Обычное словосочетание православной молитвы "во веки вековъ" и "во веки векомъ", на первый взгляд не несет никакой семантической разницы. Однако если мы внимательно прислушаемся к этому в общем очень и очень простому словосочетанию, то уловим принципиальное различие, той позиции, с которой произносится молитвословие. В первом случае есть "векъ вековъ", во втором "векъ векамъ". Сам этот "большой векъ" и "малые веки" в общем по семантике не отличаются. Но в первом случае, большой векъ слагается из малых, а во-втором малые как некие фракталы разворачиваются из большого. Первый взгляд - это взгляд "снизу вверх", от творения к Творцу, второй "сверху вниз" от Творца к творению. В этой перспективе заключается отличие до-раскольного обряда от пост-раскольного в целом.
Дело в том, что тоже самое отличие в позиции вопрошания мы находим и в перстосложении. Когда крестное знамение совершается тремя перстами, а два скрываются за ними, в точности в той же последовательности как за неотмирной и полностью апофатической для ветхого времени Троицей скрывается грядущая в однонаправленном времени, и еще нереализованная двойная природа Христа. В протиположность до-раскольная Традиция утверждает двуперстием Бого-человечество, как свершившийся во времени и утвержденный отъ и въ Вечном факт.
Направление крестного хода "по солонь" или слева направо также подчеркивает движение за Христом, тогда как в пост-раскольной Традиции мы видим акцент на движении "встречь Христу". В первом случае ход возглавляет сам Спаситель, во-втором - люди, идущие к Нему.
До-раскольное начертание на верхней перекладине православного креста I.X.Ц.С. - Исусъ Христосъ Царь Славы, подчеркивает Божество Спасителя; тогда как пост-раскольное "Иисус Христос Царь Иудейский" делает акцент на человеческом чине Сына Божьего.
Подводя итог, мы можем сказать, что в целом все изменения, которые возымели силу после реформ Никона, никак не затрагивая самого Предмета веры, формально легитимизировали уже актуально существующие изменения самой Священной Традиции, в которой произошла подмена "взгляда сверху", взгляда на временное с позиции Вечного, на полную противоположность. Так сама Традиция постепенно превратилась в "обычай и немногим более того", став "слишком человеческой" и еще одной формой воззрений, наряду со многими другими, "точкой зрения", а не квинтэссенцией жизни человека и бытия народа в целом; концептом разума наряду со многими другими его концептами, утратившим связь с сердцем, средоточием своих Энергий начало которых во Вне-временном. Но... не для всех конечно-же...