ПРОБЛЕМЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Беседа главного редактора газеты "Аль-Кудс"
доктора Шаабана Хафеза Шаабана
с Его Высокопреосвященством,
митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым)
Ваше Высокопреосвященство, одной из "горячих точек" на нашей планете сегодня является Иерусалим. Проблемы этого города уникальны, как уникален он сам, ибо там находятся святыни как христиан, так и мусульман. В то же время Израиль, аннексировавший Иерусалим, после войны 1967 года, проводит политику "сионизации", "иудизации" города, постепенно вытесняя оттуда как христиан, так и мусульман. Какова точка зрения Русской Православной Церкви на эти проблемы?
Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ специалистом в области внешней политики, и мне трудно судить о специфически политических аспектах этого вопроса. О его сложности и болезненности говорит тот факт, что уже более сорока лет ближневосточная проблема является одной из самых острых в международных отношениях. Что же касается религиозной стороны вопроса, то нынешнее положение вызывает безусловную озабоченность. Достаточно вспомнить имевшее место в 1992 году осквернение иерусалимских христианских святынь - тогда было совершено осквернение Храма Гроба Господня: разбита дарохранительница со Святыми Дарами, вырван "с корнем" Святой Крест, веками стоявший на Голгофе, разбита священная утварь из двух алтарей Голгофы. Глумлению (причем, не впервые) подвергся также образ Пречистой Божией Матери.
Подобных примеров можно - увы! - привести множество. Еще раньше в Горненской обители Иерусалима были убиты две русские православные монахини, среди бела дня совершено хулиганское нападение на православного Иерусалимского Патриарха Диодора I. Судить о том, кто конкретно планировал и осуществлял эти акции, я не могу в силу отсутствия информации, но совершенно очевидно, что таким образом христоненавистники пытаются запугать православных.
Более того, делается все, чтобы изолировать христиан и предотвратить распространение нашей святой веры. Еще в 1991 году наша печать ("Комсомольская правда", например) писала о том, что советские евреи, принявшие православие в СССР и эмигрировавшие затем в Израиль, подвергаются там серьезным гонениям. Один из них, назвавшийся Владимиром, сказал тогда буквально следующее: "Поскольку Израильское государство немедленно лишит меня гражданства, если узнает, что в 1986 году я был крещен в Русской Православной Церкви в Москве, то мне приходится вести такой образ жизни, чтобы скрывать свою истинную веру". Безусловно, иудейский религиозный экстремизм таит в себе серьезную угрозу миру и является одним из главных факторов, препятствующих урегулированию ближневосточного кризиса.
Вы упомянули о евреях, эмигрирующих из СССР (а теперь из России) в Израиль. Знаете ли Вы, что этот поток эмигрантов, увеличивающий население Израиля и распаляющий его агрессивные устремления, создает для его соседей массу проблем? Тем более, что они заселяют наши земли, на которых издавна жили предки палестинцев, чей шестимиллионный народ был подвержен сионистами безжалостному геноциду. Почему Россия не хочет ограничить эмиграцию евреев?
Это вопрос государственной политики, а не церковной, и его лучше было бы задать какому-нибудь компетентному государственному деятелю. Я со своей стороны могу лишь сказать, что искусственное ограничение права на выезд из России неприемлемо в качестве инструмента решения этой проблемы. Тем более, что русско-еврейские отношения складывались и складываются весьма непросто. Слишком глубокий кровоточащий след оставил в русской истории еврейский экстремизм. Сейчас в русском национальном самосознании происходит осмысление этого факта. Поэтому эмиграцию той части еврейской общины в России, которая считает для себя неприемлемыми новые реальности, надо признать вполне естественным процессом.