mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья А. Шмакова "Толкиен и Традиция?"


Новая статья А. Шмакова "Толкиен и Традиция?"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Эльфийская традиция насквозь деметрическая. Настолько, что даже Солнце и Луна считаются в ней древесными плодами. Жизненной силе растений (=Земли) положен примат над светилами Неба - только так можно трактовать сюжет о свете Двух Древ, что существовал до (и был "чище") солнечного и лунного света.

Нисколько не удивительно, что центральными фигурами эльфийского общества являются "Белые Богини" - Мелиан, Галадриэль. Из этого же ряда - практика эвокации имени "Эльберет".

Характерно, что в истории Средиземья регулярно повторяется мотив бракосочетания человека с женщиной-эльфом (Берен и Лутиен, Туор и Идриль, Арагорн и Арвен), архетипом которого служит, в свою очередь, союз эльфа Тингола с "богиней" Мелиан, но полностью отсутствует типичный, например, для мифов индоевропейских народов вариант сочетания бога со смертной женщиной. Между тем именно от таких соитий, согласно античной точке зрения, произошло поколение Героев. Она была, к слову, известна и самому Толкиену, если судить по его переложению легенды о Сигурде.

Исходя из сказанного про эльфийскую концепцию света, довольно новое звучание приобретают слова Гэндальфа, сказанные им Балрогу на мосту Казад-Дума: "Я владею пламенем Анора. Огонь Удуна не поможет тебе".

Удун - это Утумно, примордиальная северная твердыня. Переводя на язык Традиции, клич Серого мага должен интерпретироваться так: "Я служу сокам Матери-Земли. Свет Севера [Aurora Borealis] бессилен против нее".

К этому можно добавить, что имя "Саурон" близко арийскому "Сурья", т.е. Солнцу. По сути, это аллюзия на концепцию Солнца, альтернативную эльфийской. Саурон обитает на Востоке и его эмблемой является Око ("Солнце - око Неба"). На Запад он попадает как пленник и там символически умирает (развоплощается). Но затем "воскресает" вновь - на Востоке.

Вообще, демонизация Толкиеном Севера и Востока достаточно красноречива.

К слову, было бы любопытно порассуждать на предмет того, что 12 (9 людских + 3 эльфийских) колец соответствуют 12 месяцам (7 гномьих - 7 дням недели), тогда как Единое Кольцо будет символом Года или даже Jahr Gottes в виртовском понимании.

Кольценосцы-Назгулы очень четко подходят под описание инициатического ордена. А вот семь палантиров, хочет этого кто-то или нет, невольно навевают ассоциацию с "семью башнями Сатаны", т.е. с контринициацией.

Возможно, горцы Белых гор, не пошедшие с Исильдуром против Саурона, не столько нарушили клятву, сколько следовали принципам своей - солнечной? - традиции. У Толкиена горные народы (ангмарцы, рудаурцы), вообще, как правило, выводятся в негативном ключе. Почти все положительные сообщества проживают на равнине и занимаются земледелием - еще одно подтверждение авторского деметризма.

Вообще, если в толкиеновском цикле и есть аналог Агарты (странно, что более очевидные параллели в таких "традиционалистских", как стало принято утверждать, текстах почти не прослеживаются), то это как раз Страна Мертвых в глубинах Эред Нимраис. Древний донуменорский центр, ушедший после появления заморских "гостей" под горы, подобно тому, как скрылся под водами град Китеж при монгольском нашествии. Ведь что делают "мертвые", помогая Арагорну? Спасают страну от умбарских корсаров - потомков своих врагов-нуменорцев.

0

2

Ответ Григория Бондаренко:

Конечно же я с Вами несогласен. Но спорить или даже рассуждать об этом нет уже никакого смысла.
Только три пункта для Ваших размышлений.
1. Земля (Арда) времени Двух Деревьев или двух плодов - это Земля до искажения, до падения (sic!) Нуменора и до исчезновения прямого пути.
2. На севере согласно христианской апокрифической традиции был заключен Люцифер.
3. Эльфы проснулись и начали свой путь на востоке Земли на берегах внутреннего моря Хэлкар.

0

3

Мой комментарий.

Постараюсь прокомментировать весь текст.

1. Несомненно, женские образы цариц - "белых богинь" - очень сильны у Толкиена, и это не его прихоть, а устоявшаяся кельтская и британская традиция, ярко проявившаяся в литературе (Джордж Макдональд, Уильям Моррис, лорд Дансейни). Да даже с Томаса Лермонта начиная и заканчивая нашим Микушевичем! И брак именно человека-короля с царицей-фейри - константа в рамках этой Традиции. Не наоборот!

