе и показывающие его другим. То же самое должно сказать и о колдунах, которые отличаются от пророков только односторонним и низменным характером того идеала, который они воплощают".