А теперь - внимание! Емельянов, двадцать лет занимающийся изучением понятия "ме" в жизни шумеров, нашел у него ностратическую этимологию.
Vladimir Emelianov
Теперь рассмотрим одно шумерское словечко. А именно, me, которое пишется знаком ME, который также читается men2. И сопоставим с данными базы "Вавилонская башня". Вопрос to George Starostin будет звучать так: является ли шумерское me глобально-этимологическим или нет?
ME(N) = "мужская потенция", "мужчина", "желание", "достоинство", "жизнь", "полнота сил, расцвет", "обряд", "слово, приказ", "молитва" (Емельянов, 2009, 60-66).
(т.е. путь от мужского тела и потенции через желание к самовыражению в действии и слове)
Proto-IE: *men-, *mnā-
Nostratic etymology: Nostratic etymology
Meaning: to think
Tokharian: A mnu, B mañu (PT *mäñäu-) 'desire' (Adams 437)
Old Indian: manuté, mányate, pf. mamne, mene, inf. mantum, ptc. matá- `to think, believe', caus. mānayati `to honour, esteem'; manati `to mention', aor. amnāsīt, ptc. mnāta-; manāyáti `to be zealous or devoted; to think', manāyú- `zealous, devoted', manīṣā́ f. `thought, reflection, wisdom'; mā́na- m. `opinion, notion, idea'; manas- n. `mind'; mánman- n. `thought, wisdom'; mantár- m. `thinker, adviser', su-mná- n. `benevolence, favour'; matí-, máti- f. `thought, design, intention'
Avestan: mainyeite `denkt', mąnayǝn `man könnte glauben', manah- n. `Sinn'; -maiti- `Sinn, Gedanke, Meinung'
Other Iranian: OPers mainyāhay; Haxā-maniš `von Freundessinn beseelt'
Armenian: imanam `verstehe'
Old Greek: pf. mémona, pl. mémamen, ptc. memaṓs, ipv. memátō `im Sinne haben, gedenken, streben'; *va. autó-mato- `aus eigenem Antrieb, von selbst geschehend'; ménos n. `Geist, Mut, Wut, Kraft, Drang', menoi̯nǟ́ f. `Vorhaben, Begehren'; mimnǟ́skō, -omai̯, aor. mnǟ̂sai̯, -asthai̯, p. mnǟsthē̂nai̯, pf. p. mémnǟmai̯ `erinnern; sich erinnern, gedenken, fur etw. sorgen, erwähnen', mnáomai̯, mnō̂mai̯ `sich erinnern, gedenken, sinnen'; mnǟ́mōn, -onos m., f. `Notar, Registrator usw.', mnǟ́mǟ `Erinnerung, Gedächtnis, Erwähnung', mnǟ̂ma n. `Andenken, Denkmal, Grabmal'
Slavic: *mьnētī, *mьnītь; *-mę̄nǭtī, *pā-mę̄tь
Baltic: *min-ē̂-, *miñ- (men-a-) vb., *min-s-l-iā̃, *man-s-l-iā̃ f., *min-ē̂- vb., *miñ-t-i- c., *men-a- c., *man-ī̂- vb., min̂-tl-ā̂, -iā̃ (2?) f.
Germanic: *man-, *mun-z-, *man-ō- vb., *min-ɵ-iō/*min-d-iō, *mun-d-i- adj., *mun-t=, etc.
Latin: meminī, -istī, -isse `erinnere mich, bin eingedenkt; denke daran; gedenke, erwähne'; minīscitur `prō remininīscitur antīquitus dīcēbātur' Paul. Fest. 122, comminīscor, -ī, -mentus sum `ersinnen, ausdenken, erdichten', ēminīscor, reminīscor, -ī `sich erinnern'; mēns (Enn. mentis), -tis f.`Denktätigkeit, Verstand; Denkart, Gesinnung; Gedanke, Vorstellung; Ansicht, Absicht'; mentior, -īre `lügen'; commentum `Lüge; Erdichting, Plan'; commentor `Erfindung'; monēre `mahnen, ermahnen, warnen, eingeben'; mōnstrum n. `Mahnzeichen, Weisung der Götter durch widernatürliches Ereignis'
Other Italic: Osk memnim `monumentum'
Celtic: *men-, *mon-, *menmen-, *mnto-, etc. > OIr do-moniur `glaube, meine', rō-mēnair `er hat überlegt', dia-ru-muinestar `für die er bestimmt hat'; cu-man `Erinnerung'; menme `Geist, Sinn'; der-met, -mat `Vergessen', foraith-met `memoria'; air-mitiu `honor', foi-mtiu `das Bemerken'; Cymr go-guno `geloben, wünschen'; go-fyn(n `verlangen, bitten, fragen'; mynnu `wollen'; co-f `Erinnerung', Corn govyn `verlangen, bitten, fragen'; mynnes, mynnas `wolen; Wille', mennaf `ich will', Bret guo-monim (gl.) `polliceri'
Russ. meaning: думать
References: WP II 264 f
Eurasiatic: *menV
Meaning: body
Altaic: *mḕnò (+ *meŋu 'whole, body')
Uralic: (*muŋkV)
Dravidian: *mēn-
Comments: Cf. *mänV.
