mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Дугин о Цветаевой: Россия как страна мертвых


Дугин о Цветаевой: Россия как страна мертвых

Сообщений 1 страница 30 из 38

1

Два рая Марины Цветаевой

Гностические мотивы мы часто встречаем и в поэзии Серебряного века. Так, в стихах, посвященных смерти Р. Рильке, знаменитая русская поэтесса Марина Цветаева оставляет прозрачные намеки на дуальный софиологический гнозис (тема Софии многими женщинами культуры Серебряного века переживалась как нечто глубоко личное, и пример Цветаевой в этом смысле весьма красноречив).

Цветаева пишет в стихотворении «Новогоднее» , размышляя о смерти и обращаясь к только что умершему Рильке:

Сколько раз на школьном табурете:
Что за горы там? Какие реки?
Хороши ландшафты без туристов?
Не ошиблась, Райнер — рай — гористый,
Грозовой? Не притязаний вдовьих —
Не один ведь рай, над ним другой ведь
Рай? Террасами? Сужу по Татрам —
Рай не может не амфитеатром
Быть.

Здесь самое важное: Цветаева указывает на гностическое представление о том, что есть два рая; один подлежит демиургу и состоит в торжестве невежества, не омрачаемого никаким подозрением (так в гностической теории Василида произойдет после вознесения третьего сыновства»), а другой, пневматический, располагается в Плероме над демиургом, куда и рвется душа гностика, душа Софии, с которой Цветаева, как и Данзас, отчасти себя отождествляет. И чтобы ни у кого не оставалось сомнений, к чему обращена ее русская дерзкая радикальная мечта Цветаева продолжает:

(А занавес над кем-то спущен…)
Не ошиблась, Райнер, Бог — растущий
Баобаб? Не Золотой Людовик —
Не один ведь Бог? Над ним другой ведь
Бог?

Здесь гностическая интуиция достигает своего поэтического апофеоза. Рильке становится на мгновение проводником в миры предельных созерцаний, и на этом горизонте открывается идея «растущего Бога», что отражает нечто аналогичное догадке Шеллинга о том, что «истинный Бог еще только будет», и сверхразумное откровение того, что над Богом есть еще один Бог. Это уже не Цветаева, это сама София.

Важно, что эта программная поэма, представляющая собой вершину поэтического творчества Цветаевой, включает в гностическую картину мира и Россию, находя ей место в сложной географии боли и трагических подозрений:

Кто –связь кровная у нас с тем светом:
На Руси бывал — тот свет на этом
Зрел.

Россия, по Цветаевой, это страна, наполовину вынесенная в зону посмертного бытия. Как мифическая Ирландия в эпоху Туата де Дананн представляла собой наполовину физическую реальность, а наполовину открытый вход в посмертный мир Сида, мир женщин и мертвых, или как открытые проходы в миры ангелов и демонов у Сведенборга, Россия Цветаевой становится «промежуточным миром», зависшим между жизнью и смертью, между физическим и духовным. Страна двойственной и противоречивой Софии. И далее Цветаева емко и совершенно (завершённо) формулирует идею о вселенской миссии России, о ее интегральном всеединстве в контексте европейской, а также мировой культуры.

Налаженная перебежка!
Жизнь и смерть произношу с усмешкой,
Скрытою — своей её коснёшься!
Жизнь и смерть произношу со сноской,
Звёздочкою (ночь, которой чаю:
Вместо мозгового полушарья —
Звёздное!)
Не позабыть бы, друг мой,
Следующего: что если буквы
Русские пошли взамен немецких —
То не потому, что нынче, дескать,
Всё сойдёт, что мёртвый (нищий) всё съест —
Не сморгнёт! — а потому, что тот свет,
Наш, — тринадцати, в Новодевичьем
Поняла: не без- а все́-язычен.

