Единое понятие «КАМ», как служителя культа в тэнгрикамстве, манихействе, буддизме, христианстве, зороастризме.
Казакский доктор исторических наук К.У. Торланбаева в статье «Ритуальные кружения в доисламских верованиях и исламе: универсализм и уникальность» со ссылкой на источники указанные в ДТС, а также на исследование немецкого тюрколога, специалиста по доисламской религии уйгуров, профессора Peter Zieme (zieme@bbaw.de) – «Manichäsch-türkische Texte» и работу американского профессора религиоведения Johan Elverskog (johan@smu.edu) – «Uygur Buddhist Literature» говорит о том, что термин «кам» (QAM) исходя из письменных источников Восточного Туркестана был связан с функциями служителей религий в общинах: манихейской, буддийской, христианской и зороастрийской.
К.У. Торланбаева считает, что термин «кам» был заимствован сибирским шаманизмом у согдийцев и у других, перечисленных выше, религий, и что не только сам этнографический материал, собранный в 19 – 20 вв. не может считаться более древним по отношению к письменным источникам этих религий, но и то, что алтайский шаманизм – также более позднее явление. Хотя она приводит мнение В.В. Радлова и Л.П. Потапова о том, что сибирский шаманизм – менее всего подвергался влиянию других религий. При этом к мнению В.В. Радлова и Л.П. Потапова можно было бы добавить суждения по этому вопросу Г.Н. Потанина, С. Ландышева, Н.М. Ядринцева.
С.Ландышев пишет («Космогония и феогония…») о том, что алтайские «языческие предания» имеют свои особенности, свои подробности и ГЛУБОКУЮ ДРЕВНОСТЬ, и сходствуют с соответствующими библейскими повествованиями. Об этом же сообщает и Г.Н. Потанин в очерке об алтайцах, который приводит в своей книге В.В. Сапожников «Пути по русскому Алтаю»: алтайцы были ИЗОЛИРОВАНЫ в своих горах от внешних религиозных влияний, которым подверглись монголы и казаки (кыргызы). Он говорит об громадных запасах алтайских преданий и библиотеки фольклора, о ЦЕЛОСТНОСТИ алтайского камства (а не то, как пишет К.У. Торланбаева со ссылкой на Л.П. Потапова о расколовшемся состоянии алтайского шаманизма). Н.М. Ядринцев в своих очерках путешествия по Алтаю («Алтай и его инородческое царство…») говорил, что у центрально-азиатских народов архаические верования и обычаи сохранились в первозданном, чистом виде. «Шаманизм, доселе мало исследованный, представляет ДРЕВНЮЮ, весьма распространенную религию, ПРЕДШЕСТВОВАВШУЮ буддизму, магометанству и проч. Это был род политеизма, из которого родилась целая мифология, героический эпос, поклонение предкам и проч». Он говорил, что именно здесь, в Сибири «открываются первобытнейшие мифы человечества во всей наготе» и именно «здесь часто, видно родство и сходство» центрально-азиатской мифологии и мифологии арийских племен. Н.М. Ядринцев отмечает, что Г.Н. Потанин в IV выпуске этнографических материалов собранных им во время путешествия по Сибири и Центральной Азии «дал доказательство общности европейского и азиатского мифа и его распространенности». При этом указывается, что САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и древность языческих центрально-азиатских мифов НЕ ПОДЛЕЖИТ СОМНЕНИЮ.
Взаимозаменяемость же терминов КАМ/ХАМ и КЕМ/ХЕМ в связи с исследованием соотношения соответствующих топонимов, гидронимов, этнонимов и антропонимов - КАМ/ХАМ/КЕМ/ХЕМ может говорить об изначальном древнейшем месте формирования понятия КАМ именно на территории Саяно-Алтайского горного комплекса.