Николай Рерих, художник высот
Искусство Николая Рериха обрело широкую извест-
ность во всём мире. В Соединенных штатах, стране, где
тресты существуют даже в интеллектуальной области, оп-
ределенный круг лиц приобрел права на самую значимую
часть художественного наследия Рериха; учреждением
Музея общества Рериха, проведением конференций и из-
данием притягательной периодики («The Archer») они ста-
раются создать «движение» вокруг личности художника.
Живописец Рерих и в самом деле не ограничивался
живописью. Своими полотнами, так же, как и другой, бо-
лее широкой деятельностью (он писал стихи и статьи,
публиковал отчеты о путешествиях в Азии), он, прежде
всего, желал привить вкус к высокому порядку в совре-
менной реальности.
Живописные работы его в основном изображают
природу, относительно простыми средствами, хотя стиль
не лишен декоративности — характер изображения про-
буждает необычное чувство присутствия «под открытым
небом», чувство почти высвобождения.
Должно быть, это воздействие на зрителя следует
приписать не тем субъективности и фантастичности, ко-
торые Рерих накладывает на изображаемую реальность,
но, прежде всего, естественному величию самих изобра-
жаемых предметов. Постоянной темой его полотен ока-
зываются Гималайские горы; титаническая, преображен-
ная природа Гималайской гряды с высотами головокру-
жительных пиков, с пропастями, безымянным молчанием,
небесной ясностью.