Из "Фрагментов" Новалиса.

"Каждый гражданин государства является государственным чиновником. Доходы он получает только в качестве такового. Абсолютно неправильно считать короля первым чиновником государства. Король не является гражданином государства, а потому не является государственным чиновником".
"Король - такой же жизненный принцип для государства, как солнце - для солнечной системы. Вокруг этого принципа сосредоточивается высшая жизнь государства, его световая атмосфера. В гражданине она более или менее минерализуется..."
"Король и королева защищат монархию лучше, чем 200-тысячная армия".
"Большая ошибка наших государств в том, что государства почти не видно. Государство должно быть видимо везде, каждый человек - считаться гражданином. Введение значков и мундиров представляется мне вполне допустимым. Кто считает всё это ничтожным, не понимает своеобразия нашей природы".
"Цветущая страна является художественным произведением более царственным, чем парк... Страна, услаждающая ум и сердце, могла бы стать немецким изобретением; ее изобретатель стал бы королем изобретателей".
"Настоящий государь - это художник художников, т.е. директор художников. Каждый человек должен быть художником. Всё может стать художественным творчеством".
"Не следует ли предпочесть такое правление, при котором крестьянин больше бы радовался куску заплесневелого хлеба, чем жаркому, и от всего сердца благодарил Бога за счастье родиться в этой стране?"
"Германский дух не ограничивается каким-либо одним государством, как и романский, эллинский или британский, - речь идет об общечеловеческих типах, которые в каком-то определенном месте просто возобладали над остальными и сделались всеобщими. Немецкость есть подлинная народность, а потому - идеал".

К этому великолепному учению о традиционной сакральной монархии, которая превращает всё государство в произведение искусства, а всё население - в тяглых служилых людей в их художественной ипостаси - надо добавить только то, что между 1797-98 годом, когда писались эти фрагменты, и 1800 годом, годом "Христианстве или Европы", Новалис пришел к выводу, что речь может идти не о какой-либо национальной монархии, хотя бы и прусской, а только о единой Империи.