Замечательная книга!
Мы решили представить наш текст наших тезисов для семинара, так сказать "вид с нашей колок башни". Текст далее:
Три гвоздя в Православие
Первое: три гвоздя [в гроб] Православия – это, конечно, не те гвозди, которые заколачивают крышку намертво. Но каждый гвоздь приближает погребение чуждой русским, европейцам – индоевропейцам – религии. Шире их следует понимать и как гвозди Христианству, но контекст и специфика дальнейших тем касается Православия в России и РПЦ МП конкретно.
Второе: мы полностью отказываемся от политических выводов и призывов на основе наших положений. То есть, нас в первую очередь интересуют теологические, метафизические и социально-этнокультурные аспекты Православия, критика их манипулятивной и извращенной природы. Некоторые наши рассуждения будут вплотную подходить к вопросам политической идеологии и повестки дня, но только в силу сущности разбираемых тем и для наглядности, выпуклости примеров. Любые политические выводы и построения мы оставляем за скобками. Если кто-то на основе этих текстов сделает эти выводы и предпримет действия, то они будут целиком на его совести.
Нас интересуют перверсии Православной теологии и практического использования Православия для манипуляций массами.
Третье: мы пишем наши рассуждения с точки зрения Индоевропейской Солярной Языческой Традиции. Для разбора некоторых примеров мы будем как бы «одевать на себя пальто Православия», дабы рассуждать «внутри» контекста. Разумеется, если мы – здоровые язычники – то проблемы Православной теологии и метафизики нас не касаются и могут быть интересны только со стороны, как анатомия врага.
Гвоздь первый: русский – значит Православный
Известная максима, уходящая корнями в Средневековье русской государственности. Аналоги этой формулы есть в латинском мире, где мы видим устойчивый стереотип «итальянец/латинец – это католик», и в Исламе, например: Кавказ – это Ислам, арабы – это мусульмане.
Проблема этой формулы в том, что она не имеет никакого отношения, кроме спекулятивного, к авраамическим религиям. Авраамические религии, кроме иудаизма, строятся на отвержении этнической идентичности, о чем говорит известная строка в Библии: «несть ни эллина ни иудея». То есть, в Христианстве и Исламе религиозная принадлежность выше, качественно лучше и чище чем этническая, народная. Бог (Аллах или Яхве) выше народов, он принимает в свое «рабство» любых людей из любых краев земли.
Язычеству строго соответствует отождествление этнической и традиционной идентичности, язычество само по себе на уровне термина обозначает «общину/общество» в его Сакральном, традиционном (религиозном) срезе. В русском языке это наглядно отражено в слове «языцы» означающем «народы» и одновременно являющемся основанием слова «язычество». Язычество – это народничество, а народничество – это Сакральная Традиция. Это неразрывная семантика слова. В немецком языке такая же ситуация со словом Volk/Folk и Volkische, «народничество».
Поэтому тезис «русский – значит Православный» является ложным, противоречивым и самоисключающимся. Спайка народной и религиозной идентичностей – это языческий реликт, который эксплуатируется в Православии для установления определения и границ «свой/чужой» и применении репрессивного аппарата к «нерусским».
Если священник настаивает на строгости этой формулы, то он выполняет работу по манипуляции (осознанно или нет – не суть). Если на этой формуле настаивает простой мирянин, верующий, то в нем говорит тонкий голос Язычества, требование Большой Идеи для Народа и Традиции, которые в силу истории и манипуляций для него выражены в ложном отождествлении русского народа с чуждой ему религией Православия.
Выходом из этого тупика могут быть следующие переформулировки максимы:
«русский – значит любой [по вероисповеданию]» - либерально-демократическая трактовка;
«русский – значит Язычник» - тогда можно говорить просто «русский» - консервативная и традиционалистская трактовка;
«Православный – значит любой [по национальности]» - исконно Христианская, авраамическая трактовка.
Эти же рассуждения верны и для Ислама на Кавказе, Средней Азии, Индии и Азии, и особенно в Европе.
Эти рассуждения не верны для евреев и Иудаизма, и арабов и Ислама – именно у этих народов переход к авраамизму был продиктован их внутренней сущность и культурой, т.е. Иудаизм и Ислам – это их собственные, родные порождения. Для них максима «араб – это мусульманин», «еврей – это иудей» является аутентичной и естественной.
Гвоздь второй: отделение Церкви от Государства
Исторически союзные отношения Власти и Церкви (Православия) уходят в византийскую модель «симфонии властей», в которой Патриарх управлял Церковью и имел духовную власть, а Император управлял Государством и имел светскую власть. В разные периоды равновесие двух иерархов менялось в пользу подчинения Патриарха Императору, либо в пользу усиления власти Патриарха над Императором. Большим авторитетом над светским правителем обладал Папа Римский на пространстве Западной Империи и католической ойкумены.
Современный союз и симбиоз Власти и Православной Церки продиктован властно-денежными интересами: лояльные массы в обмен на льготы, доступ к диктатуре ценностей и т.п. Это договорные отношения внутри разных групп элит. Церковь учит что Власть от Бога и она блага, указывая приоритеты при голосовании и политическом поведении граждан; Власть дает Церкви налоговые льготы, земельные преференции и защищает ее от «эзотерических» и «духовных» конкурентов: сект, культов и частично от «традиционных» для России религий Ислама, Иудаизма, Буддизма и шаманизма, из которых только шаманизм и есть язычество [в его полу-лубочной форме на сегодняшний день].
Поэтому бессмысленно взывать к отделению Церкви от Государства, де-юре так и есть, де-факто все наоборот. Следует обратить внимание на следующий нюанс.
Отношения между Церковью и Народом строятся на идеальной основе, т.е. Народ верит в Православие, по инерции или нет, но Церковь играет роль своеобразного маяка. Сверху она собирает дань и окармливает паству, но народ по сути сам идет в храмы и приходы, и бескорыстно отдает последние деньги. Но дело даже не в деньгах, сегодня для русского человека Церковь является очень значимым институтом. Церковь – самый разрекламированный продавец «духовности» и де-факто почти монополист в этой сфере.
Из этого следуют дальнейшие выводы:
Бессмысленно взывать к отделению Церкви от Государства, необходимо разорвать связь Народа с Церковью. Отделить Церковь от Народа.
В Православии Церковь – это мистическое «тело Христово», в отличие от Католичества, в Православии Церковь составляется из священства (клира) и прихожан (мирян; в Католичестве – только из клира). Поэтому отделить Народ от Церкви – это означает разорвать «тело Христово» пополам, разрушить и само мистическое понимание Церкви.
Обескровленная Церковь станет неинтересна и Государству.
Современное Язычество не может влиять на повестку дня элит и их отношений между собой. Церковь и Власть, рука об руку, усиливают цензуру и диктатуру смыслов и ценностей.
Но для Язычества очень реально работать в народе, устранять порочную связь людей с нынешним либерал-православием. При этом надо избегать стратегий «научного разоблачения христианства» и «коррупционных скандалов» – народу на это наплевать и это идет в разрез с Традицией, это недопустимый плебейский научно-либерально-скандальный дискурс. Необходимо вести более взвешенную и тонкую работу по перекодированию людей в языческое, фольклорное, народническое русло. Необходимо «Языческое Народничество», проповедь Язычества в массах, указывание на то, что Православие впитало в себя Русскую Традицию и если убрать чуждые наслоения то бОльшая часть обычаев останется с нами, мы вернемся Домой, в Духовный Дом.
Отделить Народ от Церкви – это более существенная, фундаментальная, метафизическая задача со многими рисками и потенциалом.
Гвоздь третий: Катехон как издевка
В Православном богословии есть концепция Катехона – Удерживающего. Суть Катехона в том, что пока он есть, т.е. Удерживает – Антихрист не может воцариться в мире. Т.е. Катехон своим наличием и усердием препятствует распространению «беззакония» и власти Дьявола; он – центр Веры, символ.
Согласно христианской эсхатологии, после воцарения Антихриста и краткого периода его царствования на землю во второй раз придет Спаситель, одержит победу над злом и свершит Суд, после которого заканчивается земная история. Праведные получают воздаяние, грешники – наказание. То есть период царствия Антихриста краткий, но драматический, за которым следует финальная битва и конец истории. Праведным он «на руку», грешникам – нет, ибо это время погибели. При этом догматически все уже предопределено, т.е. неизбежно.
В реальности Катехон – это [Христианская/Православная] Империя и её Император: Византийская Империя – Второй Рим, потом происходит трансляция Империи на Московское княжество – Третий Рим, «а четвертому не быть». Праведное Государство и Император – оплот сил Бога в мире, пока он есть – Антихрист не может воцариться в полной мере. Исторически последний Катехон – Российская Империя – был упразднен, «взят от среды», после революции 1917 года. Многие расценивали приход большевиков именно как Антихриста. После уничтожения Российской Империи происходит финализация наступления эпохи Модерна и модернисткого мировоззрения в мировом масштабе.
Сегодня квази-патриоты православного, монархистского и т.п. толка вновь говорят о возрождении, «открытии после сокрытия» Катехона в образе современной России и её правителя, на основе обострения конфронтации с Западным миром (США) и его ценностями. Фигурой Катехона пытаются искусственно сакрализировать современный анти-сакральный режим [либерально-православный симбиоз Церкви и Государства на основе материальных интересов].
С точки зрения Языческой Метафизики в конце света (Апокалипсис христиан) нет ничего плохого, ибо мир цикличен и возродится вновь. В христианской эсхатологии Апокалипсис страшен Антихристом и Страшным Судом, но царство Антихриста – это залог Второго Пришествия. Пока Антихрист не воцарится – Иисус не придет; пока Иисус не придет – грешники не получат кары, а праведники – воздаяния; пока не воцарится Антихрист – мир будет пребывать в длительном [нескончаемом] состоянии деградации, медленно наступающего развращения и упадка.
Из этого вытекает интересный взгляд на фигуру Катехона как ПРЕПЯТСТВУЮЩУЮ, МЕШАЮЩУЮ Второму Пришествию Иисуса Христа. Пока в мире есть Удерживающий – он отсрочивает Страшный Суд и Второе Пришествие. Он не дает появиться Царю Антихристу, на бой с которым выйдет Сын Божий. Катехон удерживает метафизический, метаисторический зазор между Модерном, современным упадком и его уничтожением во время Апокалипсиса, после которого по языческой циклической доктрине времени будет новый цикл, а по христианской – конец истории и благодать. Удерживающий тянет время, мешает. И тут есть две версии, говорящие о природе как самого Катехона, так и Христианства-Православия в целом:
1) Катехон – это правая рука Антихриста, они действуют сообща и концепция Удерживающего есть успешно внедренное в Христианство заблуждение и искушение Дьявола. Единственный получатель выгоды от отсрочки Апокалипсиса – это Антихрист и массы грешников. Таким образом можно установить что Антихрист и Катехон представляют из себя симфонию властей; Антихрист уже правит, уже его царствие, и Катехон удерживает его власть отсрочивая Второе Пришествие. Священная Империя – это Империя Грешников.
2) Христианство, чающее Второго Пришествия и установления вселенской благодати, и одновременно утверждающее идею Катехона, который отсрочивает этот момент своим удержанием, является шизофреническим и садомазохистким учением в своей сути. Учение о Катехоне вскрывает два противоположных вектора, два взаимоисключающих мнения внутри одного учения и мировоззрения (шизофрения), к тому же желание Одного и одновременно утверждение Второго, которое отдаляет и перекрывает доступ к Первому – это самобичевание, садомазохизм и психическая аутоагрессия. Таким образом, христианское общество – христиане – это носители патологии, чреватые её экстремистскими и агрессивными формами по отношению как к себе, так и к окружающим. Неслучайно психоанализ З. Фрейда очень много внимания уделял системам табу в религиях, особенно в христианстве. Шизофрения и садомазохистская патология подготовили среду из которой выросли психоанализ, психиатрия и психомедицина [дополненные еще сексуальным измерением и толкованием З. Фрейдом].
Попытки возрождения Катехона в современном русском Православии – это попытки утверждения патологии на уровне мышления и преступления на уровне Метафизики, ибо а) Третий Рим – Московский Катехон – уже пал, «а четвертому не быть»; б) Конец Мира предрешен на уровне Метафизики, это Должное Мира, он ДОЛЖЕН быть. Любые попытки вбить клин между «текущим» и «Концом» – это посягательство на законы мироздания, даже на законы самого христианского Бога, который установил этот ход истории. Оттягивание Второго Пришествия и Апокалипсиса метафизически преступно, и этими преступниками являются Антихрист и его Христианство и Православная Церковь в частности.
Заключение
Повторимся, что мы оставим за скобками все политические выводы из этих трех гвоздей в Православие. Сделаем лишь оговорку что нас не устраивают ни левые, ни правые ни либералы в любых их формах, все их шаги на основе этих тезисов будут глупы и ложны.
Мы поставили себе цель указать на три слабых места этносоциологии, теологии и метафизики Православия, выбить у него из под ног его опоры и «скрепы». Сфера философии и духовности нас интересует приоритетно. Не забывайте об этом.