mahtalcar

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Критика универсализма Рене Генона


Критика универсализма Рене Генона

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

https://vidya613.wordpress.com/2016/05/17/критика-универсализма-рене-генона/ - Любопытный и на мой взгляд, верный по интенциям текст Семена Жаринова (https://vk.com/zharinov1984)

Не отрицая огромной важности работ Рене Генона, как для религиоведения, так и для консервативных социологии и философии, хотелось бы отметить о возможном пересмотре, хотя бы в рамках русского традиционализма, учения об Изначальной Традиции. Считаем важным для евразийского традиционализма в критике современного мира идти еще далее «вправо», чем европейские традиционалисты, т.к. идея метафизического универсализма, возможно, имеет современные корни…

«Возражений не вызывает тезис о едином источнике различных традиционных форм…
[ ]
…Имеет место горизонтальная передача, которая могла часто весьма изменяться и даже искажаться (что и доказывают «прамонотеисты»), причем, не только вследствие тех или иных культурно-исторических причин, но, что нельзя исключать, и вследствие причин «духовного» порядка. Что касается вертикальной передачи, то можно вспомнить слова о том, что Дух Святой «дышит, где хочет». Поэтому, правомерно признать возможность некоторой истинности различных традиций, обусловленной откровением как источником той или иной традиционной формы. Тем не менее, это еще не означает признание того факта, что полноценных традиций может наличествовать несколько».
[  ]

Утверждая полноценность, т.е. истинность различных традиционных форм, таких как индуизм, суфизм, даосизм и православный исихазм, мы релятивизируем догматическую, философскую, ритуальную и психотехническую составляющие этих традиций.

0

2

Сергей Бородай в комментарии к публикации этой статьи на странице Сперанской (https://www.facebook.com/natella.speran … nref=story):

Да, все в целом логично, об этом многие говорили. Однако не учитывается, что внутри большинства традиций действительно есть "универсалистское" измерение, которое позволяет утверждать, что данная традиция наиболее полно выражает Истину, но другие традиции тоже выражают Истину, хотя и не полно (что, впрочем, не мешает "метафизической реализации"). В христианстве эту линию можно найти у Иустина Философа, Климента Александрийского, Максима Исповедника (не говоря уже о западных мыслителях позднего Средневековья - раннего Возрождения). В исламе это вполне эксплицитно заявлено у суфиев, особенно в школе Ибн Араби. Насколько я понимаю, это также есть в некоторых школах махаяны (напр., в школе татхагатагарбхи). Про индуизм в целом трудно сказать (он не только религио-центричен, но и этно-центричен), но отдельные индусские святые - вроде того же Рамакришны - допускали возможность разных путей. Короче говоря, критикуя (вполне справедливо) Генона, не следует ограничивать традиции их внешним измерением (христианство - ритуалом и догматами, ислам - фикхом и каламом и пр.), на глубинном уровне действительно существует тенденция к универсализации мистического опыта (хотя это не означает возможность концептуально оформленной "универсальной метафизики" - ведантистской, геноновской, христианской или какой-угодно иной)
ps. представления автора об исламе довольно узкие. А между тем в исламе есть обширная дискуссия на указанную тему, о чем сейчас довольно много литературы (в т.ч. на русском языке)

0

3

"универсалистское" измерение, которое позволяет утверждать, что данная традиция наиболее полно выражает Истину, но другие традиции тоже выражают Истину, хотя и не полно (что, впрочем, не мешает "метафизической реализации").

Ну да, я примерно так и считаю.

Не то чтобы я верил Жаринову. Мне не нравится большинство его сочинений. А с Сергеем Бородаем я сразу нашел общий язык.

0


Вы здесь » mahtalcar » О Традиции и традиционалистах » Критика универсализма Рене Генона


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно