СВЯТЫЕ ДРЕВНОСТИ ОЛЬХОНА
Автор: Тиваненко А. В.
Источник: Древние боги Байкала. - Чита, 2012. - С. 103-109.
В проблеме «курыканы — якуты — западные буряты» присмотримся к Ольхонскому краю повнимательнее. С курыканами вроде бы все ясно. Существование мифологического представления о далеких предках якутов и бурят, о якобы едином общеплеменном месте захоронения умерших предков, вероятно, не подлежит сомнению, хотя и нуждается в логическом обосновании.
Попадая на Ольхон, поражаешься не только наличию большого числа археологических памятников данного района, прежде всего могильных, но и какому-то трепетному отношению к ним местного бурятского населения. Неким ранее обитавшим здесь «хара-монголам», или «монголам-бурханам», приписываются типично курыканские каменные стены (городища) и наблюдательные вышки, называемые «шулуун монгол шибээ» — «каменные монгольские крепости», а также особо большое число древних некрополей.
Оригинальный культ«монгол-бурханов», вероятно, подтверждает этнологическое родство бурят с предками-курыканами, либо является живым продолжением ранее бытовавших религиозных традиций.
Согласно шаманской мифологии, «монголы-бурханы» («хара-монголы», «шара-монголы», «ута-монголы» и др.) являлись коренными жителями Прибайкалья. Затем при появлении белой березы они либо откочевали в отдаленные места, либо заживо похоронили себя под каменными надмогильными сооружениями. Души умерших превратились в духов-хозяев тех мест, где стояли их юрты и располагались кочевья. Поскольку, мол, населения было много, то, естественно, и «хозяев» много: они составляют как бы целое сословие мелких территориальных духов. В этой связи ольхонские буряты перед постройкой новой юрты обязательно испрашивали разрешения у духа «монгола-бурхана» и делали ему жертвоприношение. Некоторые духи считаются очень свирепыми, злыми, посылают болезни, умерщвляют скот и детей, топят в море и т.п., требуя постоянных жертвенных даров. Самые жестокие духи «монголов-бурханов» обитают на берегах Малого моря, там, где находится страшный вход в подземно-подводное царство мертвых.
Вообще-то, нужно сказать, что культ «монголов-бурханов» особенно распространен среди кудинских, верхоленских, ольхонских и байкало-кударинских бурят, но важно то, что он географически совпадает с границами бывшего государства ку-рыкан, причем объектами почитания являются исключительно курыканские памятники. В Баргузинской долине аналогичный культ существует по отношению к баргутам (эвенк. Корчихол-хори). В устье Селенги «монголы-бурханы» — это будто бы духи убитых в боях «монгольских» воинов. В старину, как писал Т.М. Михайлов, в каждой местности, в каждом улусе, «чуть ли не в каждой усадьбе» якобы находили места их захоронений, а посему молебны этим духам носили массовый характер. В Тункинской долине есть указания на связь местных некрополей эпохи средневековья с некими «китайцами».
Наиболее ярко культ «монголов-бурханов» бытует в Ольхонском крае, где имелся (наряду с Кудинской долиной в Приангарье) едва ли не основной центр курыканского государства, учитывая невероятное обилие памятников их культуры. Обширные некрополи у подножий береговых скал имеют свой культовый термин «олон далса» (букв. «множество прижатых»), в отношении ряда из них бытует развитая шаманская мифология. Так, считается, что в местности «Абзаев утуг» происходило сражение между двумя «хара-монгольскими» родами, и поэтому на огромном кладбище похоронены убитые представители рода эдигей. Оставшиеся в живых члены рода переселились нa берега Малого моря и ныне будто бы проживают в бурятском улусе Хурхудский. До сих пор, повторимся, нет удовлетворительного объяснения, почему из 542 изученных курыканских могил 468 (или 86,35%) находится только на берегах Малого моря.
Если район Приольхонья действительно мыслился как общеплеменное погребальное место курыкан, то вполне логично считать их кладбища священными заповедниками упокоения душ предков. И, вероятно, подобное мифологическое представление существовало, о чем, к примеру, свидетельствует такой отрывок из шаманского призывания «монгол-бурханам»: (Храброго нашего предка Местожительство — Байкал. Нашего племенного предка Родина — на Олъхоне.
Интересно отметить, что в шаманских легендах ольхонских бурят о духах-хозяевах местных урочищ почти постоянно присутствует тема о захоронениях «монголов». Например, существует объяснение о внезапном их «переселении» с острова на юг. То ли само божество грома Угутэ-ноин, то ли шаман Нагре-бо проявили инициативу, но решение о выдворении древних аборигенных жителей было принято. Проснулись «монголы» уже за Байкалом, оставив после себя каменные стены, могилы, маяки и т.п., которым местные буряты до сих пор приносят жертвы. Однако оказалось, что переселились-то не бренные останки, а только души умерших. Посовещавшись, Угутэ-ноин и Нагре-бо решили не трогать кости «иноверцев-богохульников». Мол, наступит время, когда скелеты сами уйдут в степи Монголии. Можно себе представить всю экзотичность картины, говорил мне местный краевед М.Н. Ревякин, когда в одно прекрасное утро предки «монголов» встанут из могил, и толпы скелетов, гремя костями, пойдут пешком по пыльным дорогам Байкала вслед за своими душами. Есть, впрочем, легенда о том, что в знаменитой Шаманской пещере у села Хужир жил сам Гэгэн-бурхан, повелитель монголов. Но нужно было случиться тому, что этот же остров понравился его брату — Хан-hото-баабаю. Долго шла борьба между братьями, пока не решили расстаться с миром. Для этого они условились наполнить чашки землею, и, если у кого за ночь она сделается красной, тому остаться на Ольхоне, а другому откочевать на новое место. Желание Хан-хото-баабая было столь сильным, что он не поленился проснуться среди ночи и подменить чашки в свою пользу. Проснувшийся Гэгэн догадался о подлоге, но спорить не стал. Он отдал «монголам» распоряжение навьючить на верблюдов имущество и разбирать юрты. Следующей ночью во время сна все коренные жители Ольхона были чудесным образом переселены на южную сторону Байкала.
Если строго следовать древним китайским известиям о Байкале (времени курыкан) и его птице-китово-драконоподобных божествах, то последние размещаются информаторами в одном конкретном месте — на горе Бэйцзитяныуй («Небесный столб Северного предела»), находящейся на большом каменном острове посреди вод Северного моря. В другом месте летописного источника остров этот называют Шэшань («Змеиной горой») и пишут, что на ней водилось много пестрых птиц, которые слетались в огромные стаи и своими крыльями будто бы застилали солнце. «Это было величественное зрелище!» — восклицали очевидцы-рассказчики.
Таким значительным по площади каменными островом посреди вод озера Байкал является Ольхон, где до сих пор очень ярко сохранился культ Шубуун-нойона (Хан-Хутэ-баабая или Ихэ-Шубууна) — великого орла, считавшегося духом-хозяином острова и владыки всех прибайкальских орлов, и живущего, якобы, в пещере Бурхан. Есть выражение Щубуун-ноёд («птицы-нойоны») — групповое название орнитологических предков нескольких поколений шаманов Ольхона. О них говорят, что эти шаманы имеют «шубуун-удха» — «птичье происхождение». Но эти шаманы считаются самыми «сильными» среди всех существующих в Сибири, Центральной Азии.
Есть одна старинная шаманская легенда о трех беркутах. Сойдя с неба на землю, пришельцы чудесным образом воплотились в хозяина Ольхона и вновь родились в прежнем облике, став царственными птицами горных вершин острова. По другому варианту, блуждающих небесных посланников приютили Хан-Хутэ-баабай (Ута-Саган) и его бесплодная жена Саксагэ-саган-хатан. Их отец — царь птиц — был огромных размеров орлом и вечно сражался с многоголовым ядовитым змеем, выходящим из глубинной бездны Байкала.
То, что орлы почитались хоринцами в качестве царственного тотемного предка, подтверждает шаманское молитвенное призывание Хан-Хутэ-баабаю, записанное С. П. Балдаевым у байкало-кударинских бурят:
Происхождение наше,
Зарождение наше,
Хозяин острова Ольхон.
