Владимир Емельянов

21 июня в 23:41 ·

Пока шел мой доклад на Тронских о родстве шумерского языка, в мозгу у докладчика роились удивительные вещи. Проговариваемое было делом давно решенным, говорил во мне какой-то второй человек, певец ртом, а первый был занят мышлением на новую тему. Вдруг открылось, что можно написать историю основного философского вопроса - идеальное и материальное - с соматической точки зрения. И это оказывается удивительно прозрачно. Идеальное первично для истории мышления. И в настоящее время можно уже точно сказать, что идеальное в сознании самих древних людей связано с кровью, спермой и работой сердца. Во многих языках мира душа и кровь это по сути одно (например, сино-тиб. yi). Сердце связано с понятием смысла, мышлением и переработкой чувств. А вот само представление об идее и идеальном неразрывно связано со спермой и потенцией. Причем этимологически первичным является желание, затем представление (визуальное и слуховое), а после того - мышление представляемого и его образ в сознании человека. И существует некая общечеловеческая основа, которая звучит как man и передает все эти оттенки. Она встречается в огромном числе языковых семей и входит в список глобальных этимологий.

Borean (approx.) : MVNV
Meaning : to think
Eurasiatic : *manu
Afroasiatic : *man-
Sino-Caucasian : ST *ńV̄̆m 'mind, think'
Austric : PAA *mɨŋ 'hear' ( > PST *mVn?), PAN *maŋmaŋ 'stare, look', *nemnem 'think'
Amerind (misc.) : *ma(n) 'know, see' (R 412 *ma(k)); *muni 'see, look' (R 610) [+ A]; *mena 'wish' (R 859) [+ A K]
African (misc.) : Bantu *-màn- 'know'.

Если мы ее развернем, например, для афразийских языков, то будет

Proto-Afro-Asiatic: *(ʔV-)mVn-
Meaning: know, test
Borean etymology: Borean etymology
Semitic: *mVnVw- 'count; test, try' ~ *ʔVmVn- 'be certain, believe'
Western Chadic: *man- 'know'
Central Chadic: *ma/un- 'analyze' 1, 'understand' 2 ,'surely' 3
East Chadic: *min- 'warn'
Central Cushitic (Agaw): *ʔamVn- 'believe' (?)
Low East Cushitic: *man- 'mind'
Warazi (Dullay): *Hemen- 'see'

Мы видим, что здесь задействована еще и вера.

А теперь посмотрим конкретно на примерах из арабского языка: вот корень mnj ‛желать, понимать, думать, считать’. От этого корня образованы слова umniyyatun ‛желание, мечта’, tamannin ‛желание, пожелание’, manan ‛судьба, смерть’, munyatun ‛пожелание, желание, цель’, но также и manawiyyun ‛семенной, сперматозоид’, imnā'un ‛выливание семени, эякуляция’ (Баранов, 1985, 770). А в аккадском со староаккадского времени был глагол menû(m) ‛любить’, от которого происходит существительное mēnum ‛любовь’ (CDA, 207).

Теперь становится абсолютно ясно, что идея и идеальное являются проекцией потенциального и желания его актуализации на всех уровнях личного бытия. Думаю, что шумерское МЕ также возникло из основы man/men, поскольку эквивалентом этой категории в силлабариях несколько раз выступает аккад. dūtu "мужская потенция" (CAD D, 202).

Но гораздо более серьезной проблемой оказывается для древнего мышления материя и материальное. С одной стороны, в клинописи обозначения предметов, изготовленных из какого-то материала, предваряются знаком для этого материала. Деревянное изделие сделано из дерева, кожаное из кожи. Но при этом дерево, кожа, металл не воспринимаются как вещество в абстрактном смысле. Есть понятие "вещь", но нет понятия о веществе, о материале. И соответственно нет понятия о материи как субстанции вещности мира. Почему? Возможно, потому, что соматически до материи дойти нельзя. Чтобы понять материю, нужно дистанцироваться от своего тела и своей деятельности. Чтобы понять материю, необходимо сперва поставить вопрос о первостихиях, а затем о мельчайших элементах. Насколько мне сейчас известно, до вопроса о первостихиях вавилонская мысль дошла только в V в., одновременно с греческой. А вот до мельчайших элементов ни вавилонская, ни египетская мысль не дошла, это удалось только грекам и индийцам. И удалось это им потому, что в тех традициях произошло не только отделение человека от тела и деятельности (аскетизм и отрешение философа), но и отделение индивидуума от коллектива и его потребностей.

Это может означать, что понимание материи и материального возможно только при условии нескольких отчуждений (человека от тела, индивида от коллектива). А все эти отчуждения произошли в границах осевого времени. Навязанная нам мыслью 19 века борьба идеального и материального, стало быть, представляет собою на деле борьбу телесного и внетелесного (абстрактного) начал мышления, и по сути такая борьба бессмысленна, потому что оба типа мышления находятся в отношении дополнительности. Идеалистическая, т.е. телесная мысль, является интуицией биологического и проекцией календарного влияния, а материалистическая, т.е. сугубо рациональная, конструирует мир на основе логических категорий. Но неучет каждой из них приводит к неполноте в постулируемой модели мира.