Прочитал треть книги Уждавиниса (у меня и кое-какие другие его сочинения есть, но эта книга - безусловно главная, дело всей его жизни). Написано невероятно живо и увлекательно.
Тезисно его выводы пока что сводятся к следующему:
1. Истинной философией следует считать жреческие практики Древнего Египта. Именно практики, а не только учения. Становясь на путь соединения с Первопринципом, философ уподобляется священному животному или иным его символам и эманациям.
2. То, что было тайной доктриной изначально, во времена Нового царства, особенно после антитрадиционных выходок выродка Эхнатона, стало широко предаваться огласке. В дальнейшем эти знания о метафизическом пути обожения личности перешли к другим соседним народам, включая греков.
3. Гомер, Фалес, Пифагор, Сократ, Платон адаптировали египетскую философию к уровню понимания своих современников и заложили основы будущего среднего платонизма и неоплатонизма - непреходящей вершины и непререкаемого образца философии вообще.
4. В раннем христианстве основное внимание следует уделять той линии, которая считала себя преемницей Philosophia perennis, хотя и стремилась приписать ее только к христианству. В то же время иудаизм наследовал убийце Традиции и Философии Эхнатону, он антиметафизичен в своей сущности, несмотря на роль Моисея.
Что у Уждавиниса разъяснено плохо: роль других традиций, помимо египетской. Он постоянно упоминает Месопотамию, но всякий раз не к месту, ибо ее учения и практики находились, мягко говоря, в противоречии с египетскими. Сюда же следует отнести "проходные" параллели с индийской и суфийской традициями. Сводя суть греческой традиции лишь к египетским и иным ближневосточным заимствованиям, Уждавинис чрезмерно игнорирует собственные корни греческой и римской традиций, давно уже описанные Эволой и де Джорджо.
Впрочем, продолжаю читать.