References: ND 1434 *me(y)n̄U 'oneself, one's own, body' (Alt. + Drav. + scattered IE and SH, hard to distinguish from reflexes of *mänV 'man, person'). In fact the only distinguishing group here is Drav. So Alt. *mḕno may in fact reflect *mänV, and the root for body can be reconstructed as *meŋV (Alt. *meŋu, Drav. *mēn-)? Cf. ST *maŋ 'body' (and SC *HmVŋV 'corpse').
Proto-Afro-Asiatic: *(ʔV-)mVn-
Meaning: know, test
Borean etymology: Borean etymology
Semitic: *mVnVw- 'count; test, try' ~ *ʔVmVn- 'be certain, believe'
Western Chadic: *man- 'know'
Central Chadic: *ma/un- 'analyze' 1, 'understand' 2 ,'surely' 3
East Chadic: *min- 'warn'
Central Cushitic (Agaw): *ʔamVn- 'believe' (?)
Low East Cushitic: *man- 'mind'
Warazi (Dullay): *Hemen- 'see'
Borean (approx.) : MVNV
Meaning : to think
Eurasiatic : *manu
Afroasiatic : *man-
Sino-Caucasian : ST *ńV̄̆m 'mind, think'
Austric : PAA *mɨŋ 'hear' ( > PST *mVn?), PAN *maŋmaŋ 'stare, look', *nemnem 'think'
Amerind (misc.) : *ma(n) 'know, see' (R 412 *ma(k)); *muni 'see, look' (R 610) [+ A]; *mena 'wish' (R 859) [+ A K]
African (misc.) : Bantu *-màn- 'know'.
Reference : МССНЯ 339, ОСНЯ 2, 42-43, Peiros 1989, 1998, 223; GE 9 *mena (+ ?Khois., NiC, Kord., NS; dubious SC).
Hava Brocha Korzakova
Cosa nostra(ta)
Vladimir Emelianov
Она самая.
George Starostin
Во-первых, все зависит от того, какую форму мы берем. Если men- - исходный вариант me (но так ли это?), то, наверное, к какой-то из глобальных этимологий шумерское слово приписать можно. Однако перечисленные ниже формы на самом деле распределены по разным глобальным этимологиям, и у меня нет никакой уверенности в том, что условное *men- 'думать, знать' и условное *men- 'мужчина' или 'тело' имеют друг к другу какое-либо отношение, кроме случайного. Языки с такого рода полисемией мне неизвестны, и индуктивно думаю, что и в шумерском тут на самом деле смешано несколько разных слов (что с шумерским уровнем омонимии вполне естественно). Впрочем, мы, кажется, когда-то ровно об этом уже разговаривали.
Vladimir Emelianov
За 9 лет многое могло измениться.
Vladimir Emelianov
Кроме того, наличие в силлабариях таких соответствий me, как zikarum "мужчина" и duutu, laalu "потенция, желание", свидетельствует о том, что сами жители Месопотамии рассматривали эту основу как связанную с обоими компонентами - и мужчиной, и познаванием вследствие желания. Разве не следует прислушаться к авторам силлабариев?
Vladimir Emelianov
Я поясню свою позицию. Если шумеро-вавилонянам в начале II тыс. до н.э. казалось, что основа me одновременно связана с концептом "мужчина" и с концептом "желание, сила, воля" (откуда потом ментальные корреляты), то в основе их мышления была некая определенная конструкция, которая есть и в сознании современного человека. Иначе мы в наше время не пришли бы к тому же выводу, что и они. Это могут быть разные корни, но нельзя исключить общность ассоциации между ними. И следовательно - нельзя полностью исключать подобный же семантический переход. То, что подобный переход Вам на встречался, ничего в данном случае не доказывает. Вам (и мне) не встречалась и местоименная парадигма NG / Z. Это только подтверждает уникальность шумерского.
George Starostin
Здесь очень важно делать поправку на структурные характеристики языка. Если в языке много омонимов (например, возникших в результате действия фонетических процессов упрощающего характера), вторичные ассоциации между словами будут возникать непременно. В современном китайском, как известно, "четверка" ассоциируется со "смертью" из-за почти полного совпадения в произношении, но мы же не будем из этого сводить их к единому корню; и уж точно мы не скажем, например, что в каких-нибудь далеких языках мы можем спокойно сравнивать слова со значениями "четыре" и "умирать", потому что вот в китайском же они одинаковы.
Что касается последнего аргумента, то все-таки уникальность фонетического оформления того или иного значения я бы не ставил на одну доску с уникальностью семантических связей между концептами. Первое - естественно, в силу принципа (обычной) произвольности связи между означаемым и означающим. Второе - не столь естественно, поскольку семантические связи вполне поддаются типологическому описанию, и уникальных семантических связей (особенно в области базовой лексики) в языках мира на самом деле встречается очень, очень мало.
Vladimir Emelianov
Понятно, спасибо. Но все же я не стал бы уравнивать "смерть - четверка" и "мужчина - желание". Второе гораздо более естественно для представления.
Alexandr Rybalka
На иврит совсем не похоже.
Nina Ru
Avestan: mainyeite `denkt', mąnayǝn `man könnte glauben', manah- n. `Sinn'; -maiti- `Sinn, Gedanke, Meinung' (?)