*Если Бог открывает волю это одно, а если есть сомнение, человек во "мнении".
Тут дело не только во внутренней очевидности воли Бога, но в отсечении воли как условии этого. Человек способен извратить всё, что ему дано. Как отличить самоутверждение от синэргии? Только если Бог открывается напрямую. Кому открывается? Тем, кто не надеется на человеческое и отрёкся.
*Чего в романтизме не было, так это как раз внешних авторитетов. Там была абсолютизация гения субъекта.
В реакционном романтизме есть стремление к мудрости древних и внешних Западу. Но это мечта: учителя разных удалённых школ и эпох не могут давать наставлений конкретному адепту. Согласованием занимается сам романтический гений. А это выводит его из ученика в критика (он сам решает, что принимаеть или нет) и фантазёра (он не вхож в круг школ, авторитетность коих провозглашает). И чем громче провозглашается авторитетность, тем больше подозрения, что это гений борется со своей субъективностью, утверждая её: учение реакционного романтика у авторитета без обратной связи как утверждение первого за счёт второго. Ведь красиво же, что у тебя есть духовный авторитет, а вот кто считает тебя учеником вопрос. Дедушками романтизма были гностики. Провозглашая себя последователями неких духовных учителей, они сами творцы с неясным преемством. Скорее всего, их понятие авторитета было фантазийным, их эзотеризм означал полёт воображения к внутреннему ядру учений, к-м они считали себя причастными.
Реакционный романтик может стать адептом. Но если у него остаётся авторитет за пределами своей школы, значит этот внешний авторитет надуман: настоящий именно действительная передача, длительное воспитание (обучение в различных кругах возможно, но непостоянное). Здесь "романтизм" остаётся, особенно если между школами нет взаимного согласия.
Дальнейшее вызревание романтической линии мы видим в Католической антропологии и мистике, Ренессансе, Протестантстве. Какое-то понятие авторитета везде есть, но романтик бывает и Католиком, и Протестантом. Вряд ли Православным.
*Ответственность за смерть Гоголя и сожжение книги непосредственно несут А.П. Толстой (за халатность) и о. Матвей (яркий пример того, что священник, не будучи святым старцем, не имеет права ничего принципиального советовать, это вне его сферы компетенции).
Святой старец не обязательно знает, что он святой старец. Вы так говорите, как будто уже обосновано, что Гоголь пошёл на смерть зря. А ведь ни его литературные способности, ни невроз, ни уровень святости или несвятости о. Матвея не при чём. Канонических препятствий нет. Кто знает духовное состояние Гоголя перед смертью? Более важно, хорошо ли он сделал, что оставил писательство и умер, а не значение для людей М. Д. и компетенция в них о. М.
*почему в китайской традиции мы не видим ни доктрины циклов,
Кое-где была, но кажется, под влиянием Буддизма. С интересными предчувствиями нашего времени.
*ни эсхатологии в сколь-нибудь явно выраженном виде, притом что чувство прошлого и историзм у китайцев как раз были всегда?
Китай дорожит укорененностью на Земле, любил плоть мира изящно. Отсюда историзм и отсутствие эсхатологии. На Ближнем Востоке много пустыни как следствие катастрофы: сознание драматично. В Индии резкий контраст гор и долины тоже задаёт резкую разнокачественность Представления. Китай скорее уютный сад.
*Эсхатология была утрачена или же отсутствовала с самого начала?
Мне не известно, где вообще эсхатология была изначально. Видимо, она где больше ищут смысла, и древнейшее уже забыто.
Конфуцианство кажется истощением единобожия, оно понятно. Другие Китайские религии очаровательно гипнотизируют, их боишься. То ли тебя успокаивают, то ли угрожают. И где-то смех без звука.