Вот и наступил высокоторжественный праздник Рождества Христова у православных христиан. Как и всегда, особенно приятно в этот день поздравить с днем рождения и с благополучным окончанием нелегкого поста Александра Гельевича Дугина.
Но сегодняшний день - особенный и для мусульман. Ровно 65 лет назад в Каире скончался шейх Абд-уль-Вахид Яхья, более известный как Рене Генон.
«…Казалось, он знал, что умрет, и после полудня 7 января совершил очень интенсивный зикр, поддерживаемый по бокам женой и одним из членов ее семьи. Рассказывают, что в тот день от его пота исходил аромат цветов. Наконец, он обратился с просьбой разрешить ему умереть, что доказывает, что ему был ведом час своей кончины. Женщины умоляли его пожить еще немного. В конце концов, он спросил жену: «Неужели мне нельзя уйти? Я так сильно страдаю!» И она ласково ответила: «Под покровительством Аллаха!» Он скончался сразу после того, как сделал одну или две дуа. Еще одна деталь: его кот, который был в прекрасном здравии, начал стонать и через несколько часов помер».
Абд-уль-Вахид Яхья. "Раб Единого, Иоанн". Преданный раб неоплатонического, плотиновского Единого, наотрез отказывавшийся говорить от собственного имени. "Слушайте не меня, но Логос", как у Гераклита. "Слушайте не меня, но Традицию".
Великий католический традиционалист Гвидо де Джорджо сказал тогда: "Он ушёл не сломленный: не сломленный и одинокий, нищий и нагой, с одним лишь именем на устах, Именем, в котором растворяется всё, что утверждается перед Его ликом, поскольку то, что не есть Он, суть ничто и не может быть; тем Именем, в котором всё есть ничто и ничто не есть всё, всё должное умереть, дабы жил Он, Он, единственный в полноте своей радикальной безмерности, следуя коей нет ничего, что не было бы Им" (http://evolist.livejournal.com/135967.html).
Спустя десятилетия современный католический исследователь жизни Генона Люсьен Мероз удивленно скажет: "В том и состоит величие Рене Генона, что он добровольно всё жертвует "какой-то абстракции", с юных лет вступает на тернистый путь, ведущий его от треволнений мира, вообще от этого мира в ледяному одиночеству, в котором разрешаются все противоположности, уничтожаются все противоречия. Эта "абстракция" вовсе уже не абстракция - по крайней мене, не в дурном смысле этого слова, ибо она для него становится такой действительностью, по сравнению с которой все остальные кажутся вовсе не существующими. Но чтобы достичь ее, человек должен совершенно смириться, стать всего лишь Рабом Единого".
Абд-уль-Вахид? Скорее, Шахид-уль-Вахид - Свидетель Единого. "Рене Генон - верховный свидетель Традиции в современном мире", - сказал католический традиционалист Даниэль Колонь. "Он не был светом, но он свидетельствовал о Свете". О немерцающем, ослепительном свете платоновского Единого, который в свое время погубил Владимира Эрна во время его солярной инициации (http://mahtalcar.livejournal.com/155734.html).
Задумаемся, хорошо ли известен нам Генон? Несколько лет назад даже произошла небольшая дискуссия между теми, кто считал, что надо рассматривать Генона в совокупности всей его деятельности, и теми, кто опирался изолированно лишь на его социологию. Но ведь еще Шпенглер говорил, что нелепо рассматривать ключевые положения философии Платона или Аристотеля, стыдливо умалчивая об их космологии с учением о (кажется) 316 видах конусов, из которых состоит мироздание. Точно так же мы не поймем важнейших доктрин Генона, если закроем глаза на его малоизвестные высказывания вроде: "Шамбаруш – ни ангел и не архангел; он – царь правоверных (му’мин) джиннов. Возможно, к настоящему времени уже мертв (перешел на иной уровень бытия) и нынешнего царя зовут Маймун".
В последние три года в России начался геноновский книгоиздательский бум. В 2013 г. издательство "Владимир Даль" выпустило две маленькие книжечки "Наука чисел" (в которую вошло знаменитое раннее математическое сочинение "Принципы исчисления бесконечно-малых") и "Наука букв". В 2014 и 2015 гг. переводчик Андрей Игнатьев самиздатовским способом опубликовал прославленные труды 1920-х годов "Теософизм (История одной псевдорелигии)" и "Заблуждение спиритов", содержащие убийственные разоблачения Блаватской, Олкотта, Анни Безант, Виатта и целого легиона оккультных сатанистов и мошенников. Для русского читателя эти издания особенно интересы отсылками к русской части биографии Блаватской, ее столкновений с Всеволодом Соловьевым и т.д.
Наконец, в 2013-2014 гг. на русский язык были переведены два фундаментальных научных исследования: "Рене Генон: премудрость посвящения" католического историка философии Люсьена Мероза и "Наперекор современному миру: традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века" английского исламского традиционалиста Марка Седжвика.
Наступающий 2016 год - юбилейный, это год 130-летия со дня рождения и 65-летия со дня смерти Генона. Учитывая всё вышесказанное, я полагаю, что Год Генона в России можно объявить открытым.