Эльфийская традиция насквозь деметрическая. Настолько, что даже Солнце и Луна считаются в ней древесными плодами. Жизненной силе растений (=Земли) положен примат над светилами Неба - только так можно трактовать сюжет о свете Двух Древ, что существовал до (и был "чище") солнечного и лунного света.
Нисколько не удивительно, что центральными фигурами эльфийского общества являются "Белые Богини" - Мелиан, Галадриэль. Из этого же ряда - практика эвокации имени "Эльберет".
Характерно, что в истории Средиземья регулярно повторяется мотив бракосочетания человека с женщиной-эльфом (Берен и Лутиен, Туор и Идриль, Арагорн и Арвен), архетипом которого служит, в свою очередь, союз эльфа Тингола с "богиней" Мелиан, но полностью отсутствует типичный, например, для мифов индоевропейских народов вариант сочетания бога со смертной женщиной. Между тем именно от таких соитий, согласно античной точке зрения, произошло поколение Героев. Она была, к слову, известна и самому Толкиену, если судить по его переложению легенды о Сигурде.
Исходя из сказанного про эльфийскую концепцию света, довольно новое звучание приобретают слова Гэндальфа, сказанные им Балрогу на мосту Казад-Дума: "Я владею пламенем Анора. Огонь Удуна не поможет тебе".
Удун - это Утумно, примордиальная северная твердыня. Переводя на язык Традиции, клич Серого мага должен интерпретироваться так: "Я служу сокам Матери-Земли. Свет Севера [Aurora Borealis] бессилен против нее".
К этому можно добавить, что имя "Саурон" близко арийскому "Сурья", т.е. Солнцу. По сути, это аллюзия на концепцию Солнца, альтернативную эльфийской. Саурон обитает на Востоке и его эмблемой является Око ("Солнце - око Неба"). На Запад он попадает как пленник и там символически умирает (развоплощается). Но затем "воскресает" вновь - на Востоке.
Вообще, демонизация Толкиеном Севера и Востока достаточно красноречива.
К слову, было бы любопытно порассуждать на предмет того, что 12 (9 людских + 3 эльфийских) колец соответствуют 12 месяцам (7 гномьих - 7 дням недели), тогда как Единое Кольцо будет символом Года или даже Jahr Gottes в виртовском понимании.
Кольценосцы-Назгулы очень четко подходят под описание инициатического ордена. А вот семь палантиров, хочет этого кто-то или нет, невольно навевают ассоциацию с "семью башнями Сатаны", т.е. с контринициацией.
Возможно, горцы Белых гор, не пошедшие с Исильдуром против Саурона, не столько нарушили клятву, сколько следовали принципам своей - солнечной? - традиции. У Толкиена горные народы (ангмарцы, рудаурцы), вообще, как правило, выводятся в негативном ключе. Почти все положительные сообщества проживают на равнине и занимаются земледелием - еще одно подтверждение авторского деметризма.
Вообще, если в толкиеновском цикле и есть аналог Агарты (странно, что более очевидные параллели в таких "традиционалистских", как стало принято утверждать, текстах почти не прослеживаются), то это как раз Страна Мертвых в глубинах Эред Нимраис. Древний донуменорский центр, ушедший после появления заморских "гостей" под горы, подобно тому, как скрылся под водами град Китеж при монгольском нашествии. Ведь что делают "мертвые", помогая Арагорну? Спасают страну от умбарских корсаров - потомков своих врагов-нуменорцев.