Собственное имя Ваше —
Хан-Хута — Отец.
Угэтэ — госпожа мать,
Прозвище Ваше.
Птица Большой начальник,
Шомшор Большая госпожа.
Одним из мифологических представлений о Хан-Хутэ-баабае является указание на связь его с загробным миром. По одним вариантам легенд, это был сын Гужир-тэнгри — брата и заместителя владыки преисподней Эрлен (Эрлиг)-хана. По другим вариантам — это родной брат Эрлен-хана и даже его заместитель по загробному миру. В его распоряжении находилось 3 призрачных дворца и 33 присутственных места, так называемые «ноёни суглан», в которых Хан-Хутэ-баабай со своими помощниками разбирал дела человеческих душ и решал их участь: вернуть ли к больному телу и бренному бытию или отправить в загробный мир Эрлен-хана.
Т.М. Михайлов считал, что божественный орел Хотой был одним из главных лиц в шаманском пантеоне курыканского населения Прибайкалья, ибо под этим же именем его образ сохранился и у якутов. Когда китайские послы попали на берега Байкала, они, конечно же, увидели культ священного орла-тотема во всем блеске и великолепии. И это понятно, поскольку истоки культа зафиксированы археологами еще у племен эпохи бронзы — раннего железа, и эта царственная птица почиталась всеми тюркоязычными народами Алтае-Саянского нагорья. На озере Байкал амулет в виде головки орла из рога был найден мною при раскопках погребения конца каменного века. Между прочим, древний рисунок «птицеобразного» шамана с бубном и колотушкой, находящегося в состоянии ритуального танца, был мною же найден у входа в пещеру Бурхан, считавшуюся жилищем птицеобразного хозяина Ольхона.
В непосредственной близости от шаманской скалы с пещерой имеется и шаманская роща, в которой издавна сжигали умерших шаманов, и богатая коллекция ритуальных предметов в экспозиции музея пос. Хужир была собрана здесь. В частности, с этой шаманской рощей связаны имена самых «больших» умерших жрецов (напр., с т.н. «древними хородутскими шаманами»), а гнездящиеся на деревьях орлы — это не что иное, как их души.
Археология свидетельствует об исключительной древности культа мыса Бурхан. Еще Л.П. Хлобыстин в 1964 году впервые отметил, что древние жертвенные приношения от каменного века до наших дней встречаются компактными скоплениями на весьма ограниченной территории (хорошо видны они и сегодня). В 1972 году здесь же было обнаружено крупное кладбище людей каменного века, но были ли они шаманами — определить затруднительно. Ясно одно: в древности соплеменников хоронили не где попало, а на особых святых местах, и таким местом, конечно же, являлся эффектный мыс Бурхан (Шаманка) на Ольхоне. Причем, если реконструировать это святое место, то оно уже в каменном веке состояло из большого числа самых разнообразных культовых памятников: пещер, наскальных рисунков, жертвенников, могильников, алтарей и пр., что позволяет считать его, пожалуй, самым крупным и особо почитаемым шаманским объектом на берегах Малого моря. К эпохе курыкан оно уже бесспорно считалось главнейшей святыней Байкала, где «размещались» самые значимые духи-хозяева всей акватории Северного моря.
Однако я склонен полагать, что не нынешний мыс Бурхан с его пещерой и древним некрополем считался мифическим входом в потусторонний мир. Весь вопрос, кажется, в Малом море. Я уже говорил о том, что только на его скалистых берегах размещено абсолютное большинство курыканских захоронений. Как показали археологические исследования, оказывается, некоторые некрополи совпадают территориально с более ранними по возрасту — родовыми кладбищами людей бронзового и даже каменного веков. Расположенные в устьях впадающих в Байкал рек, эти некрополи, безусловно, как и курыканские, подчинялись некой религиозно-мифологической идее, согласно которой, Малое море могло мыслиться местом упокоения душ умерших предков. Почему это было связано с Байкалом, выясняется из внимательного анализа шаманской мифологии аборигенных народов Прибайкалья.
http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=98785