Прочитал этот роман, написанный в 1826 г. - самый знаменитый из романов аристократа-роялиста Виньи.
Роман очень идеологизирован. С целях улучшения сюжета там есть отступления от истинной хронологии: ряд лиц, на самом деле умерших в 1630-е годы, действуют на страницах романа в 1640-42 гг., но важно не это.
Весь роман - это сплошной обвинительный акт против Ришелье и его приспешников, обвинение их в абсолютном зле и сатанизме, в том, что они убили всех лучших людей Франции, а потом еще и друг друга перебили, как пауки в банке.
Идеал Виньи - это феодальная вольница, когда дворяне равноправны с королем и заправляют в провинциях. Централизация и уравнительство Ришелье, по его мнению, вырвали с корнем исконное дворянство и оставили короля наедине с народом, открыв путь революции.
Дюма многое в романах о мушкетерах списал с романа Виньи, т.е. занимался плагиатом. Сцена дуэли перед вражеским бастионом и его захват (у Виньи - испанская крепость Перпиньян в Каталонии, у Дюма - Ла-Рошель) и целый ряд других сцен явно является плагиатом со стороны Дюма у де Виньи.
Но разберем подробнее политические вопросы.
Юный Сен-Мар, движимый негодованием на подлости, убийства и расправы кардиналистов с лучшими людьми Франции и мечтая оформить свой тайный брак с герцогиней Марией Мантуанской (которую насильно выдают замуж за Владислава Вазу Польского), встает во главе заговора. В 1642 г., когда и Людовик XIII, и Ришелье уже при смерти и почти не ходят, Сен-Мар сколачивает группу во главе с братом короля Гастоном Орлеанским, герцогом Бульонским и значительной частью армии. Сам король Людовик XIII, показанный в романе как квартианец, но очень слабый и нерешительный, поначалу поддерживает их и дает добро на заговор. Они должны поднять восстания войск во имя короля против кардинала и захватить самого Ришелье в плен, а если он будет сопротивляться, то испанская армия должна захватить его в плен. Королева Анна Австрийская помогает заговорщикам до тех пор, пока они не подписали договор с Испанией. Но это уже для нее неприемлемо, она отходит от заговора, не желая уступать территорию испанцам.
Но Людовик XIII опять меняет мнение, трусливый и жалкий Гастон Орлеанский бросается в ноги кардиналу и раскрывает весь заговор. Подбрасывают пророчество Нострадамуса о казни Сен-Мара и де Ту (его друга, который не имел отношения к заговору и добровольно пошел на смерть вместе с другом). Ришелье заставляет Людовика подписать постановления, передающие всю власть в стране в руки кардинала. Мазарини следует за Ришелье по пятам и всему учится у него.
Дважды в романе Людовик отправляет Ришелье в отставку, но через полчаса возвращает его назад, т.к. не может в одиночку справиться с текущими делами и бумагами. Людовик как квартианец хочет помочь Карлу I Стюарту и замириться с Габсбургами. Ришелье же, оплакивая Стратфорда как своего коллегу, отказывает в помощи Карлу I и помогает квинтианским мятежникам в Португалии - отделиться от Испании, а в Каталонии - восстать против Испании. Ришелье решает присоединить Каталонию к Франции.
В итоге в сентябре 1642 г. Сен-Мара и де Ту казнят. За 2,5 месяца до смерти Ришелье и за полгода до смерти Людовика XIII, который очень подло предал своего фаворита.
Заговорщики во главе с королевой готовы освободить Сен-Мара перед самой казнью, но он отказывается и добровольно идет на плаху.
Персонажи романа постоянно пророчествуют о неминуемости революции после того как кардинал уничтожил независимое дворянство, заменив его чиновниками. Они идеализируют Генриха IV. С почтением ссылаются на тамплиеров. Среди заговорщиков есть наследники Лиги Гизов, но к ним примыкают и некоторые гугеноты, недовольные кардиналом. Важен эпизод, когда заговорщики поднимают парижскую чернь на баррикады против Ришелье, но увидев, что толпа представляет собой быдло и гопников, пугаются и начинают бояться народа. Они предрекают будущие беды от баррикад и народной революции.
В литературный кружок Сен-Мара входили Мольер, Корнель, Декарт, Мильтон.
Роман заканчивается игрой кардинала и короля в шахматы, когда Ришелье своей ладьей (=Башней - символом Квинты) ставит пат обессиленному Людовику XIII, который отдает своих детей кардиналу в заложники. В последних строках романа Корнель и Мильтон разговаривают о том, что, желая лишь своей власти и регентства, расчистил почву для революции. "Но почему он так трусливо прикрывается именем короля? - спрашивает Мильтон. - Я уезжаю к тому, кто более последователен, чем Ришелье, и доведет дело до конца. К Кромвелю". Так оканчивается роман.