mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья Александра Иванова "Сверхманифестационизм"


Новая статья Александра Иванова "Сверхманифестационизм"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Макс Мюллер, описывая актуально существующую «языческую» индоевропейскую традицию Индии, и характеризуя ее как целое употребляет термин «генотеизм». Суть его сводится к тому, что непросвещённые философскими спекуляциями жители индийских деревень в своей непосредственной культовой практике почитают одно-единственное божество. То, которому покланялись их предки, и которому посвящен храм в той местности, где они проживают. Вопрос, касающийся «иных богов» попросту не ставится. Все это примерно соответствует восприятию Сакрального в русской глубинке, где еще в середине прошлого столетия смиренно замечали: «Бог один, а вера разная»; при этом под «верой» подразумевается не предмет веры, как таковой, а ее внешнее обрядовое выражение.

Там, где мы встречаем родословие богов (Гомер, Гесиод, Брахманы и Упанишады), речь идет не о культовой практике, но литературной традиции; либо попытке создания специфической теологии, как фундамента некой универсальной схемы, нивелирующей в себе отличия различных культов. Другими словами, с тем, что собственно и определяется термином «языческое многобожие» или в лексике отцов церкви — «эллинство». Что оказывается довольно поздним явлением, напрямую увязанным с упадком Традиции, и попыткой ее вторичного переосмысления.

Одним из фундаментальных понятий в индийской теологии является «карма», под которой подразумевают обычно закон причинно-следственных соотношений. Собственно, в освобождении от этого все-довлеющего закона и состоит цель мистериальной практики различных школ индуизма. Карма - причина цепи перерождений, «Колеса Сансары». Так происходит потому, что в тотально обоженном творении смерть невозможна, возможна только метаморфоза, смена формы. Как неоднократно подчеркивал Е.В. Головин: «Ни египетская, ни греческая религия не знали таких понятий, как «начало», «конец» и «смерть». Но вся суть в том, что сколько-бы и какие-бы учителя не вещали об этом, каждый индус знает, что она есть. А также знает и то, что она ужасна и неотвратима. Православие в этом смысле куда, как более правдивая Традиция... Но здесь нас интересует вот какая параллель. По сути Карма повторяет т.н. «катабазис» — постепенное и безвозвратное увязание в грехе, свойственное традициям авраамизма. И если для индуса проблема преодоления этого дефекта человеческой природы переносится на неопределенное количество еще каких-то жизней; то для тех, кто не ставит знака равенства между мiром и Абсолютом (между болезнью, страданием, несовершенством — с одной стороны; и Богом — с другой), этот вопрос требует разрешения «здесь и сейчас».

Праиндоевропейская перспектива позволяет осмыслить «карму» иначе. «В латинской огласовке, — пишет Ю.Н. Стефанов, — это „carmen“: песня, напев, стихи, поэма, изречение оракула, пророчество, заклинание, магическая формула, присяга, клятва. По-русски — это „чара“, „чародейство“, волшебный заговор; тоже и по-французски („Charmes“, „Чары“ — название стихотворного сборника Поля Валери). Карма, кармен, чара — сила слова, перед которой склоняются не только стихии, демоны, люди и все бессчетные миры, но и сами боги. Не призыв ли ко всемогущей чаре-карме звучит в известном присловье „чур, чур меня“? И снова та же двойственность, полярность смысла, как и вышеприведенных примерах: чураться — страшиться, сторониться, ибо карма — вне человеческих представлений, она чудовищно страшна. Мериме, как мне кажется, вовсе не случайно назвал свою роковую героиню Кармой, Чарой, Карой».

У Иллича-Свитыча мы находим несколько реконструкций ностратических праоснов, представляющих непосредственный интерес для темы, которую мы желаем здесь рассмотреть. Он определяет понятие «холм, скала», через алтайское *kira (холм, берег, край), дравидское *kar(а) (берег, край), семито-хамитское *qr (скала, гора, холм), индоевропейское *ker (скала, камень). Что в его же реконструкции напоминает праосновы, обозначающие черный цвет — алтайское *kara, дравидское *kar-, семито-хамитское *kr-, индоевропейское *ker-s-.

Также и основа *man, служит обозначением для очень обширного семантического круга — «человек», «мысль». В целом наиболее подходящим оказывается нижнебретонское определение menhir’а. «Менгир» — грубо обработанный камень, поставленный вертикально. Простейший памятник т.н. мегалитической культуры. Камень — как символ наиболее плотного и наименее живого, одухотворенного уровня мироздания, в культовом выражении соответствует индоевропейскому понятию человеческой природы вообще, как «земной» (латинское homo и humus, литовское zhmones и zheme), и смертной (греческое brotos, санскритское mr-ta-).

Возвращаясь к семантике, подмеченной Ю.Н. Стефановым, мы можем сейчас добавить, что вся эта чудовищная тяжесть смертности, кармической обреченности, которая в культовом символическом выражении кодифицируется образом «черного камня» или «скалы», выступает в то же самое время как некая «за-чарованная» реалия, плод темного колдовства, и, в конечном смысле иллюзия. Но так может быть только в одном случае. А именно в том, что даже этот предел «плотности» мiра о-Божен. Если человек не покидает свое тело, как некую оболочку и никчемный прах, а несет ее с собой в Вечность. Если то, что мы не понимая называем «духом», либо «душой» навсегда соединена с «камнем» — телом; а разделение на то и другое мыслится, как условность. И именно такое положение вещей мы застаем в Православии. Именно она, эта Традиция настаивает на слиянии Бога и мiра, в невыносимой тайне о-Божения самого нижнего, плотного, черного... Что концептуально мы можем определить, как «сверх-манифестационизм».

http://austrasia.ru/news/31/57/sverhman … onizm.html

0

2

Прошу Ивана Черного и Каждана здесь отметиться.

