Тут вот что отмечу.
любопытны рассуждения Джеймса Фрейзера, который в своей работе “Золотая ветвь”, приводит общую эволюционную схему для такого типа божеств [8]. Он утверждает, что всего можно выделить 4 стадии, по которым проходит развитие представлений об “умирающем и воскресающем божестве”. Первая стадия – “дух зерна”: на этом этапе у человека только зародилась идея о том, что на плодородие почв можно как-то воздействовать, используя сверхестественные силы. “Дух зерна” – это далеко ещё не божество, относящееся пока к анимистическим верованиям. Примером таковых представлений могут служить обряды с последними несжатыми колосьями, в которых, как представляется земледельцу, содержится “дух зерна”, способный возродить плодородие почвы, если его умилостивить. Вторая стадия таких представлений, по мнению Фрейзера, состоит в эволюции “духа зерна” в более сложную религиозную систему, суть которой можно выразить словосочетанием владетель зерна. На этой стадии мы имеем более сложную концепцию верований, в которой место “духа зерна”, этой плодородной силы заключённой в колосьях, занимает нечто более могущественное, что, однако, является пока безличным существом. На следующей стадии формирования представлений об “умирающем и воскресающем божестве” человек начинает персонифицировать владетеля зерна, наделяя его ещё большей силой и какими-то личными характеристиками, однако ограничивая его почитание временными рамками. Наглядно это прослеживается в обрядах с чучелом на определённых празднествах. На этой стадии, к слову, остановились религиозные верования славян, почитающих, например, в образе Ярилы не до конца сформировавшегося “умирающего и воскресающего бога”. Он предстаёт скорее в образе “персонифицированного праздника”, не носящем постоянный характер и почитаемый лишь в весеннее время, ввиду ритуальных празднеств в честь оживления природы после зимнего сезона. Именно этот непостоянный характер почитания и различает последние две стадии, отделяя “персонифицированный праздник” от божества, к которому можно отнести Персефону, Думузи и т.д., и о которых мы ещё поговорим. Интересно, что зарождение этих представлений, Фрейзер относит к периоду неолитической революции. В этом плане он не одинок и этой точки зрения придерживается ряд учёных, среди которых Сергей Александрович Токарев, Мирча Элиаде и т.д.
Так вот. Для меня лично Христос всегда воспринимался в первую очередь как Бог-Хлебушек.
В детстве у меня была книжка с иллюстрированными пословицами, и к пословице "Хлеб всему голова" там был нарисован хлеб в виде страшного человека. Я испытывал сакральный ужас перед ним. Потом понял, что Христос и есть Хлеб, как Он сам сказал ученикам.
Фрейзера я читал уже во взрослом возрасте, и считаю, что приводимые им факты только подтверждают это.