Цветаева настаивает: к мертвым надо обращаться не на том языке, на котором они говорили при жизни, а только по-русски, так как – и здесь Цветаева касается высшего горизонта русской идентичности – «тот свет – наш»; Россия и есть смерть, а так как смерть в гностицизме есть начало истинной жизни, а физическое телесное бытие – пребывание в могиле, то страна того света есть страна Воскресения и истинного бытия, страна Святой Софии. Именно поэтому Цветаева делится своими девичьими откровениями (скорее всего, того же периода, когда она «сколько раз на школьном табурете») на Новодевичьем кладбище (снова Новый и Девичий – ссылки на Софию) – страна смерти понимает все языки, и русский язык как язык этой страны Смерти есть все-язык, а значит, язык мертвых.

0

2

Цветаева похоронила Россию в "Лебединном Стане".
"Идет по луговинам лития
Таинственная Книга Бытия
Российского где судьбы мира скрыты.
Дочитана и наглухо закрыта.
И ветер рыщет рыщет по степи
Россия!Мученица!С миром спи!"
Кстати я тебе уже говорил по телефону что если не будет России мир провалится в тартарары что Россия всегда возрождается в разных формах и что "страна без нас страна на Марс"-это тоже Россия. Цветаева ее не приняла? Это ее личные проблемы. Стихотворения где хоронят страну я всегда осуждаю кем бы они ни были написаны.

0

3

У нее не так. У нее русский язык оказывается языком всех умерших людей в мире, потому что Россия - это уже царство мертвых.
Головин говорил, что в России живут не люди, а лешие и русалки, которые только притворяются людьми - русскими. По крайней мере, так Дугин пересказывал Головина.

0

4

Что касается конкретно ХХ века, то Г.Б. Кремнев учил меня, что Россия умерла 2(15) марта 1917 г., а мы теперь существуем в ее загробном бытии, посмертии.

0

5

Это и была позиция Цветаевой.
И проходят цвета пепла и песка
Революционные войска
Нету лиц у них и нет имен
Заблудился ты кремлевский звон
В этом ветренном лесу знамен
Помолись Москва ложись Москва
На вечный сон.
Но я как москвич вечно курьерящий в самых глубинах города заявляю что Москва на вечный сон не легла и не ляжет никогда. Москва-живая. Пусть и не такая величественная как в советскую эпоху но все равно живая.

0

6

Так если мы все уже живем в посмертии, то так и должно быть: после смерти люди ощущают ярче и посмертный мир кажется им настоящим и насыщенным, а земная жизнь - более тусклой, лишь преддверием современной.
Об этом писали Макдональд и Льюис, оговариваясь: "Всё это есть уже у Платона".

0

7

Ненавижу Ахматову с Цветаевой.
Так вот откуда все эти Земфиры, Арбенины, Сургановы...

0

8

Откуда мы вообще можем знать что чувствует человек в посмертии?

0

9

Александр это слишком. Я лично люблю и "Лебединный Стан" Цветаевой и красные стихи Маяковского. Для меня Цветаева и Маяковский-две России которые должны наконец преодолеть пропасть протянуть друг к другу руки обьединиться. А насчет Ахматовой...........Ты подумал о том кем бы мы все были если бы не ее сын?Все евразийство создал один человек. Не Дугин нет. Дугин-последователь. Основателя евразийства звали Лев Николаевич Гумилев.

0

10

Кстати кто-нибудь в курсе что у Цветаевой муж был сменовеховцем и евразийцем? Максим наверняка в курсе.

0

11

Да дело не в том, кем он был.
А в том, что любой человек с поэтическим вкусом не может не любить стихи Цветаевой. Они гениальны вне зависимости от политической позиции. Ее "белые" стихи изумительные, как и "красные" стихи Клюева.

Ахматова - это, прямо скажем, на любителя и вовсе не гениально. Потому что, как говорил ее муж Николай Гумилев, "из города Киева, из логова змиева я взял не жену, а колдунью".