0

3

Здесь надо в ответ статью писать, или большой комментарий (это время). Крайне нужно.

0

4

Вот из жж скомпилировал и отредактировал тезисно.

В Теле Христа (или в единой природе Бога Слова воплощенной) общая человеческая природа, но это не означает, что каждый человек является членом Тела Христа. Это то, что позволяет каждому человеку (а в каждом человеке тоже общая человеческая природа) стать членом Тела Христа. Единая природу Бога Слова воплощенная общей человеческой природой не называется. Она "включает" в себя человечество вообще, то есть, общую человеческую природу, не в любом смысле. Это является предпосылкой для того, чтобы все люди могли соединиться с единой природой Бога Слова воплощенной в таинствах.
Плоть Христа ипостасно едина с божеством. Мне думается, одного этого обстоятельства достаточно для того, чтобы отказаться от коллективного понимания природы (в обсуждаемом контексте). Скажем, участие верных в Таинствах не ведет к их ипостасному единству с божеством, обычно слово "причастие" употребляется. участие в Таинствах ведет к причастию верного ко Христу, к теснейшему единению верного и Христа - и телесному в том числе, но вот все равно - участие это не приводит к ипостасному единству верного с божеством. Только Плоть Искупителя ипостасно едина с божеством. Вот слова прп. Феодора Студита: «Если бы Христос не означал кого-то конкретного (лицо, ипостась), но обозначал бы человека вообще, как вы говорите, то Он не отличался бы от другого лица (πρόσωπον)» (Антирретик, III, 1, 21; 400В). Прп Иоанн Дамаскин: «а равно (воспринял Он) и не то естество, какое созерцается в (целом) роде, ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества».
Впрочем, преп. Иоанн Дамаскин говорит о «тождественности» природы рода и индивида», но очевидно, что соотношение между ними не как между частью и целым. Это одно и то же естество, но в первом случае с присовокуплением ипостасных особенностей всех человеческих ипостасей, а во втором случае с присовокуплением идиом одного индивида.
Бог Слово воспринял общее естество с присовокуплением идиом одного индивида, то есть, общее естество с индивидуальным способом существования.  Восприятие общей природы в смысле природы рода -- абсурд, так как означает восприятие природы всех людей. Неправильно понимать, что Христос воспринял чел. естество во всем роде (т. е. так, или иначе, всех людей), но правильно понимать, что он восприняв это же естество, реализовал его в индивиде (Самом себе). У Дамаскина же говорится, что природа, усматриваемая в индивиде, и природа, усматриваемая в роде -- одна и та же, но реально (субстанциально) она существует только в индивидах. У Дамаскина говорится о трех способах созерцания этой природы: 1) природа, усматриваемая в абстрактном понятии "рода", который мы получаем путем обобщения сущностных признаков, наблюдаемых в ипостасях, 2) природа, усматриваемая в индивидах одного рода, 3) природа, усматриваемая в одном индивиде. Реально существует природа во 2-ом и 3-ем случае. Таким образом, когда говорится о восприятии общей природы, то есть два варианта восприятия реально существующей природы: природы рода как совокупности индивидов, объединяемых этим родом, и природы рода, созерцаемой в одном индивиде (но не такой, которая существовала сама по себе прежде, а такой, которая осуществилась в Ипостаси Логоса). "Ипостась- это некая сущность со свойствами, присутствующими в отдельном индивиде, а вид (род) - это сущность со свойствами, присутствующими во всех индивидах." Из этого прямо следует, что природа в индивиде и в виде -- одна и та же (причем, речь идет о 2-ом и 3-ем пунктах Дамаскина). Из чего прямо следует, что "восприятие сущности во втором смысле будет означать восприятие всех ипостасей вида". Природа существует только с ипостасными идиомами. Поэтому нельзя воспринять некую "чистую природу" (это абстрактное понятие), но только конкретные плоть и кровь. Экзистенциально существуют только ипостаси.
Это, конечно, совершенно верно. Но и сущность рода реальна, как усматриваемая в индивидах. Реально существует вид (род), как все ипостаси, в которых путем абстрагирования от ипостасных идиом усматривается общая природа. Посему-то восприятие природы, усматриваемой в виде есть восприятие всех ипостасей вида (рода).
Даже о восприятии Спасителем человеческого рода говорить не приходится, а восприятие других родов и вовсе безпочвенно. Природа не обожествлена, поскольку сама по себе (без ипостасных особенностей) это факт тварности. Как таковой, он неизменен (см прп Максима Исповедника). Обожествлены священные ипостаси по способу существования, а не по природе. В злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху.

Отредактировано Иван Чёрный (2015-11-06 07:25:52)

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья Александра Иванова "Сверхманифестационизм"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно