По преданию у Пророка Мохаммеда было девять мечей, но наиболее известным и окруженным тайной является меч ЗУЛЬФИКАР (Dhu al-Faqar).

Версии происхождения Зульфикара колеблются от полностью мистической до достаточно реалистичной:

Реалистичные версии сходятся к тому, что этот меч достался Мохаммеду в качестве трофея в битве при Бадре — первом крупном сражении между мусульманами и курайшитами, датируемой 624 годом. Мусульмане одержали победу и захватили множество трофеев с поля боя, одним из которых и считается Зульфикар. Однако же, нет никаких точных сведений о том, кто был его прежним владельцем.

В руках пророка оружие приобрело магическую, сокрушительную силу. «Меч, — сказал Мохаммед, — ключ небес и ада».
По преданию, Мохаммед передал (по другой легенде – завещал) Зульфикар своему двоюродному брату и зятю Али после битвы при Ухуде (Оходе), датируемой 625 годом.

По мистической же легенде утверждается, что меч для Али принес с небес сам архангел Джибраил после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зульфикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Обретя великий меч, Али одним ударом разрубил щит и шлем врага, повергнув его за землю.

Тогда по легенде Мохаммед и произнес свою знаменитую фразу, которую по сей день гравируют на клинках мечей: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Именно в руке выдающегося воина Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. По преданию, этот меч не только имел два лезвия, но и обладал волшебными свойствами: он разил только виновных, невиновного же человека убить им было нельзя. Когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, подбрасывая его, в случае же нужды меч вновь оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Но известная в Средней Азии легенда гласит, что этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен по всем должным обычаям. Захоронение нужно было произвести как можно быстрее, чтобы обломки Зульфикара срослись, и он вновь встал на стражу границ мусульманского мира.

Расходятся и версии дальнейшей судьбы меча Зульфикара и даже его облика:

По одной из версий Зульфикар остался в семье Али, передаваясь из поколения в поколение, и послужил еще не одному воину. В данный момент он хранится в музее Топкапы.

Вторая версия является более интересной и значимой для мусульманского мира: по ней меч не сохранился и имел два лезвия.

От обычного оружия его отличает то, что он имеет волнистый, раздвоенный у острия клинок. Именно такой вид клинка является одним из главных символов ислама. Именно его копии с названием Зульфикар распространялись в дальнейшем по мусульманскому миру.
(фото 3)
Происхождение этого типа клинков достаточно таинственно и до сих пор идут споры о его изначальном предназначении. Часть мнений сходится к тому, что данный клинок вышел из индийских видов двулезвийного оружия: (фото 1 - Джамадхар (катар))
Что, впрочем, не подтверждено и является лишь одной из многочисленных догадок.

Наибольшее распространение сабли «зульфикары» получают в XVIII-XIX веке, хотя есть свидетельства и о более ранних их появлениях. В основном это оружие предназначалось для знатных особ в качестве парадного образца, как боевое оно не использовалось. Зульфикары подчеркивали важность высокопоставленных лиц и их «близость» к таким священным фигурам, как Мохаммед и Али.

Вариации на тему «Зульфикара» очень разнообразны. Некоторые экземпляры содержатся в различных музеях мира, например, в Запорожском музее истории оружия.(фото 2. Зульфикар, представленный в коллекции запорожского музея истории оружия. Датируется XVIII — первой половины XIX вв. Изображение взято с сайта музея.)

Нужно заметить, что в Коране и других письменных источниках времени «официального появления зульфикара» отсутствует описание этого оружия. Поэтому на данный момент невозможно точно сказать, что же представлял собой знаменитейший из мечей Пророка.