0

12

Леший и русалки живут в паралельных Россиях. Измерений бесконечное множество. Гуляя по русскому лесу ты лешего не встретишь. А если встретишь значит это уже аналог данного леса в ином измерении. И даже если место-то самое где ты был до этого десятки раз выйти оттуды ты уже не сможешь. Это как номер 1408 у Стивена Кинга.Вроде номер тот же а соседние окна исчезли ибо измерение иное.Точно также и тут нет соседних тропинок а если они есть по ним лучше не ходить. Если пошел и пришел туда откуда пришел как то рассказывают былички о леших значит повезло. Нашел ту дверь через которую вошел и смог через нее же и выйти. Но заметь что нет быличек о тех кого леший не водил по одному и тому же месту. Такие люди исчезают навсегда ибо оказываются в тех частях паралельного леса из которых нет выхода в этот лес. Но мы кажется отвлеклись. Итак люди живущие вокруг нас-не лешие лешие живут в иных измерениях. И необязательно это мертвые мы.С чего ты решил что они вообще когда-либо жили в нашем мире  и в наших телах?А русалки даже если и жили сейчас живут тоже в паралельных измерениях. Любой заложный покойник паралелен нашему измерению. Это тот кто в нашем мире уже не живет но и Бог его к себе тоже не берет. Он ни к тому ни к другому миру не принадлежит он как бы между мирами.

0

13

Так это и жена Булгакова говорила что Ахматова-колдунья.А насчет Марины Ивановны то и в политической позиции тоже дело. Некоторые ее белые стихи звучат актуально и по сей день.
Не лебедей это в небе стая
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает тает.
Старого мира последний сон
Молодость-Доблесть-Вандея-Дон.
Марина Цветаева когда это писала и не могла знать что часть донских земель через 96 лет будут уничтожать каратели которые возьмут себе название Национальная Гвардия в честь тех кто уничтожал Вандею. Но она как будто это увидела. У поэтов ведь очень часто бывают прозрения в будущее.

0

14

Ну мне вообще Серебряный век представляется диссидентским подобием Золотого. Да, талантливо, но революционные произведения - животворящие.
Потом Хрущёв реставрировал бездарную копию этого Серебряного века.

0

15

Серебряный Век породил поэтов которых почитает любой красный. Блока Маяковского Клюева Есенина. Они все между прочим поддержали Октябрь.

0

16

Не надо путать бездуховное социал-дарвинистское диссидентство с эпохой Блока который говорил:"Отойди от меня сатана отойди от меня буржуа".

0

17

Не надо смешивать одно с другим. А Марина Цветаева если бы ей сказали что "белогвардейская рать святая" под командованием Полковника Стрелкова будет действовать в Донской Вандее в 2014-ом году неужели бы не обрадовалась?

0

18

Да, несомненно.

Конечно, мы, русские - не мертвые вообще. Но мы являемся как бы мертвыми относительно дореволюционных русских и являемся как бы лешими относительно европейцев. Ведь Головин рассказывал, что римляне, дойдя до устья Дуная, провели гадания и обнаружили, что за Дунаем люди не могут жить и обустраивать цивилизацию, за Дунаем - место жизни для духов, а не людей. Вот почему в России никогда не будет буржуазного комфорта, говорил Головин.

Очень важно насчет двух измерений, что есть точки, где эти два измерения прямо соотносятся.
В индийских и румынских рассказах Элиаде это одно и то же место в двух разных временных измерениях. Герои попадают то в одно, то в другое. В одном рассказе дом стоит заброшенный и пустой, но когда герой ходит там с мистическим евреем-проводником, то слышит, как люди жили в этих комнатах сто лет назад и какая была планировка комнат.

