В.В. Емельянов:
На 9 Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость. Все эти запреты распространяются на полные сутки — и на ночь, и на день. Поэтому заканчивают есть еще до наступления 9-го Ава и не едят в сумерки на исходе этого дня.
А теперь вспомним запреты, которые Гильгамеш дает Энкиду перед тем, как тот спускается в Подземный мир доставать биту и мяч. Что он ему говорит?
"Ты не должен носить чистые одеяния - они поймут, что ты чужак.
Ты не должен умащать себя елеем - иначе они тебя окружат, слетевшись на его аромат.
Ты не должен бросать палку в преисподнюю - не то окружат тебя убитые такой палкой.
Ты не должен держать в руке посох из кизилового дерева - не то духи сочтут себя оскорбленными.
Ты не должен надевать кожаные сандалии на свои ноги.
Ты не должен целовать любимых жену и сына.
Ты не должен бить нелюбимых жену и сына". (184-197)
А знаете ли, чем заканчивается этот шумерский текст про Гильгамеша и Подземный мир?
"Полдень прошел, короны его коснулся.
Бильгамес поминальный обряд исполнял,
На девятый день поминальный обряд исполнял,
Юноши и девицы Унуга, все старухи Кулаба плач завели,
Как это было положено". (UET 6 60, 10-14).
Этот же девятый день (вариант: девять дней) упоминается в Астролябии Б в строках о месяце Абу:
«В месяц Ненегар (Абу) жаровни зажжены, Ануннаки факелы подняли, Гирра нисходит, с Шамашем равняется; месяц
Гильгамеша, когда девять дней юноши в борьбе и
атлетике по кварталам своим соревнуются». Шумерский вариант: "на девятый день".
В другом шумерском тексте "Смерть Гильгамеша" говорится про месяц Ненегар как праздник покойников, во время которого устраиваются соревнования при свете факелов. И этот праздник посвящен Гильгамешу.
Т.е. шумерский ритуал существовал, когда еще не было никаких евреев, а был ими заимствован.
С. Карапетов:
"Гирра нисходит, с Шамашем равняется"...
Я, конечно, не большой знаток аккадского, но Гирра - Ярэах (Луна), Шамаш - шемеш (Солнце). Чёткое указание на равноденствие. Так что, +9 дней - это либо конец марта, либо конец сентября.
В конце сентября-начале октября, 10 тишрея, то есть через 9 дней, после Рош а-Шана(sic!), наступает Йом Киппур, Судный День, когда условия поста так же строги - запрет на еду, питье, омывание, умащение, супружескую близость, кожаную обувь и аксессуары и т.д.