2. Вместе с тем, не следовало бы забывать и не менее сильные и яркие мужские образы царей и властителей у Толкиена. Они вполне уравновешивают по силе аналогичные женские, на мой взгляд. А уж в таких случаях, как Феанор, Туор, Турин, позже нуменорские и гондорские императоры - маскулинность налицо.

3. Удун, Утумно переводится как У-Дун, "Не-Запад". Хотя Удун был на севере, но Не-Запад это все-таки скорее Восток. Дилемма Восток-Запад у Толкиена двоится! Да, часто у него зло приходит с Востока (но иногда - и с севера, и с юга), а одного из Назгулов зовут Кхамул - Тень Востока (возможно, намек на французский Grand Oriente, учитывая совпадение французского календаря 1792 г. с нуменорским месяцесловом - происхождение от Черных нуменорцев?)
Но, с другой стороны, на Востоке впервые пробудились эльфы у озера Куйвиэнэн. На Востоке впервые пробудились люди при первом восходе Солнца (хотя в первый раз Солнце взошло на Западе и в последний раз взойдет там же - здесь совпадение с исламской Традицией!)
Характерно, что у Толкиена "дун" - Запад. А по-китайски "дун" - Восток. Переворачивание? См. на эту тему статью в "Несторе" 2005 (постараюсь найти ее у себя в архиве, вроде была в Сети?).

3. Демонизирован ли Север у Толкиена? Изначально - тоже нет, как и Восток! Изначально на Севере и Юге - Два Светильника (еще раньше Двух Древ!) Лишь после Моргот разбил светильники и основал на оскверненном Севере Утумно.
Демонизированы ли Север и Юг сами по себе даже в Третью эпоху? Нет: Арнор и Гондор - две ветви одного царства. Лунная династия в Арноре и Солнечная династия в Гондоре.

4. "Тайный Огонь" во фразе Гэндальфа - это тот самый Тайный Огонь из "Айнулиндалэ", т.е. Святой Дух, "сокрытый в Илуватаре", который не смог найти Мелкор. Об этом написано много: а книгу Колдекотта "Тайное Пламя" на русском Вы знаете. Так что это Св. Дух в Боге, а никакие не "соки Матери-Земли", к которым ангел Гэндальф не имел никакого отношения. У него вообще на пальце было Кольцо Огня. (Три эльфийских Кольца - Огня, Воды и Воздуха. А не Земли - она удел гномов!)

5. Ни из чего не видно, чтобы 9 колец плюс 3 кольца должны были бы вдруг означать 12 месяцев года. Это абсолютно произвольное толкование.

6. Число же "семь" может навевать очень разные ассоциации. И привязывать семь палантиров именно к семи башням сатаны, а не к любой другой сакральной семерке в любой Традиции, было бы очень странно. Как насчет Семи Королей Агарты? (Мысль Борозенца.) http://www.arthania.ru/content/alvy-i-agarta

7. Есть у Толкиена горцы-варвары, которые описаны негативно, но столько же примеров и позитивных описаний: большинство гномов, живущие в горах дикари-друадан, даже эльфы иногда жили в горах (Гондолин).

8. У эльфов не было какого-то особого культа деревьев, это же не энты. Эльфы любили камни куда больше, чем растения. Из 14 Валар одна лишь Яванна занимается деревьями, а она все-таки имеет статус куда ниже Варды (Эльберет). Axis Mundi в разных местах толкиеновской Традиции - это и гора Таникветиль в Валиноре, и гора Менельтарма в Нуменоре, а вовсе не обязательно лишь Два Древа. Более того: у эльфов не только не было какого-то приоритетного почитания деревьев, но Лесные Эльфы как раз считались самыми захудалыми и далекими от Света из всех эльфов. Самой низшей ступенью в их иерархии.

9. Учение о подземном мире, аналоге Агарты или Шамбалы, вообще не во всех Традициях одинаково развито: мы почти не найдем его ни у римлян, ни у китайцев, ни у германцев (Хель - скорее на Севере, чем под землей!), а у кельтов сиды - тоже далеко не то же самое, что подземный мир.
Вместе с тем образы подземелья ярко присутствуют у Толкиена (у него злые твари живут в самом низу, а добрые гномы - на небольших глубинах, добавим сюда пещеры Хельмовой Пади и проч.) и у К.С. Льюиса (но у него ровно наоборот: сакральный Отец Время спит на большой глубине, а злые гномы живут на небольшой). http://www.arthania.ru/content/eshche-o-gnomakh

0

4

Благодарю за то что последняя артанская ссылке-на меня.д

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Новая статья А. Шмакова "Толкиен и Традиция?"


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно