http://library.donetsk.ua/index.php?tar … p;show=458
Памяти мыслителя Леонтьева
13 января в «Русском центре» открылась книжная выставка «Памяти Леонтьева», посвященная 185-летию со дня рождения.
Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) – выдающийся русский философ, публицист и писатель. «Прорицатель грядущей России», «русский Ницше», «консерватор и охранитель» – таковы лишь немногие характеристики этой исторической личности. Главный вопрос жизни Леонтьева – судьба любимой России. Поражает точность его прогноза по вопросам развития Запада, взаимоотношения Европы и России, исторических судеб русского государства.
Творчество Константина Леонтьева можно отнести к тем незаслуженно забытым страницам истории и культуры России, которые только теперь открывает современный читатель.
Вниманию посетителей представлена книга Леонтьева К. Н. «Избранное» (М., 1993). В издании наиболее полно представлены основные произведения по социально-философским и литературно-критическим проблемам, актуальным и сегодня. Автор дает ответы на многие вопросы, в числе которых: что такое славянство, правомерно ли понятие «русский человек», что такое государство, останется ли им Россия…
В издание Леонтьева К. Н. «Храм и церковь» (М., 2003) вошли религиозно-философские произведения, посвященные роли Православия, России и русского народа в истории европейской и мировой цивилизации. Леонтьев своими политическими пророчествами, которые расходились с либеральными ожиданиями русской интеллигенции, шокировал современников.
В серии «Русский путь» Русским Христианским гуманитарным институтом издана уникальная 2-томная антология «К. Н. Леонтьев : pro et contra» (СПб., 1995).
Книги знакомят с наиболее интересными публикациями конца XIX - начала ХХ в., посвященными философу. В первый том вошли статьи как известных философов и писателей серебряного века: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, так и менее известных современному читателю: священника И. И. Фуделя, А. А. Александрова, В. В. Бородаевского и др. Часть материалов публикуется впервые.
Во второй том включены самые значительные книги ХХ столетия о Константине Леонтьеве, принадлежащие изгнанникам Николаю Бердяеву и Юрию Иваску. Книга снабжена комментариями.
В монографии Музы Д. Е. «Константин Николаевич Леонтьев : личностный миф и драма идей в контексте поиска духовного смысла истории» (М., 2012) рассмотрены вопросы индивидуальной биографии и специфики идейного наследия выдающегося русского консервативного мыслителя К. Леонтьева. Автор стремился развить леонтьевские интуиции применительно к задачам, которые стоят перед современной русской цивилизационной теорией, а также исследованы истоки нынешнего положения восточно-христианской цивилизации и проанализированы упущенные ею исторические шансы.
На выставке также представлены периодические издания, на страницах которых немало статей, посвященных К. Н. Леонтьеву.
Название статьи А. М. Черныша «Константин Леонтьев о характере русского народа» (Социально-гуманитарные знание. – 2011. – № 2. – С. 210–218) говорит само за себя. Она посвящена взглядам крупного русского мыслителя консервативной направленности XIX века на русский народ и его характер.
Н. М. Северикова в своей статье «К. Н. Леонтьев. «Византизм – духовная ценность общества»» (Москва. – 2013. – № 2. – С. 187–200) вспоминает, что после распада СССР одной из важнейших функций России стало сохранение единства народов. Именно в сплочении с другими народами состоит сила не только России, но и всех восточно-христианских народов. Именно Константин Николаевич оценил деяния создателя Византийской империи Константина Великого, первым употребил термин «византизм» и ввел его в систему философских понятий.
В журнале «Новое литературное обозрение» (2013. – № 3 (121). – С. 352–256) предоставлена рецензия А. Тесли «Константин Леонтьев в кругу собеседников и учеников» на книгу О. Л. Фетисенко «Гептастилисты : Константин Леонтьев, его собеседники и ученики». По мнению автора рецензии, основная ценность работы О. Л. Фетисенко – плотное включение Константина Леонтьева в контекст русской консервативной мысли того времени.
Выставка продлится до 28 января.