Концепт «деньги» в индоевропейской традиции
…в основе циклического построения древнегерманского рунического ряда лежит идея богатства и собственности, а руны № 1 и 24 являются парными смыслами, материализующими идею «все имущество». На брактеате из Вадстены рунические знаки записывались по кругу: первый знак соседствовал с последним, замыкая перечень в цикл.
Мы разделяем традиционное мнение о неслучайности семантического поля «имущество» в футарке. Биномная природа концепта футарка, реализуемая через более высокий концепт «все имущество, богатство», позволяет объяснить происхождение рунического алфавита в концептуальном плане. Сам рунический ряд мыслится как сокровищница германских народов, некая модель древнегерманского мира.
…Понятия «движимое» и «недвижимое» имущество являются основанием рассмотрения ряда как цикла. Данные члены рунического ряда имеют «стоимостное», или числовое, значение. Первый знак для «f» (I//) ассоциируется, как принято считать (особенно в рунологии), с конкретными объектами - деньгами и скотом, «движимым имуществом», а последний знак, для «о» (ф), - с «недвижимым, наследуемым имуществом».
… Руны № 1 и 24 синонимизируются в их хозяйственном, экономическом, а следовательно, и в «стоимостном» значении: первая символизирует «движимое имущество» - деньги, скот, богатство, а последняя - «недвижимое (или наследуемое) имущество».
…Существует очевидная преемственность первого и последнего члена ряда, поскольку они именуют в паре «все имущество».