Но это еще детский лепет по сравнению со случаями, когда одно и то же место в двух разных измерениях имеет разный облик. Так у Макдональда, где куст в одном измерении является роялем в другом измерении, отсюда поговорка "рояль в кустах". Или в "Сильвии и Бруно" Кэрролла, где в двух измерениях действуют два разных набора персонажей, которые попарно соотносятся со своими двойниками в другом измерении.

0

19

Вот ее донские стихи.
Марина Цветаева
«Дон»

                         1

Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.

Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.

Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...

Старого мира - последний сон:
Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.

                         2

Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
- Где были вы? - Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Дону!

- Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.

                         3

Волны и молодость - вне закона!
Тронулся Дон. - Погибаем. - Тонем.
Ветру веков доверяем снесть
Внукам - лихую весть:

Да! Проломилась донская глыба!
Белая гвардия - да! - погибла.
Но покидая детей и жен,
Но уходя на Дон,

Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать - векам.

0

20

А вот так они звучат сегодня.
Стрелковская армия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Армия Стрелкова святая
Белым видением побеждает
Нацгвардиям всех времен
Да будет кошмарный сон
Северный Донец Вандея и Дон.

0

21

Посвящается тем кто погиб сражаясь под началом Стрелкова.
Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
- Где были вы? - Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Донце!
- Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Северный Донец.
                         3

0

22

Это про день оставления Славянска когда еще не знали что Донецк удастся отстоять.
Волны и молодость - вне закона!
Тронулся Донец. - Погибаем. - Тонем.
Ветру веков доверяем снесть
Внукам - лихую весть:
Да! Проломилась донецкая глыба!
Стрелковская армия - да! - погибла.
Но покидая детей и жен,
Но уходя на Донец,
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на луганский храм,
Стрелковская армия - векам.

0

23

Пропаганда гомосексуализма, педофилии и зоофилии, супружеской неверности, космополитизма - имели место в Серебряном веке?
А рифмоплётство в символизме? Брюсовское, бальмонтовское?

0

24

Ну что могут стихи Цветаевой звучать актуально?Будь она сейчас жива-она бы именно это сейчас и писала.

0

25

У Шарля Бодлера и Густава Флобера тоже описывались половые извращения. Может их тоже надо ненавидеть?

0

26

Лев Каждан написал(а):

Ну что могут стихи Цветаевой звучать актуально?Будь она сейчас жива-она бы именно это сейчас и писала.

Я думаю, она поддержала бы победителей.

0

27

Каких победителей?Украинских националистов?Про Петлюру в "Лебединном Стане" ничего нет видать не интересовала ее эта тема. Но у другого белого офицера-Михаила Афанасьевича Булгакова-показано как белые офицеры относились к петлюровцам. Уверен что Эфрон относился к ним точно также.

0

28

Победителей с нашей стороны.

0

29

А вот еще что могла бы написать Цветаева.
УКРОПИИ.

О, дева всех румянее

Среди карпатских гор -

Галиция!

Галиция!

Галиция!

Позор!

Пол-ДэНэР  прикарманила,

Астральная душа!

Встарь - мовою туманила,

Днесь - танками пошла.

Пред русскою шахтеркою -

Не опускаешь вежд,

Прокатываясь танками

По ржи ее надежд?

Пред горестью безмерною

Сей маленькой страны,

Что чувствуете, бандеровцы:

Галиции сыны??

О мания! О мумия

Величия!

Сгоришь,

Галиция!

Безумие,

Безумие

Творишь!

С объятьями удавьими

Расправится силач!

За здравье, Новороссия!
А Ужгород под венграми под венграми словачь!

В хрустальное подземие

Уйдя - готовь удар:

Донецк!

Луганск!
Донецк!
Луганск!
И Новороссия наздар!

Отредактировано Лев Каждан (2014-09-26 00:32:11)

0

30

Кроме Серебряного века был и Бронзовый. 1990-х - 2000-х. Отсюда альманах Олега Фомина "Бронзовый век".

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Дугин о Цветаевой: Россия как страна мертвых


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно